Приказ минэкономики Нижегородской области от 10.12.2013 N 120 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 10 декабря 2013 г. № 120
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
И ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации постановления Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 года № 746 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Министр
Г.В.БАЛАНДИН
Утверждены
приказом
министерства экономики
Нижегородской области
от 10 декабря 2013 г. № 120
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
И ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи органам исполнительной власти Нижегородской области, являющихся разработчиками проектов нормативных правовых актов Нижегородской области, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность (далее - регулирующие органы), по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в Нижегородской области (далее - Методические рекомендации).
1.2. Методические рекомендации основываются на том, что процедура ОРВ заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении и оценке альтернативных вариантов решения проблем, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан, государства и общества в целом), подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования.
1.3. Проведение ОРВ осуществляется в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 года № 746 (далее - Порядок проведения ОРВ).
1.4. Публичные консультации проводятся в соответствии с Порядком проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Нижегородской области при проведении оценки регулирующего воздействия, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 6 декабря 2013 года № 909 (далее - Порядок проведения публичных консультаций).
2. ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1. На стадии разработки проекта нормативного правового акта оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - ОРВ) проводится в отношении эффективности проекта нормативного правового акта.
2.2. Процедура ОРВ проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, предусматривающих:
- введение административных и иных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению;
- возникновение расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- возникновение расходов областного и местного бюджетов.
2.3. Сведения по обоснованию эффективности принятия нормативного правового акта рекомендуется включать в пояснительную записку к проекту нормативного правового акта.
Рекомендуемый состав сведений для включения в пояснительную записку приведен в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.4. В ходе проведения регулирующим органом публичных консультаций производится оценка отношения социальных групп к предлагаемой проектом нормативного правового акта модели урегулирования выявленной проблемы, соответствия представленного регулирующим органом проекта нормативного правового акта заявленным целям, воздействия предлагаемого проектом нормативного правового акта государственного регулирования на действующих и потенциальных адресатов государственного регулирования.
2.5. При подготовке заключения об ОРВ регулирующему органу рекомендуется:
2.5.1. Составлять наиболее полное, четкое описание существующей проблемы, на решение которой направлено государственное регулирование. Неточное понимание проблемы может привести к принятию неправильного решения, к принятию избыточных мер или к ошибочному отказу от государственного регулирования.
2.5.2. В обобщенном виде выделять следующие социальные группы: хозяйствующие субъекты, граждане, государство и общество в целом. Затем возможна более подробная классификация в соответствии с необходимой степенью детализации.
2.5.3. Рассматривать отсутствие/наличие, снижение/увеличение рисков наступления негативных событий, связанных со сложившейся текущей ситуацией в регулируемой сфере.
2.5.4. Определять последствия, если никаких действий в регулируемой сфере деятельности не будет предпринято, учитывая экономические, социальные, экологические и иные последствия. В случае если какие-либо последствия сложно определить, это рекомендуется также указывать.
2.5.5. При определении целей государственного регулирования избегать подмены желаемых целей предлагаемыми средствами их достижения. Цели должны быть просты для понимания.
2.5.6. При определении возможных вариантов достижения поставленной цели сначала рассматривать вариант невмешательства и варианты с минимальным государственным вмешательством (совершенствование применения существующего регулирования, саморегулирование), а лишь затем варианты более масштабного вмешательства (прямое государственное регулирование).
2.5.7. Определять инструменты экономического и правового характера для достижения поставленной цели.
2.5.8. Для качественного описания и количественной оценки соответствующего воздействия могут применяться различные аналитические методы, в том числе:
- анализ "затраты - результат" - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования путем сопоставления выгод и издержек социальных групп;
- анализ эффективности затрат - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования на основе сопоставления результатов с необходимыми затратами на их достижение;
- многофакторный анализ - предполагает выбор наиболее эффективного государственного регулирования при наличии нескольких критериев.
2.5.9. Проведение публичных консультаций со всеми заинтересованными сторонами способствует повышению общее качество вводимого государственного регулирования.
2.5.10. При описании выбранного варианта государственного регулирования раскрыть следующие вопросы:
- вопросы организационного характера: какой орган будет отвечать за реализацию выбранного варианта, каким образом он будет организовывать свою работу, какие для этого потребуются ресурсы;
- какие необходимые действия ожидаются от участников регулируемой сферы: сбор и предоставление дополнительной информации, заполнение новых форм отчетности и т.д.;
- порядок введения государственного регулирования (наличие переходных положений: распространение на действующие отношения, сроки введения регулирования, соотнесенные со сроками готовности инфраструктуры);
- необходимость применения исключений по введению государственного регулирования в отношении отдельных социальных групп.
2.5.11. При определении ожидаемых выгод от реализации выбранного варианта рассматривать следующие выгоды:
- для граждан: большее удобство при приобретении товаров и/или услуг, улучшение доступа к информации, снижение цен, повышение безопасности товаров, услуг, рабочих мест и т.п.;
- для хозяйствующих субъектов: снижение потерь рабочего времени, издержек на соблюдение различных правил и требований, рост прозрачности и предсказуемости существующего регулирования и т.п.;
- для государства: рационализация процесса регулирования и установки требований, снижение затрат на мониторинг и контроль, более высокая степень соблюдения норм и т.п.;
- для общества в целом: повышение безопасности рабочих мест, больший доступ к услугам и/или возможностям, улучшение благосостояния и качества жизни и т.п.
