По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 21.02.2013 N 14 "Об утверждении программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области на 2014 - 2020 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
РЕСУРСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 21 февраля 2013 г. № 14

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

В целях планирования мероприятий по со финансированию из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации и формирования сводных обобщенных показателей разрабатываемой федеральной целевой программы приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области на 2014 - 2020 годы" (далее - программа).
2. Отделу интенсификации растениеводства (Малеев И.А.) обеспечить представление программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в срок до 1 марта 2013 года.

И.о. министра
В.Н.БАРХАТОВ





Утверждена
приказом
министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
от 21.02.2013 № 14

ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

(далее - Программа)

1. Паспорт Программы


Наименование - "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного
Программы назначения Нижегородской области на 2014 - 2020 годы"

Основание для - Доктрина продовольственной безопасности Российской
разработки Федерации, утвержденная Указом Президента Российской
Программы Федерации от 30 января 2010 года № 120;
- Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
- Концепция федеральной целевой программы "Развитие
мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России
на 2014 - 2020 годы", утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года
№ 37-р;
- областная целевая программа "Развитие агропромышленного
комплекса Нижегородской области на 2013 - 2020 годы",
утвержденная постановлением Правительства Нижегородской
области от 04.12.2012 № 882

Государственный - министерство сельского хозяйства и продовольственных
заказчик ресурсов Нижегородской области
Программы

Основные - министерство сельского хозяйства и продовольственных
разработчики ресурсов Нижегородской области;
Программы - федеральное государственное бюджетное учреждение
"Управление "Нижегородмелиоводхоз" (далее - ФГБУ
"Управление "Нижегородмелиоводхоз") (по согласованию)

Основная цель Повышение продуктивности и устойчивости
Программы сельскохозяйственного производства и плодородия почв
независимо от изменений климата и природных аномалий за
счет восстановления и развития мелиоративных систем

Основные задачи - создание общих условий функционирования
Программы сельскохозяйственного производства на мелиорируемых
землях для наиболее полного и рационального использования
природно-ресурсного потенциала агроландшафтов;
- достижение экономии водных ресурсов за счет повышения
коэффициента полезного действия мелиоративных систем,
внедрения микроорошения и водосберегающих аграрных
технологий;
- обеспечение стабильного производства продукции
растениеводства, в том числе овощей, картофеля и кормовых
культур;
- создание новых и сохранение существующих рабочих мест

Срок реализации Программа реализуется в один этап: с 2014 по 2020 годы
Программы

Исполнители - министерство сельского хозяйства и продовольственных
основных ресурсов Нижегородской области;
мероприятий - ФГБУ "Управление "Нижегородмелиоводхоз" (по
Программы согласованию);
- органы МСУ (по согласованию);
- сельскохозяйственные товаропроизводители Нижегородской
области (по согласованию)


Объемы и источники финансирования Программы представлены в таблице 1

Таблица 1

Объемы и источники финансирования Программы

тыс. руб.

Наименование Источники Всего за Годы
государственных финансирования период
заказчиков реализации 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Программы
2014 -
2020 гг.

Министерство Всего, в т.ч. 377 797,8 42 662,0 44 915,8 46 701,0 56 515,0 59 972,0 61 569,0 65 463,0
сельского
хозяйства и Областной 39 707,4 2 128,0 2 259,9 3 716,0 6 629,0 7 628,5 8 104,0 9 242,0
продовольственных бюджет
ресурсов
Нижегородской Федеральный 21 716,0 0 0 1 315 4 078 4 917 5 224 6 182
области бюджет

Местный бюджет

Прочие 316 374,4 40 534 42 655,9 41 670 45 808 47 426,5 48 241 50 039
источники



Система Контроль за исполнением Программы осуществляет
организации Правительство Нижегородской области
контроля за
исполнением
Программы

Индикаторы - увеличение удельного веса мелиорируемых земель на 0,2%
достижения цели и доведение его до 3,8% к 2020 году;
Программы - увеличение урожайности овощей в сельскохозяйственных
организациях к 2020 году до 300 ц/га;
- увеличение урожайности картофеля в сельскохозяйственных
организациях к 2020 году до 250 ц/га


--------------------------------
<*> Прочие источники - собственные средства сельскохозяйственных организаций Нижегородской области, а также кредитные ресурсы.

