Постановление Правительства Нижегородской области от 31.07.2013 N 504 "Об утверждении Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. № 504
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
В целях развития инновационной системы Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию инновационного развития Нижегородской области до 2020 года.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о. Губернатора
В.А.ИВАНОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Нижегородской области
от 31 июля 2013 г. № 504
КОНЦЕПЦИЯ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2020 ГОДА
(далее - Концепция)
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Инновационные преобразования -
императив устойчивого развития страны
Современный этап мирового развития характеризуется переходом человеческой цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу. Этот переход связан с усилением воздействия науки на все стороны жизни общества, характеризуется фундаментальными технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и историческим переменам. Соответственно меняется набор основных факторов и источников экономического роста.
Важнейшими из них являются научные знания и интеллектуальный капитал, которые становятся главным источником создания конкурентных преимуществ и устойчивого развития социально-экономических систем. Формируется новый инновационный тип экономики, при котором прирост ВВП обеспечивается в основном за счет выпуска и реализации наукоемкой продукции и услуг. Отсюда следует, что инновационное развитие является фундаментальным фактором развития экономики страны, определяющим ее место в мировом рейтинге.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, ставятся амбициозные цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли России как одного из мировых лидеров.
Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.
Инновационные преобразования являются важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности страны. Вместе с тем, задачи ускорения перехода на инновационный путь развития придется решать в условиях увеличения масштабов внешних и внутренних вызовов.
Ключевыми из внешних вызовов в части инновационного развития являются:
- ускорение технологического развития мировой экономики;
- усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции в новые знания, технологии и компетенции;
- изменение климата, старение населения, проблемы здравоохранения, обеспечения продовольственной безопасности и т.д.
К внутренним проблемам инновационного развития страны можно отнести:
недостаточную эффективность расходования государственных средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
низкую эффективность ключевых с точки зрения наращивания инновационной активности направлений социально-экономической политики (создание благоприятного инвестиционного климата, борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование, политика в сфере развития конкуренции и др.);
недостаточную приоритизацию задач по поддержке инновационной активности бизнеса, инноваций в регионах, развитию человеческого капитала и целого ряда других задач инновационного развития.
В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере. В настоящее время также остается низкой восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера. Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются, затраты на технологические инновации растут еще быстрее.
В формировании национальной инновационной системы существенную роль играют регионы, во многих из которых активно идут процессы инновационного развития. При этом каждый регион подходит к решению задач научно-технического и инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций и возможностей, местом в системе общественного разделения труда, различиями в природно-климатических условиях, экономическом и социокультурном развитии.
Особенности инновационного развития Нижегородской области
Нижегородская область (далее - область, регион) является одной из ключевых для Европейской России. Она обладает большим экономическим потенциалом, выгодно расположена на пересечении крупных торговых и транспортных магистралей. А административный центр области - г. Нижний Новгород - является одновременно и центром Приволжского федерального округа.
Область занимает территорию 76,6 тыс. кв. км, ее численность населения на 1 января 2013 года составила 3,3 млн чел. Область является одним из экономически развитых регионов Российской Федерации. На ее долю приходится 1,7% суммарного валового регионального продукта регионов Российской Федерации (данные 2011 года). Трудовой потенциал в 2012 году составил 2,4% занятого населения страны.
Географическое расположение Нижегородской области обусловило создание здесь мощного научно-промышленного комплекса. Область исторически является одним из крупнейших центров научно-технического образования, академической и отраслевой науки. Выполнением научных исследований и разработок занимаются около 90 предприятий и организаций, в том числе 6 институтов Российской академии наук.
Основа экономики региона - промышленность, составляющая третью часть в структуре ВРП области. Доля промышленного производства в 2012 году составила 2,59% в общероссийском объеме. Основные отрасли промышленности: производство нефтепродуктов, производство транспортных средств, металлургическое производство. Область является российским лидером в производстве автомобильной техники: по выпуску автобусов и грузовых автомобилей она занимает первое место в России. По производству стальных труб - второе место, бумаги - четвертое место, по объему отгрузки обрабатывающих производств - шестое место среди регионов России.
Особенностью нижегородской промышленности является мощный оборонно-промышленный комплекс, включающий предприятия авиа- и судостроения, высокоточного приборостроения, атомной энергетики, радиоэлектроники и других наукоемких, высокотехнологичных производств.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 утверждена Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, в которой определены долгосрочные ориентиры ее развития и стратегические целевые установки, обеспечивающие достижение высоких стандартов качества жизни и уровня благосостояния жителей области. В документе обозначены три стратегических фокуса действий Правительства Нижегородской области по формированию целевой структуры экономики: развитие автомобильного кластера, развитие области как центра производства и дистрибуции товаров массового спроса и развитие инноваций.
