Постановление администрации г. Н.Новгорода от 06.06.2013 N 2098 "О создании системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в городе Нижнем Новгороде"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. № 2098
О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ МАРШРУТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДЕ НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации г. Н.Новгорода
от 13.11.2013 № 4382)
В соответствии со статьями 6, 13 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 43, 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, информационного обеспечения и маршрутного ориентирования участников дорожного движения, оптимизации транспортных потоков и привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в городе Нижнем Новгороде.
2. Департаменту транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода (Семечкин О.А.):
2.1. Определить общую потребность в информационных знаках индивидуального проектирования на улично-дорожной сети города Нижнего Новгорода.
2.2. Подготовить технико-экономическое обоснование создания и эксплуатации на основе инвестиционного соглашения системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в городе Нижнем Новгороде.
(в ред. постановления администрации г. Н.Новгорода от 13.11.2013 № 4382)
2.3. Разработать проект конкурсной документации на создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в городе Нижнем Новгороде за счет внебюджетных источников финансирования и представить его в установленном порядке на утверждение.
2.4. Осуществить необходимые мероприятия по проведению конкурса на создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в городе Нижнем Новгороде за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.5. Заключить соглашение с победителем конкурса.
3. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Раков С.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.
4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Филиппова Н.О.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Черткова А.Г.
Исполняющий обязанности
главы администрации города
М.М.ХОЛКИНА
Утверждена
постановлением
администрации города
от 06.06.2013 № 2098
КОНЦЕПЦИЯ
СИСТЕМЫ МАРШРУТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДЕ НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
Участники дорожного движения на разных этапах осуществления передвижений нуждаются в различной информации. Предоставление информации может обеспечить применение централизованной системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения. Основную необходимость в информации испытывают водители транспортных средств, действия которых напрямую влияют на безопасность на дорогах. Это, в свою очередь, обусловливает основные принципы и требования к ее составу и размещению, выбору средств информирования.
Задачи, которые им необходимо решить и от которых зависит состав и форма подачи информации, различаются на две группы "до осуществления поездки" и "в период ее реализации".
В процессе осуществления поездки водители нуждаются в информации, которая позволила бы им:
свободно ориентироваться на улично-дорожной сети при следовании по выбранному маршруту, что снижает напряженность труда водителей и уменьшает вероятность дорожно-транспортных происшествий, а также увеличивает пропускную способность дорог;
корректировать выбранный ранее маршрут с учетом реальных условий движения в период осуществления поездки, способствуя минимизации затрат времени.
Для ориентирования на улично-дорожной сети в процессе осуществления поездки, водителям необходимы сведения об улицах, объектах и направлениях движения. Такие сведения обеспечиваются информационными указателями, которыми в достаточном количестве должна быть оснащена улично-дорожная сеть.
Предоставление информации должно различаться в зависимости от района города, магистралей, условий дорожного движения.
Комплексное решение проблемы качественного обеспечения участников дорожного движения информацией может быть достигнуто только за счет создания системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в Нижнем Новгороде, которая будет учитывать потребности в информации различных категорий участников дорожного движения.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ
2.1. Целью системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в Нижнем Новгороде является минимизация общих потерь, возникающих при движении транспортных средств по улично-дорожной сети города, за счет совершенствования информирования для ориентирования в пространстве. Решение стоящих перед участниками дорожного движения задач ориентирования не может быть реализовано в рамках отдельных магистралей или районов. Для решения этих задач требуется учет исходных данных по всей территории города. Это делает необходимым обеспечение общегородского уровня системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения.
2.2. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
2.2.1. Обеспечение потребностей участников дорожного движения в оперативной и достоверной информации в случае возникновения необходимости осуществления объезда.
2.2.2. Устройство технических средств организации дорожного движения с применением современных высокоэффективных технологий и материалов.
2.2.3. Решение вопросов, связанных с эксплуатацией системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в городе.
2.3. Концептуальными основами системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в Нижнем Новгороде являются:
2.3.1. Обеспечение общегородского характера.
2.3.2. Система маршрутного ориентирования рассматривается как основная система, предоставляющая информацию водителям о направлениях движения и ориентированию на территории города.
2.3.3. Система должна быть многоцелевой и позволять расширять функциональные возможности на основе прогрессивных технологий, с учетом изменений организации дорожного движения.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ
Система маршрутного ориентирования участников дорожного движения в Нижнем Новгороде должна обеспечивать:
3.1. Безопасность дорожного движения.
3.2. Информированность водителей об их местонахождении и возможных маршрутах движения, расположении объектов (как на самих улицах, так и на магистралях при пересечении с ними), в том числе, таких объектов притяжения водителей транспортных средств, как торговые центры, объекты потребительского рынка и т.п.