2. Текст Программы

2.1. Содержание проблемы

Программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области на основании Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Концепции федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 37-р, областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 декабря 2012 года № 882, в целях повышения конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации в условиях глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий за счет реконструкции и строительства мелиоративных систем, эффективного использования природных ресурсов, повышения урожайности и расширения посевов сельскохозяйственных культур.
Актуальность развития мелиорации для агропромышленного комплекса Нижегородской области стала особенно очевидной в условиях засушливого 2010 года. После аномально жаркого лета с его катастрофическими последствиями исключительная важность развития мелиорации в регионе не вызывает сомнения. От засухи погибло 257 тыс. га посевов, в том числе 162 тыс. га зерновых культур. Сумма ущерба составила около 3,8 млрд рублей.
Положительный финансовый результат в Нижегородской области получен только в 452 сельскохозяйственных организациях, или 70,4% от общего их количества.
Несмотря на положительную динамику роста среднемесячной заработной платы, в сельском хозяйстве остается самый низкий уровень оплаты труда среди всех отраслей экономики. Среднее значение оплаты труда за 2012 год в регионе составило 12334,9 рублей или 117,1 процентов к соответствующему уровню 2011 года. По прогнозным оценкам, на момент окончания Программы средняя заработная плата должна составить 26500 рублей.
Продолжает ухудшаться и демографическая ситуация на селе.
Комплекс накопившихся на селе производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток из аграрного производства, в первую очередь, квалифицированных специалистов и молодежи. Особенно острый дефицит хозяйства испытывают в специалистах-производственниках: агрономах, ветеринарах, зоотехниках. В настоящее время доля руководителей и специалистов, имеющих высшее образование, в общей численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве и занимающих должности руководителей и специалистов, составляет 45%.
Мелиорация дает возможность изменять комплекс природных условий (почвенных, гидрологических и др.) обширных площадей в нужном для хозяйственной деятельности человека направлении: создавать благоприятные водный, воздушный, тепловой и пищевой режимы почвы и режимы влажности, температуры и движения воздуха в приземном слое атмосферы, способствует оздоровлению местности и улучшению природной среды. Наибольшее значение мелиорация имеет для сельского хозяйства, обеспечивая более стабильные объемы производства сельскохозяйственных культур, позволяет эффективнее использовать земельный фонд.
В развитых странах мира доля мелиорированных земель в площади пашни составляет не менее 30%. В России доля мелиорированных земель в площади пашни не превышает 10%. По сравнению с другими странами Россия находится в неблагоприятных погодных условиях. 80% сельхозугодий находятся в зоне недостаточного и неустойчивого увлажнения и 10% - в зоне избыточного увлажнения. Как в засушливые, так и в избыточно влажные годы, не реализуются возможности высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, инновационных технологий их возделывания и прогрессивных систем земледелия.
Потери значительной части урожая сельскохозяйственных культур в результате засухи 2010 года привели к росту цен на сельскохозяйственную продукцию, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, энергоресурсы, увеличению прямых затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, что предопределяет необходимость принятия мер по снижению природных рисков посредством возобновления комплекса мелиоративных мероприятий с внедрением современных оросительных систем. Выход продукции с орошаемых сельскохозяйственных угодий в 2,5 раза выше, чем с аналогичных участков без орошения, а производительность труда, эффективность использования природных и материально-технических ресурсов, в том числе удобрений, увеличиваются в 2 - 3 раза.
Нанесенный засухой ущерб показывает необходимость восстановления и дальнейшего развития мелиоративного комплекса - надежного средства противостояния аномальным проявлениям климата, что будет способствовать увеличению и стабильности производства продукции.
В Нижегородской области из 1,900 млн га пашни используется 1,181 млн га (62%). Мелиоративный фонд составляет 72,341 тыс. га (3,8% от общей площади пашни), в том числе, площадь мелиорируемых сельскохозяйственных угодий - 69,467 тыс. га (3,6%), из них: орошаемых земель - 24,632 тыс. га, осушаемых - 44,835 тыс. га, в том числе орошаемых земель с межхозяйственной сетью - 0,640 тыс. га, орошаемых земель с внутрихозяйственной сетью - 23,955 тыс. га.
Около 80 процентов всех мелиоративных систем построено до 1990 года.
На орошаемых землях поливаются в основном овощные, картофель и кормовые культуры. Практически не поливаются зерновые культуры, сенокосы и пастбища. Осушаемые земли в основном используются под кормовые культуры.
Орошаемые земли расположены в 19 муниципальных районах, а также городе Дзержинск, осушаемые - в 32 муниципальных районах, а также в городах Дзержинск и Нижний Новгород.
По результатам инвентаризации оросительных систем, включающих в свой состав водоисточник, насосную станцию с насосно-силовым оборудованием, оросительную сеть, получены следующие технические данные об их наличии, состоянии и использовании по состоянию на 01.01.2011:
- на территории Нижегородской области имеются 123 оросительные системы, из них одна межхозяйственная оросительная система, 122 внутренних оросительных систем;
- оросительные системы введены в эксплуатацию с 1976 по 1990 год, то есть средний срок эксплуатации более 20 лет;
- балансовая стоимость оросительных систем, по первичным данным учета, имеющимся в ФГБУ "Управление "Нижегородмелиоводхоз", составляет 2112,8 млн рублей, в том числе, межхозяйственных - 51,9 млн рублей, внутрихозяйственных - 2060,9 млн рублей;
- физический износ внутрихозяйственных оросительных систем составляет 61,5%;
- балансовая принадлежность по правоустанавливающим документам подтверждена на 1 межхозяйственную оросительную систему, являющуюся федеральной собственностью и закрепленную за ФГБУ "Управление "Нижегородмелиоводхоз" на праве оперативного управления. Балансодержателями мелиоративных систем, по первичным данным учета, имеющимся в ФГБУ "Управление "Нижегородмелиоводхоз", являлись организации-землепользователи, которым системы передавались на эксплуатацию, однако в настоящее время подтверждение их балансовой принадлежности отсутствует ввиду произошедшей за эти годы неоднократной реорганизации сельскохозяйственных организаций.
В составе оросительных систем имеются:
в качестве водоисточника - 57 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), в том числе на межхозяйственных - 2 ГТС, внутрихозяйственных - 55 ГТС. Техническое состояние ГТС оценивается в целом как удовлетворительное, требующее проведения комплекса ремонтных работ, после чего возможна их дальнейшая безопасная эксплуатация;
- насосные станции типа СИП, СПС, СИПЭ, ДНУ, стационарные в количестве 14 шт., в том числе на межхозяйственных системах - 1 шт., на внутрихозяйственных системах - 13 единиц. Техническое состояние трех насосных станций на внутрихозяйственных системах оценивается как неудовлетворительное, непригодное для дальнейшей эксплуатации. Насосные станции в количестве 11 единиц требуют ремонта, из них 11 - на внутрихозяйственных системах;
- оросительная сеть протяженностью 1364,6 км, из них 55,4 км - в межхозяйственных системах, 1309,2 км - во внутрихозяйственных системах.
Техническое состояние оросительной сети протяженностью 1271,3 км оценивается как неудовлетворительное, в том числе требующее ремонта и реконструкции - 442 км, непригодное для дальнейшей эксплуатации - 829,3 км. Оросительная сеть протяженностью 93,3 км находится в удовлетворительном состоянии и может использоваться по назначению, в том числе в межхозяйственных системах - 20,3 км, во внутрихозяйственных системах - 73 км.
На основании работы, проведенной рабочей группой по инвентаризации мелиоративных систем и мелиорированных земель в Нижегородской области, в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подготовлены и направлены предложения о списании внутрихозяйственных оросительных систем в количестве 80 единиц и переводе 15,2 га орошаемых земель в богарные в связи с полным физическим и моральным износом элементов оросительных систем (за исключением ГТС), о сохранении в мелиоративном фонде 43 единиц оросительных систем на площади 9,4 тыс. га.
Реализация Программы позволит создать экономические и социальные условия, способствующие повышению плодородия почв, развитию на мелиорируемых землях картофелеводства, овощеводства, кормопроизводства. Увеличение объемов производства и внедрение инновационных технологий приведут к улучшению социально-экономических условий жизни сельского населения.