Инновационная система Нижегородской области представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также структуры управления и финансирования инновационной деятельности. Нижегородская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности экономики.
Важным направлением в формировании благоприятного инвестиционного климата является промышленная политика региона, направленная на формирование и развитие кластеров, что позволяет усилить на территории области производственную кооперацию и дает мощный толчок развития сразу нескольким отраслям экономики. В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года № ВП-П9-48пр Правительством Нижегородской области с 2010 года ведется работа по формированию нефтехимического кластера. В связи с реализацией в регионе крупных инвестиционных проектов в области автомобилестроения было принято решение о формировании нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии. Основной целью создания кластера является обеспечение высоких темпов экономического роста, создание высокопроизводительных рабочих мест, импортозамещение, трансфер в Россию добавленной стоимости и компетенций за счет развития приоритетных отраслей промышленности: автомобильной и нефтехимической.
Разработана региональная программа поддержки развития Саровского инновационного кластера, которая включает в себя мероприятия по поддержке развития организаций - участников кластера и инфраструктуры территории расположения кластера с использованием средств федерального бюджета. Территория Саровского инновационного кластера включает территории закрытого административно-территориального образования г. Саров (Нижегородская область) и Технопарка "Саров", расположенного в 5 км от г. Саров в Дивеевском муниципальном районе Нижегородской области. Общее количество участников Саровского инновационного кластера составляет около 60 компаний (включая дочерние). Общая численность персонала участников Саровского инновационного кластера - около 21000 человек. Совокупный объем отгруженной продукции (произведенных товаров и предоставленных услуг) составил в 2012 году более 25 млрд руб. Основные сферы деятельности предприятий, участников кластера: исследования, разработки и производство в области информационных технологий (в том числе суперкомпьютерные технологии и моделирование сложных физических процессов), новых материалов, новой энергетики (в широком спектре направлений), научного и промышленного приборостроения, автоматических систем управления технологическими процессами.
В настоящее время на территории Нижегородской области в соответствии с государственной программой "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" реализуется проект по созданию технопарка "ИТ-парк Анкудиновка". Технопарк расположен на территории 74,7 га у деревни Кузнечиха в Советском районе города Нижнего Новгорода в непосредственной близости от исторического и делового центра города Нижнего Новгорода, в месте, где сконцентрированы научно-исследовательские, образовательные учреждения, проектные организации, а также предприятия с высокотехнологичными и наукоемкими производственными циклами. В основу создания технопарка лег огромный научный и производственный потенциал Нижегородской области в различных отраслях экономики.
На территории региона действуют ГУ "Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор", фонд содействия развитию венчурных инвестиций, агентство по развитию системы гарантий. Начал деятельность фонд посевных инвестиций, организована работа центра субконтрактинга и аутсорсинга, создан Координационный совет по поддержке инновационных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Нижегородской области (распоряжение Правительства Нижегородской области от 8 апреля 2013 года № 209).
Нижегородская область является одним из наиболее значимых регионов России в плане развития информационных технологий. Данная сфера включает научный комплекс региона, представленный большим количеством образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов и научно-исследовательской деятельностью в сфере IT, а также целый ряд предприятий и организаций. При этом для Нижнего Новгорода характерна традиционно тесная связь фундаментальной (академической) науки и образования с прикладными исследованиями и IT-предприятиями. Совершенствование системы коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, качество подготовки новых поколений специалистов в значительной степени определяют развитие отрасли.
Анализируя текущее инновационное развитие строительного комплекса, необходимо отметить, что в настоящее время в Нижегородской области отмечается рост числа предприятий по выпуску строительных материалов, осуществляющих ввод новых производственных мощностей, проводивших модернизацию и реконструкцию своей производственной базы с использованием технологических инноваций. В частности, запущена автоматическая линия по производству легких стальных тонкостенных конструкций, введен в эксплуатацию завод по производству напольных покрытий, запущена линия по выпуску формованных изделий из пенополистирола фирмы "Курц" (Германия), запущен в эксплуатацию завод по производству электросварной балки.
В последние годы в регионе активно используются инновационные подходы к формированию транспортно-логистической инфраструктуры. В частности, создан крупнейший в Поволжье частный интермодальный логистический комплекс с подразделениями складской, железнодорожной и автомобильной логистики, введена в эксплуатацию первая очередь индустриально-логистического парка "Кстовский индустриальный парк", начал работать распределительный центр сельскохозяйственной продукции ООО "Приосколье-НН", введена в эксплуатацию вторая очередь логистического центра "АЛИДИ" в Кстовском районе, завершилось строительство и осуществлен запуск в эксплуатацию пассажирской подвесной канатной дороги через реку Волга, соединившей областной центр город Н.Новгород с городом Бор, активно ведется строительство метрополитена.