3.3. Возможность своевременной оценки дорожной обстановки и маневрирования.
3.4. Быстрый и эффективный проезд транзитного транспорта (по кратчайшему маршруту).
3.5. Комфортное восприятие информации участниками дорожного движения.
3.6. Соблюдение общих правил размещения знаков и информации в населенном пункте.
4. ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ
Принципы размещения знаков маршрутного ориентирования определены согласно категориям дорог и улиц города. Необходимость дифференцированного подхода к информационному обеспечению на улично-дорожной сети, исходя из категории, диктуется особенностями планировочных условий прохождения дорог и улиц города. Таким образом, при одной и той же категории, но при различной планировочной характеристике (периферийная часть города, стесненные условия центра и т.п.), имеют место отличные друг от друга принципы подачи информации. В то же время, категория улиц позволяет определить достаточность информации размещения на улично-дорожной сети (потребность в дублировании предварительной информации или отсутствие необходимости подачи предварительных сведений, дублирование исполнительной информации при съезде и т.д.).
Исходя из задач маршрутного ориентирования, применительно к городу Нижнему Новгороду выделены два типа дорог и улиц.
К первому типу относят магистральные дороги и улицы с регулируемым движением транспорта. Их отличительными чертами являются: преимущественно регулируемый режим движения с разрешенными скоростями 60 и менее км/час, проезжие части с 2 - 3-мя полосами движения в одном направлении, расстояния между регулируемыми пересечениями до 1 км, как правило, отсутствие или очень небольшое количество пересечений в разных уровнях.
Вторым типом являются магистральные улицы районного значения и улицы и дороги местного значения. Их отличительными чертами являются: регулируемый режим движения с разрешенными скоростями 60 и менее км/час, наличие нерегулируемых пересечений, проезжие части с 1 - 2-мя полосами движения в одном направлении.
Знаки должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток.
Различные типы дорог и улиц диктуют различные принципы размещения знаков маршрутного ориентирования.
4.1. Первый принцип установлен для магистральных дорог и улиц с регулируемым движением транспорта:
4.1.1. Перед транспортными развязками с дорогами скоростного движения, регулируемого движения, магистральными улицами с непрерывным и регулируемым движением, магистральными улицами районного значения до начала первого съезда применяются знаки 6.9.1 и 6.9.2 в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, при этом расстояние от знаков до съезда должно обеспечивать возможность перестроения транспортных средств из крайней левой полосы в крайнюю правую (или наоборот) при движении автомобиля с установленной для данной дороги расчетной скоростью. При этом на знаках указываются сведения о ближайшей развязке (Приложение к Концепции, рис. II(III)-1.2.1, II(III)-1.2.2, II(III)-2.2.1, II(III)-2.2.2).
4.1.2. Во всех узлах непосредственно перед пересечением устанавливается исполнительный знак маршрутного ориентирования 6.10.1, 6.10.2 (Приложение к Концепции, рис. II(III)-1.3.1, II(III)-1.3.2, II(III)-2.3.1, II(III)-2.3.2). Все знаки устанавливаются преимущественно на мачтах городского освещения.
4.1.3. После пересечения с дорогами скоростного движения, регулируемого движения и магистральными улицами с непрерывным и регулируемым движением устанавливается знак, указывающий расстояние до следующих крупных пересечений, 6.12 (Приложение к Концепции, рис. II(III)-1.4.1, II(III)-2.4.1).
4.2. Второй принцип установлен для магистральных улиц районного значения и улиц и дорог местного значения: во всех узлах устанавливается исполнительный знак маршрутного ориентирования 6.10.1, 6.10.2 (Приложение к Концепции, рис. IV-1.2, IV-2.2, IV-3.2) в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, а также на сложных перекрестках и на перекрестках с круговым движением устанавливаются предварительные указатели 6.9.1 (Приложение к Концепции, рис. IV-1.1, IV-2.1, IV-3.1).
В целях обеспечения маршрутного ориентирования могут использоваться знаки 6.14.1, 6.14.2 для указания направления движения, подтверждения или идентификации номера дороги (маршрута), утвержденного в установленном порядке - номера маршрутов, в т.ч. в случаях, где с помощью знаков 6.9 и 6.10 невозможно обеспечить непрерывность информации из-за тесной застройки, зеленых насаждений и т.п.
Указатели могут монтироваться на опорах, на стойках, мачтах освещения и контактной сети, искусственных инженерных сооружениях.
5. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ИНФОРМАЦИИ
Одним из основных требований к знакам маршрутного ориентирования является необходимость и достаточность сообщаемых ими сведений, так как их недостаточность влечет за собой ошибки в выборе маршрутов движения, а избыточность - к лишним экономическим затратам и информационной перегрузке. Таким образом, настоящими требованиями регламентируется обеспечение информации о направлениях и объектах всех уровней.