2.2. Цель и задачи Программы

Основная цель Программы - повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв независимо от изменений климата и природных аномалий за счет восстановления и развития мелиоративных систем.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:
- создание общих условий функционирования сельскохозяйственного производства на мелиорируемых землях для наиболее полного и рационального использования природно-ресурсного потенциала агроландшафтов;
- достижение экономии водных ресурсов за счет повышения коэффициента полезного действия мелиоративных систем, внедрения микроорошения и водосберегающих аграрных технологий;
- обеспечение стабильного производства продукции растениеводства, в том числе овощей, картофеля и кормовых культур;
- создание новых и сохранение существующих рабочих мест.
Мероприятия, выполнение которых обеспечивает достижение задач:
- содействие вводу в эксплуатацию новых мелиорируемых земель, компенсация части затрат на строительство оросительной системы;
- реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение действующих мелиоративных систем;
- осуществление культуртехнических мероприятий;
- модернизация и техническое перевооружение внутрихозяйственных мелиоративных систем, возмещение части затрат на приобретение специализированной техники и оборудования;
- мелиоративные мероприятия на рыбоводных прудах;
- возделывание на мелиорируемых землях овощей, картофеля и кормовых культур.
Реализация Программы обеспечит интенсивное развитие традиционных отраслей аграрной специализации Нижегородской области, насыщение рынка продукцией собственного производства.