2.5.12. При определении издержек от реализации выбранного варианта рассматривать следующие издержки:
- для граждан: повышение цен, сокращение выбора товаров/услуг или доступных соотношений цена/качество и т.п.;
- для хозяйствующих субъектов: повышение цен на ресурсы, прямые денежные расходы (за получение лицензий, сертификатов и т.п.), дополнительные административные издержки, связанные с заполнением форм, отчетностью и т.п.; затраты на изменения в производстве, маркетинге или транспортировке и т.п.;
- для государства: единовременные затраты на создание соответствующей инфраструктуры и постоянные затраты на ее поддержание и эффективную работу (сбор и обработка информации, проведение инспекций и наложение санкций) и т.п.;
- для общества в целом: рост безработицы и снижение темпов экономического роста, уменьшение количества общественных благ и т.д.
2.5.13. В случае наличия в выбранном варианте государственного регулирования негативных последствий его применения для различных социальных групп указывать необходимые меры, позволяющие минимизировать указанные последствия (увеличение размера предоставления субсидий, уменьшение количества предоставляемых документов и т.п.).
3. ЭКСПЕРТИЗА ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
3.1. Экспертиза действующих нормативных правовых актов (далее - экспертиза) проводится в отношении результативности (достижения изначально поставленных целей) и эффективности (оправданности с точки зрения выгод и издержек социальных групп) государственного регулирования с целью пересмотра, внесения изменений, отмены данного нормативного правового акта.
3.2. Экспертиза осуществляется регулирующим органом путем сопоставления результатов подготовленного на стадии разработки проекта нормативного правового акта заключения об ОРВ с фактическими данными для определения фактической степени достижения цели государственного регулирования.
3.3. В рамках экспертизы возможно использование официальной статистической информации, данных ведомственной статистики, результатов социологических исследований, в том числе опросов, совещаний экспертных групп, экспертных оценок, а также иных методов, позволяющих сопоставить прогнозировавшиеся при разработке проекта нормативного правового акта значения выгод и издержек социальных групп с фактическими, а также определить степень достижения целей регулирования.
4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ В РАЗДЕЛЕ
ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ"
4.1. Размещение документов, предусмотренных Порядком проведения ОРВ и Порядком проведения публичных консультаций, в разделе "Оценка регулирующего воздействия" осуществляется в соответствии с Инструкцией по размещению документов в разделе официального сайта Правительства Нижегородской области "Оценка регулирующего воздействия" (приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям - не приводится).
4.2. Для получения возможности размещения документов в разделе "Оценка регулирующего воздействия" необходимо получить логин и пароль в министерстве экономики Нижегородской области.
4.3. Для получения логина и пароля в министерство экономики Нижегородской области направляется письмо за подписью руководителя ОИВ Нижегородской области, содержащее: Ф.И.О., должность, контактный телефон и адрес электронной почты сотрудника, ответственного за размещение документов в указанном разделе.
4.4. На указанный адрес электронной почты поступит электронное письмо с указанием логина и пароля для входа в режим редактирования.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных
правовых актов Нижегородской области
и экспертизы действующих нормативных
правовых актов Нижегородской области
Рекомендуемый состав сведений
для включения в пояснительную записку <*>
1. Краткое описание предлагаемого государственного регулирования.
2. Основание для проведения оценки регулирующего воздействия (одно или несколько):
- наличие определенной проблемы в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- поступление неоднократных обращений граждан и организаций в органы исполнительной власти, свидетельствующих о наличии проблемы в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- поступление предложений от других органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое государственное регулирование, в том числе:
- причины (источники) возникновения проблемы в сфере государственного регулирования;
- устойчивость проблемы во времени и отсутствие возможности ее устранения участниками соответствующих отношений самостоятельно (без дополнительного вмешательства со стороны регулирующих органов);
- возможности устранения (минимизации негативного воздействия) проблемы, в том числе путем информирования участников соответствующих отношений, совершенствования правоприменительной практики, а также разработки, изменения или отмены нормативных правовых актов;
- цели государственного регулирования, направленные на устранение (минимизацию негативного воздействия) выявленной проблемы.
4. Сведения о проведении специального исследования данной проблемы (если таковое было проведено), в том числе о сформированной экспертной группе для проведения анализа данной проблемы.
5. Предварительная оценка выгод и издержек для социальных групп, а также оценка выгод и издержек сохранения действующего регулирования.
6. Краткое описание:
- предмета регулирования и социальных групп, на которые распространяется государственное регулирование;
- проекта нормативного правового акта;
- оценок степени и сроков достижения цели государственного регулирования;
- рисков недостижения целей государственного регулирования, а также возможных негативных последствий от введения государственного регулирования.
7. Описание реализации государственного регулирования:
- какой орган будет отвечать за реализацию, каким образом он будет организовывать свою работу, какие для этого потребуются виды ресурсов;
- обоснование необходимости запрашиваемой информации, отсутствия дублирования информационных потоков, возможности рационализации информационного потока путем организации межведомственного взаимодействия и электронного документооборота;
- как будет обеспечиваться соблюдение установленных требований.
8. Наличие необходимости применения исключений по введению регулирования в отношении отдельных групп лиц с соответствующим обоснованием.
9. Оценка расходов областного и местного бюджетов.
10. Описание обязанностей, которые предполагается возложить на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности предлагаемым правовым регулированием, и (или) описание предполагаемых изменений в содержании существующих обязанностей указанных субъектов.
11. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность предлагаемого государственного регулирования.
--------------------------------
<*> состав сведений, включаемых в пояснительную записку, определяется органом - разработчиком проекта нормативного правового акта Нижегородской области.
------------------------------------------------------------------