Состав дорожной информации на знаках маршрутного ориентирования определяется соответственно типу направления в целом, типу рассматриваемого пересечения и типу знака маршрутного ориентирования.
Информация, размещаемая на знаках маршрутного ориентирования, имеет три иерархических уровня:
1 уровень - предоставляет информацию о направлениях федерального и регионального значения, для транзитного движения транспорта;
2 уровень - о направлениях общегородского значения;
3 уровень - о направлениях районного и местного значения.
Исходя из типа дорог и улиц, а также уровня информации назначают тип знака маршрутного ориентирования, размер шрифта надписей. Габариты указателя рассчитываются исходя из назначенной высоты шрифта в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004. На одной и той же дороге или улице рекомендуется применять шрифты одной высоты.
5.1. По типам знаки маршрутного ориентирования подразделяют на исполнительные, предварительные и дублирующие в зависимости от выполняемых задач:
5.1.1. Исполнительный знак маршрутного ориентирования 6.10.1 и 6.10.2 устанавливается перед пересечением и выполняет задачу оповещения о направлении или объекте, расположенном в зоне нахождения водителя. Такие указатели необходимо применять для указания направления к объектам, привлекающим даже незначительные потоки транспортных средств, управляемых неместными водителями. На исполнительных знаках маршрутного ориентирования изображается не только информация о дорогах и улицах, пересекающих рассматриваемое направление в зоне конкретного транспортного узла, а еще и последующих дорогах и улицах в том же направлении в зависимости от их значимости, либо информация о выбранном направлении. Исполнительные знаки маршрутного ориентирования устанавливаются перед всеми без исключения пересечениями улично-дорожной сети.
5.1.2. Предварительный знак маршрутного ориентирования 6.9.1 и 6.9.2 призван ориентировать водителя в пространстве, заблаговременно предупреждая его о предстоящих пересечениях. На предварительных знаках маршрутного ориентирования изображается информация:
о конечном пункте данного направления с указанием маркировки и номера маршрута;
о ближайшем транспортном узле (дороги и улицы, пересекающие рассматриваемое направление, лаконичная схема организации съездов с рассматриваемого направления, расстояние в метрах до ближайшего пересечения);
при необходимости - информация о дальней цели, указываются дальние цели (дороги, улицы, районы города), достичь которых можно посредством пересекающих направление дорог и улиц, расстояние в километрах до дальней цели.
5.1.3. Дублирующий знак маршрутного ориентирования 6.10.1 и 6.10.2 с указанием направления движения налево допускается устанавливать на дорогах с тремя и более полосами для движения в данном направлении слева от проезжей части или на разделительной полосе (приподнятом направляющем островке), если знаки не ограничат видимость транспортных средств на перекрестке.
Предварительные знаки маршрутного ориентирования требуется устанавливать перед пересечениями с дорогами скоростного движения, регулируемого движения, магистральными улицами с непрерывным и регулируемым движением, магистральными улицами районного значения, а также перед пересечениями с другими дорогами и улицами, которые ведут к объектам, привлекающим интенсивные транспортные потоки либо которые сами являются объектами притяжения большого количества автомобилей.
При обеспечении участников дорожного движения информацией о дорогах и улицах города, определяющую роль играют знаки 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2, 6.12, 6.14.1, 6.14.2 по ГОСТ Р 52290-2004 - предварительные указатели направлений, указатели направлений, указатели расстояний, номер маршрута.
Знаки маршрутного ориентирования (6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 по ГОСТ Р 52290) не должны загораживаться знаками направления движения по полосам (5.15.1 - 5.15.8 по ГОСТ Р 52290-2004) и, наоборот, а также рекламными конструкциями.
В зависимости от типа дорог и улиц, описанных выше, а также типов пересечений, на знаках маршрутного ориентирования необходимо предусмотреть размеры шрифтов (рекомендуется применять на одной и той же дороге или улице один размер шрифта, для пересечений одного типа) и, как следствие, размеры щитов.
Для магистральных дорог скоростного движения и магистральных улиц общегородского значения с непрерывным режимом движения транспорта во всех пересечениях применяется шрифт 200, 250 и 300 мм на знаках маршрутного ориентирования.
Для магистральных дорог (кроме скоростных), магистральных улиц с магистральными дорогами и улицами скоростного движения на исполнительных знаках маршрутного ориентирования применяется шрифт 150 мм (в крайних случаях возможно применение 200 и 250), на предварительных - от 150 до 250 мм.
Для магистральных улиц общегородского и районного значения на исполнительных знаках маршрутного ориентирования применяется шрифт 150 (в крайних случаях 200, 250 мм), на предварительных - 150, 200 и 250 мм.
Для улиц и дорог местного значения на исполнительных и предварительных знаках маршрутного ориентирования применяется шрифт 150 мм.