2.3. Срок реализации Программы

Программа разрабатывается в соответствии с областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013 - 2020 годы".
В составе областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013 - 2020 годы" предусматривается завершение программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Нижегородской области" на 2009 - 2013 годы.
Начало реализации Программы предусматривается с 2014 года.
Выполнение предусмотренных мероприятий Программы предлагается в один этап: с 2014 по 2020 годы.
Мероприятия предусматривают проведение за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников комплекса мелиоративных мероприятий, включающего строительство, реконструкцию оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также культуртехнические мероприятия и мелиоративные мероприятия на рыбоводных прудах.

2.4. Управление Программой и механизм ее реализации

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей мероприятий, направленные на формирование эффективного, высокотехнологического и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения.
Государственным заказчиком Программы является министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.
Исполнителями указанных работ являются министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), ФГБУ "Управление "Нижегородмелиоводхоз", органы местного самоуправления Нижегородской области, сельскохозяйственные товаропроизводители Нижегородской области.
Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с разработанным планом мероприятий, изложенным в Программе по ряду основных направлений, соглашениями с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, государственными контрактами.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.
Основными функциями Министерства являются:
- мониторинг исполнения мероприятий Программы, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;
- ежегодная корректировка и детализация системы программных мероприятий на период 2014 - 2020 годов;
- подготовка отчетов о ходе выполнения мероприятий Программы, в том числе годового отчета об итогах реализации Программы Правительству Нижегородской области;
- организация проведения ежегодных расширенных совещаний Министерства с участием начальников и главных агрономов органов управления сельским хозяйством муниципальных районов и городских округов по итогам выполнения Программы.
Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами Нижегородской области по вопросам реализации Программы осуществляется Министерством в рамках его полномочий.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно представляют информацию о ходе выполнения Программы в Министерство.
Одним из важнейших факторов успешной реализации мероприятий Программы является ее информационное обеспечение, основой которого является формирование и эффективное использование информационных ресурсов, современных технических средств и информационных технологий для создания оптимальных условий для анализа текущего состояния и контроля за ходом реализации Программы. Указанные мероприятия необходимы для максимально полного удовлетворения информационных потребностей всего комплекса организаций, участвующих в реализации Программы, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся непосредственными практическими пользователями результатов, полученных в ходе выполнения Программы. Информационное обеспечение реализации Программы осуществляет Министерство.

2.5. Система Программных мероприятий

Система Программных мероприятий представлена в приложении 1.

2.6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Нижегородской области и внебюджетных источников.
Перечнем мероприятий предусмотрено финансирование расходов на строительство внутрихозяйственных оросительных систем, модернизацию и техническое перевооружение внутрихозяйственных мелиоративных систем, ремонт мелиоративных систем, культуртехнические мероприятия, мелиоративные мероприятия на рыбоводных прудах.
Предполагаемый объем финансирования программы за 2014 - 2020 годы составит 377,797 млн рублей, и том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 21,716 млн рублей (5,8%);
- областного бюджета Нижегородской области - 39,707 млн рублей (10,5%);
- внебюджетных источников - 316,374 млн рублей (83,7%).
Объемы и источники финансирования представлены в приложении 2.
Привлечение средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, соглашениями между Правительством Нижегородской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Программа предусматривает возможность софинансирования ряда конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ. В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей областного бюджета Нижегородской области.

2.7. Индикаторы достижения цели Программы

Предусматривается техническое перевооружение мелиоративного фонда путем модернизации всех технических элементов мелиоративной системы, то есть приведение их в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Оно включает в себя оснащение оросительных систем современной поливной техникой.
Индикаторы достижения цели Программы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Индикаторы достижения цели Программы


№ Наименование Ед. Значение индикаторов целей Программы
п/п индикаторов целей измерения
Программы индикаторов на момент по без
целей разработки окончании программного
Программы Программы реализации вмешательства
(2012 год) Программы (после
(2020 год) предполагаемого
срока
реализации
Программы)

1. Удельный вес % 3,6 3,8 на уровне 2012
мелиорируемых земель года
от общей площади
пашни

2. Урожайность овощей в ц/га 238,4 300,0 на уровне 2012
сельскохозяйственных года
организациях

3. Урожайность ц/га 176,4 250,0 на уровне 2012
картофеля в года
сельскохозяйственных
организациях

4. Урожайность кормовых ц/га 140,0 190,0 на уровне 2012
культур в года
сельскохозяйственных
организациях


Выполнение предлагаемых мероприятий будет способствовать гарантированному получению достаточно высокой урожайности сельскохозяйственных культур и валовых сборов сельскохозяйственной продукции. Ожидаемое увеличение урожайности к 2020 году на орошаемых участках овощей открытого грунта - не менее 300 ц/га, картофеля - 250 ц/га, кормовых культур - 190,0 ц/га.
Ввод мелиорируемых земель
За счет государственных капитальных вложений и внебюджетных источников будет проведено строительство оросительной системы, которая позволит ввести дополнительно 200 га мелиорируемых земель. Выбор места строительства оросительной системы будет осуществляться на конкурсной основе. Критерии конкурсного отбора и порядок его проведения утверждаются Министерством.
Модернизация и техническое перевооружение внутрихозяйственных мелиоративных систем
Модернизация и техническое перевооружение предусматривают приобретение новых и замену применяемых в настоящее время средств механизации полива на современные. Развитие и внедрение инновационных способов, методов и технологий комплексной мелиорации обеспечивают создание мелиоративных систем нового поколения, использующих ресурсосберегающие способы орошения (капельное, аэрозольное и другие способы малообъемного орошения), обеспечивают коэффициенты эксплуатационной надежности, полезного действия и использования земли не ниже 0,9 - 0,95 процента; экономию материальных, трудовых и денежных ресурсов - 15 - 20 процентов; водных ресурсов - 30 - 40 процентов.
За срок реализации Программы планируется осуществить в установленном порядке субсидирование приобретения не менее 9 дождевальных машин типа "Бауер", "Диамант", "Фрегат" и 8 насосных станций.
Ремонт мелиоративных систем
Предусматривается наименее затратное техническое перевооружение существующих мелиорированных площадей и мелиоративных систем, находящихся на указанных площадях, особенно внутрихозяйственной их части. Применение современных передовых технологий, достижений науки для проведения мелиоративных мероприятий обеспечит наиболее быструю окупаемость затрат при максимально эффективном использовании финансовых средств. Финансовые средства в первоочередном порядке будут направляться на техническое перевооружение функционирующих объектов мелиоративного назначения, требующих наименьшего вложения финансовых средств.
Выбор мелиоративных систем для ремонта осуществляется на конкурсной основе. Критерии конкурсного отбора и порядок его проведения утверждаются Министерством.
Культуртехнические мероприятия
Культуртехнические мероприятия подразумевают очистку пахотного горизонта от древесины и валунов, уничтожение кочек, уборку камней.
Наиболее распространенным видом культуртехнических мероприятий в регионе является уборка камней (мелкие - 5 - 11 см, небольшие - 12 - 29 см, средние - 30 - 65 см, крупные - 66 - 100 см, очень крупные или глыбы - более 100 см).
Культуртехнические мероприятия в сочетании с агрохимическими являются одним из важных факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв. На мелиорированных землях предусматривается в первую очередь производство овощей, картофеля и кормов для животноводства.
Возделывание на мелиорируемых землях овощей, картофеля и кормовых культур
Предусматривается развитие на мелиорируемых землях овощеводства, картофелеводства, кормопроизводства, совершенствование ресурсосберегающих, экологически безопасных агротехнологий возделывания указанных сельскохозяйственных культур, обеспечивающих эффективное использование природно-ресурсного потенциала мелиорированных земель.
Ожидаемая площадь возделывания на мелиорируемых землях к 2020 году картофеля - 2,3 тыс. га, овощей - 1,0 тыс. га, кормовых культур - 3,8 тыс. га.
Реализация мероприятий Программы позволит улучшить социальные условия жизни в сельской местности за счет гарантированного производства качественной сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях, увеличить урожайность овощей, картофеля и кормовых культур.
Индикаторы эффективности реализации Программы приведены в приложении 3.

2.8. Показатели непосредственных результатов
реализации Программы

Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит к 2020 году:
- ввод мелиорируемых земель - не менее 0,2 тыс. га;
- приобретение средств механизации полива - не менее 17 единиц;
- ремонт мелиоративных систем - не менее 0,97 тыс. га;
- культуртехнические мероприятия - не менее 86,8 тыс. га;
- провести мелиорируемые мероприятия на рыбоводных прудах на площади - 0,037 га;
- создание новых рабочих мест - 70 чел./мест.
Социальный эффект от реализации Программы выражается в повышении уровня жизни населения, проживающего в сельской местности, создании дополнительных рабочих мест.
Совокупность реализуемых мероприятий Программы позволит максимально мобилизовать имеющиеся ресурсы сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить трудовую активность работников, что, в свою очередь, положительно скажется на росте объемов производства продукции.