Для дорог и улиц местного значения со всеми типами дорог и улиц применяется шрифт 75, 100 и 150 мм на всех знаках маршрутного ориентирования.
5.2. Информация на знаках должна удовлетворять следующим требованиям:
5.2.1. Быть достоверной.
5.2.2. Иметь однозначное толкование.
5.2.3. Иметь единую в рамках одного населенного пункта систему ориентиров.
5.2.4. На исполнительных знаках 6.10.1 и знаках 6.12 по ГОСТ Р 52290-2004 содержать расстояния до объектов (развязок), допускается совмещение знаков 6.12 и 6.9.2 по ГОСТ Р 52290-2004, в случаях, когда установка знака 6.12 технически невозможна, исходя из планировочных условий (малое расстояние между развязками).
5.2.5. Информацию на знаках следует центровать по левому краю, имена собственные располагать над служебными наименованиями ("улица", "проезд" и т.п.).
5.2.6. Следует округлять расстояния в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004, разделитель между целым числом и дробной частью должен выполняться в виде точки ".".
5.2.7. Быть минимально достаточной (не быть перегруженной).
6. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИЯМ И МЕСТАМ УСТАНОВКИ
6.1. Опорные конструкции дорожных знаков (включая опоры знаков индивидуального проектирования, растяжек) и светофоров (далее - опорные конструкции) должны изготавливаться в климатическом исполнении У, категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69 в соответствии с требованиями ГОСТ 15150-69 по техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.
6.2. Опорные конструкции должны удовлетворять установленным в ГОСТ 23118-99 и технических условиях на их изготовление требованиям:
6.2.1. По несущей способности.
6.2.2. К маркам стали, ее прочностным характеристикам.
6.2.3. К геометрическим параметрам конструктивных элементов.
6.2.4. К сварным, болтовым и другим соединениям.
6.2.5. К другим элементам и деталям опорных конструкций в зависимости от характера и условий их работы.
6.3. Высота опорных конструкций должна обеспечивать размещение дорожных знаков и светофоров на улично-дорожной сети в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 по высоте.
6.4. Детали и сборочные единицы опорных конструкций должны быть изготовлены из материалов на основе алюминия и его сплавов. При этом все элементы опорных конструкций должны быть серого цвета.
Антикоррозионное покрытие элементов опорных конструкций, в зависимости от его вида, должно соответствовать требованиям ГОСТ 9.401-91, ГОСТ 9.307-89, ГОСТ 9.301-86.
6.5. Конструктивные элементы жесткости и крепления опорных конструкций (болтовые соединения, элементы опор, технологические усилительные пластины, соединения с основанием, крепления световой арматуры и т.п.) должны быть закрыты декоративными элементами.
6.6. Верхний обрез фундамента опорных конструкций должен выполняться заподлицо с поверхностью разделительной полосы, приподнятого островка безопасности и направляющего островка, обочины или присыпной бермы, поверхности тротуара, газона.
Работы по устройству фундамента должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87.
6.7. Маркировка опорных конструкций должна соответствовать требованиям ГОСТ 23118-99.
6.8. Установку опорных конструкций следует осуществлять согласно ГОСТ Р 52289-2004. При размещении указателей в зоне пересечений или примыканий требуется учитывать обеспечение видимости автомобилей на пересечении или примыкании. При невозможности обеспечения видимости, знаки следует устанавливать до начала треугольника видимости. При решении вопроса об установке индивидуальных знаков в поперечном профиле дороги следует учитывать возможность их восприятия из движущегося автомобиля. По отношению к компоновке и размещению информационных указателей следует применять принципы, диктуемые требованиями максимального визуального информационного обеспечения, эстетичности и читаемости знака.
Приложение
к Концепции
Условные обозначения:
А, В, С - наименование объектов (населенных пунктов) при движении соответственно направо, налево, прямо
- наименование объектов (населенных пунктов), следующих соответственно за А, В, С
- наименование объектов (населенных пунктов), следующих за
Первый принцип:
Пример предварительных знаков перед развязкой на П-образной опоре за 300 - 500 м:
Пример предварительных знаков перед развязкой за 150 - 200 м:
Пример исполнительных знаков перед съездом на развязке:
Пример указателей расстояний после развязки:
Второй и третий принцип:
Пример предварительных знаков перед развязкой (перекрестком) на П-образной опоре за 300 - 500 м:
Пример предварительных знаков перед развязкой (перекрестком) за 150 - 300 м:
Пример исполнительных знаков перед съездом на развязке (перекрестке):
Пример указателей расстояний после развязки (перекрестка):
Четвертый принцип:
Пример предварительных знаков перед перекрестком:
Пример исполнительных знаков на перекрестке:
------------------------------------------------------------------