2.9. Оценка эффективности реализации Программы

Методика расчета экономической эффективности реализации Программы представлена в приложении 4, прирост дополнительно полученной продукции от мелиорирования земель - в приложении 5.
Оценка выполнения мероприятий Программы будет проводиться ежегодно по контролируемым значениям целевых индикаторов и показателей, охватывающих все мероприятия, намеченные к выполнению, - организационные, технические и технологические, в том числе:
ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых гидромелиоративных систем (тыс. гектаров);
предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ (тыс. гектаров);
мелиоративные мероприятия на рыбоводных прудах;
сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

2.10. Внешние факторы (риски), негативно влияющие
на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению

Реализация развития мелиоративного фонда сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей по объемам производства сельскохозяйственной продукции, площадям мелиорируемых земель, техническому уровню систем, потребности в финансовых и материально-технических ресурсах и других показателей.
К основным рискам относятся:
- природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, в том числе изменением климата, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа мелиоративного фонда;
- макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития страны, конъюнктуры и цен на производимую продукцию, кризисом и низкой эффективностью банковской системы;
- операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления программой мелиорации, несоблюдением рекомендованных технологий, авариями и отказами оборудования, производственным браком и другими явлениями, недостаточным финансированием, материально-техническим и кадровым обеспечением научных исследований и научно-технических инновационных разработок, дефицитом государственной поддержки или изменением государственной политики по поддержке мелиоративного комплекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей на мелиорируемых землях;
- социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.
Для уменьшения рисков, связанных с этими факторами, ведется подготовка различных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств областного бюджета, заключение соглашений о сотрудничестве между Министерством и органами местного самоуправления Нижегородской области.

2.11. Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство.





Приложение 1
к программе "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
Нижегородской области
на 2014 - 2020 годы"

2.5. Система Программных мероприятий


№ Наименование Категория Сроки Исполнители Объем финансирования (по годам, в разрезе источников), тыс. руб.
п/п мероприятия расходов выполнения мероприятия
(капвложения 2014 - 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
НИОКР, 2020 годы
прочие - всего
расходы)

Цель: Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного Всего, в 377 797,8 42 662,0 44 915,8 46 701,0 56 515,0 59 972,0 615 697,0 65 463,0
производства и плодородия почв независимо от изменений климата и т.ч.
природных аномалий за счет восстановления и развития мелиоративных
систем Областной 39 707,4 2 128,0 2 259,9 3 716,0 6 629,0 7 628,5 8 104,0 9 242,0
бюджет

Федеральный 21 716 0 0 1 315 4 078 4 917 5 224 6 182
бюджет

Местный
бюджет

Прочие 316 374,4 40 534 42 655,9 41 670 45 808 47 426,5 48 241 50 039
источники

Задача 1. Создание общих условий функционирования сельскохозяйственного Всего, в 377 797,8 42 662,0 44 915,8 46 701,0 56 515,0 59 972,0 61 569,0 65 463,0
производства на мелиорируемых землях для наиболее полного и т.ч.
рационального использования природно-ресурсного потенциала
агроландшафтов Областной 39 707,4 2 128,0 2 259,9 3 716,0 6 629,0 7 628,5 8 104,0 9 242,0
бюджет

Федеральный 21 716,0 0,0 0,0 1 315,0 4 078,0 4 917,0 5 224,0 6 182,0
бюджет

Местный
бюджет

Прочие 316 374,4 40 534,0 42 655,9 41 670,0 45 808,0 47 426,5 48 241,0 50 039,0
источники

1.1. Содействие ввода в прочие 2014 - Минсельхозпрод, ФГБУ Всего, в 45 000,00 1 000,00 10 000,00 10 700,00 11 300,00 12 000,00
эксплуатацию новых расходы 2020 годы "Управление т.ч.
мелиорируемых - всего "Нижегородмелиоводхоз"
земель. Компенсация (по согласованию), Областной 13 500,00 300,00 3 000,00 3 200,00 3 400,00 3 600,00
части затрат на органы МСУ (по бюджет
строительство согласованию), с.х.
оросительной предприятия (по Федеральный 13 500,00 300,00 3 000,00 3 200,00 3 400,00 3 600,00
системы согласованию) бюджет

Местный
бюджет

Прочие 18 000,0 400,0 4 000,0 4 300,0 4 500,0 4 800,0
источники

1.2. Реализация прочие 2014 - Минсельхозпрод, ФГБУ Всего, в 35 975,8 4 256,0 4 519,8 4 800,0 5 100,0 5 420,0 5 760,0 6 120,0
комплекса расходы 2020 годы "Управление т.ч.
мероприятий, - всего "Нижегородмелиоводхоз"
направленных на (по согласованию), Областной 17 987,9 2 128,0 2 259,9 2 400,0 2 550,0 2 710,0 2 880,0 3 060,0
сохранение органы МСУ (по бюджет
действующих согласованию), с.х.
мелиоративных предприятия (по Федеральный
систем согласованию) бюджет

Местный
бюджет

Прочие 17 987,9 2 128,0 2 259,9 2 400,0 2 550,0 2 710,0 2 880,0 3 060,0
источники

1.3. Осуществление прочие 2014 - Минсельхозпрод, ФГБУ Всего, в 264 741,0 36 906,0 37 210,0 37 515,0 37 820,0 38 125,0 38 430,0 38 735,0
культуртехнических расходы 2020 годы "Управление т.ч.
мероприятий - всего "Нижегородмелиоводхоз"
(по согласованию), Областной
органы МСУ (по бюджет
согласованию), с.х.
предприятия (по Федеральный
согласованию) бюджет

Местный
бюджет

Прочие 264 741,0 36 906,0 37 210,0 37 515,0 37 820,0 38 125,0 38 430,0 38 735,0
источники

1.4. Модернизация и прочие 2014 - Минсельхозпрод, ФГБУ Всего, В 32 074,0 1 500,0 3 186,0 3 384,0 3 593,0 5 724,0 6 079,0 8 608,0
техническое расходы 2020 годы "Управление т.ч.
перевооружение - всего "Нижегородмелиоводхоз"
внутрихозяйственных (по согласованию), Областной 8 216,0 1 015,0 1 078,0 1 717,0 1 824,0 2 582,0
мелиоративных органы МСУ (по бюджет
систем. Возмещение согласованию), с.х.
части затрат на предприятия (по Федеральный 8 216,0 1 015,0 1 078,0 1 717,0 1 824,0 2 582,0
приобретение согласованию) бюджет
специализированной
техники и Местный
оборудования бюджет

Прочие 15 642,0 1 500,0 3 186,0 1 354,0 1 437,0 2 290,0 2 431,0 3 444,0
источники

1.5. Мелиоративные прочие 2014 - Минсельхозпрод, ФГБУ Всего, в 7,0 2,0 2,0 3,0
мероприятия на расходы 2020 годы "Управление т.ч.
рыбоводных прудах - всего "Нижегородмелиоводхоз"
(по согласованию), Областной 3,5 1,0 1,0 1,5
органы МСУ (по бюджет
согласованию), с.х.
предприятия (по Федеральный
согласованию) бюджет

Местный
бюджет

Прочие 3,5 1,0 1,0 1,5
источники

1.6. Возделывание на прочие 2014 - Минсельхозпрод, ФГБУ Всего, в
мелиорируемых расходы 2020 годы "Управление т.ч.
землях овощей, - всего "Нижегородмелиоводхоз"
картофеля и (по согласованию), Областной
кормовых культур органы МСУ (по бюджет
согласованию), с.х.
предприятия (по Федеральный
согласованию) бюджет

Местный
бюджет

Прочие
источники

1.7. Создание новых и прочие 2014 - Минсельхозпрод, ФГБУ Всего, в
сохранение расходы 2020 годы "Управление т.ч.
существующих - всего "Нижегородмелиоводхоз"
рабочих мест (по согласованию), Областной
органы МСУ (по бюджет
согласованию), с.х.
предприятия (по Федеральный
согласованию) бюджет

Местный
бюджет

Прочие
источники






Приложение 2
к программе "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
Нижегородской области
на 2014 - 2020 годы"

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

тыс. руб.


Наименование Источники Всего за Годы
государственных финансирования период
заказчиков реализации 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Программы
2014 -
2020 гг.

Министерство Всего, в т.ч. 377 797,8 42 662,0 44 915,8 46 701,0 56 515,0 59 972,0 61 569,0 65 463,0
сельского
хозяйства и Областной 39 707,4 2 128,0 2 259,9 3 716,0 6 629,0 7 628,5 8 104,0 9 242,0
продовольственных бюджет
ресурсов
Нижегородской Федеральный 21 716,0 0 0 1 315 4 078 4 917 5 224 6 182
области бюджет

Местный бюджет

Прочие 316 374,4 40 534 42 655,9 41 670 45 808 47 426,5 48 241 50 039
источники






Приложение 3
к программе "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
Нижегородской области
на 2014 - 2020 годы"

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


№ Наименование Ед. 2014 - Годы
п/п показателей измерения 2020
результатов показателей годы - 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Программы Программы всего

1. Ввод мелиорируемых тыс. га 0,2 0,2
земель

2. Количество шт. 17,0 1,0 2,0 2,0 2,0 3,0 3,0 4,0
приобретенных
средств
механизации полива

3. Ремонт тыс. га 0,97 0,10 0,12 0,13 0,14 0,15 0,16 0,17
мелиоративных
систем

4. Культуртехнические тыс. га 86,8 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7
работы

5. Мелиорируемые тыс. га 0,037 0,010 0,010 0,017
мероприятия на
рыбоводных прудах

6. Создание новых чел./мест 70,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0
рабочих мест






Приложение 4
к программе
"Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
Нижегородской области
на 2014 - 2020 годы"

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

Экономический эффект от реализации программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) определяется на основе установленных индикаторов.
1. Ввод мелиорируемых земель, га - абсолютный показатель, характеризующий увеличение мелиорируемых посевных площадей за отчетный период. Источником информации о показателе являются данные федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Нижегородмелиоводхоз", органов местного самоуправления.
2. Количество приобретенных средств механизации полива, шт. - абсолютный показатель, характеризующий количество приобретенных за отчетный период средств механизации полива. Источником информации о показателе являются данные министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.
3. Ремонт мелиоративных систем, га - абсолютный показатель, характеризующий увеличение мелиорируемых посевных площадей за отчетный период. Источником информации о показателе являются данные федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Нижегородмелиоводхоз", органов местного самоуправления.
4. Культуртехнические мероприятия, га - абсолютный показатель, характеризующий увеличение посевных площадей за отчетный период. Источником информации о показателе являются данные федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Нижегородмелиоводхоз", органов местного самоуправления.
5. Мелиорируемые мероприятия на рыбоводных прудах, га - абсолютный показатель, характеризующий воздействие на формирование гидрохимического режима водоема, на размножение и развитие живого корма для рыб, что позволяет повысить годовой выход рыбы до 20% только за счет естественной кормовой базы. Источником информации о показателе являются данные федерального государственного бюджетного учреждения "Управление "Нижегородмелиоводхоз", органов местного самоуправления.
6. Создание новых рабочих мест, чел. - абсолютный показатель, характеризующий вовлеченные в производство людей, с одной стороны, и совокупность способностей человека - с другой. Источником информации о показателе являются данные министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.
Бюджетная эффективность Программы определяется по результатам выполнения предусмотренных задач и достижению запланированных индикаторов.





Приложение 5
к программе
"Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения
Нижегородской области
на 2014 - 2020 годы"

ПРИРОСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПОЛУЧЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
ОТ МЕЛИОРИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Показатели Овощи

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Урожайность, 240 250 260 270 280 290 300
ц/га

Площадь, га 400 410 415 430 440 450 460

Цена, 7 214 7 214 7 214 7 214 7 214 7 214 7 214
руб./тонн

Выручка, 69 254,4 73 943,5 77 839,1 83 754,5 88 876,5 94 142,7 99 553,2
тыс. рублей

Прирост, % 6,8 6,8 5,3 7,6 6,1 5,9 5,7



Показатели Картофель

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Урожайность, 188 200 210 220 230 240 250
ц/га

Площадь, га 175 180 190 200 200 210 220

Цена, 5 211 5 211 5 211 5 211 5 211 5 211 5 211
руб./тонн

Выручка, 17 144,2 18 759,6 20 791,9 22 928,4 23 970,6 26 263,4 28 660,5
тыс. рублей

Прирост, % 10,3 9,4 10,8 10,3 4,5 9,6 9,1



Показатели Кормовые

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Урожайность, 160 160 160 170 180 190 190
ц/га

Площадь, га 190 192 200 205 210 215 220

Цена, 1 268 1 268 1 268 1 268 1 268 1 268 1 268
руб./тонн

Выручка, 3 854,7 3 895,3 4 057,6 4 419,0 4 793,0 5 179,8 5 300,2
тыс. рублей

Прирост, % 3,5 1,1 4,2 8,9 8,5 8,1 2,3



------------------------------------------------------------------