В рамках областной целевой программы "Развития агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", с целью обеспечения населения продовольствием в необходимых объемах одним из важнейших направлений в Нижегородской области является инновационное развитие агропромышленного комплекса, как один из факторов конкурентоспособности региональной экономики. Это включает активное внедрение экологических инноваций: в животноводстве - переход на инновационные безотходные, экологически чистые технологии, в том числе ресурсосберегающие биотехнологии производства альтернативных видов топлива; в растениеводстве - переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии ведения зонального земледелия и семеноводства, включающие в себя, в том числе технологии "точного" земледелия, биоэнергетику и биотехнологии защиты растений от воздействия неблагоприятных природно-климатических и биологических факторов.
В области внедрения инноваций в сфере здравоохранения созданы: система первичных сосудистых отделений и региональных сосудистых центров, что позволяет обеспечить 100% охват взрослого населения медицинской помощью при сосудистых заболеваниях; сеть травматологических центров; система оказания онкологической помощи; сеть фтизиатрических учреждений; межрайонные перинатальные центры, организованные с учетом возможности оказания круглосуточной реанимационной помощи женщинам и новорожденным.
Наука и человеческий капитал
Одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у Нижегородской области конкурентных преимуществ является человеческий капитал. Так, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в 2012 году составила 3,76% от общей численности занятого населения области, что в 2,23 раза превышает соответствующий показатель средний по стране.
В течение 2012 года в Нижегородской области научные исследования и разработки выполняли 87 организаций, из которых большую часть составили научно-исследовательские институты (НИИ) и организации, основным видом деятельности которых являлись научные исследования и разработки, на их долю пришлось 57,5 процента от общего числа организаций. Доля научно-технических подразделений организаций обрабатывающих производств составила 20,7%, научно-исследовательских подразделений вузов - 14,9%, прочих организаций - 6,9%. Более половины организаций, осуществлявших научную деятельность, являлись организациями государственного сектора (60,9 процентов). Внутренние затраты на выполнение научных исследований и разработок в этих организациях составили 35,5 млрд рублей или 89,8% от общего объема внутренних затрат. Основная доля внутренних затрат на научные исследования и разработки покрывалась за счет средств федерального бюджета (22,0 млрд рублей или 55,7%).
На начало 2012/2013 учебного года в Нижегородской области реализовывали программы высшего профессионального образования 15 самостоятельных учебных заведений, в том числе 13 государственных самостоятельных учебных заведений и 33 филиала самостоятельных учебных заведений, из них 18 филиалов - государственных самостоятельных учебных заведений. Численность студентов, обучающихся в учебных заведениях ВПО, составляет 138,0 тысяч человек, из которых 85,6 процента учатся в государственных образовательных учреждениях.
В государственных образовательных учреждениях области, реализующих программы высшего профессионального образования, профессорско-преподавательский состав на начало 2012/2013 учебного года насчитывал 6979 человек. Ученую степень доктора наук имели 12,2 процента персонала, кандидата наук - 53,7 процента; ученое звание профессора - 650 человек, доцента - 2385 человек.
Наиболее инновационная составляющая человеческого капитала - средний класс - выступает потенциальным носителем инновационной активности, которая реализуется в различных направлениях малого и среднего бизнеса, включая производство инновационной продукции, реализация социальных и экологических инноваций, венчурное предпринимательство.
Инновационное законодательство региона
Несмотря на провозглашенный руководством страны курс на модернизацию российской экономики, переход на инновационный путь развития идет крайне медленно. Среди основных причин этого можно отметить слабую правовую базу инновационной деятельности в стране. До сих пор законодательно не закреплено понятие "инновация". В стране отсутствует федеральный закон об инновационной деятельности. Все это, в свою очередь, обусловливает низкую инновационную культуру у всех участников инновационной деятельности.
В Нижегородской области в 2003 году одной из первых в стране был принят закон области о государственной поддержке инновационной деятельности.
К настоящему времени разработан пакет документов, составляющий законодательную основу инновационной деятельности в регионе. В их числе:
- Закон Нижегородской области от 21 апреля 2003 года № 28-З "О наградах и премиях Нижегородской области" (статьи 22.2 "Премия Нижегородской области имени И.П. Кулибина", 22.3 "Премия Нижегородской области в сфере науки и техники");
- Закон Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 4-З "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области";
- Закон Нижегородской области от 1 февраля 2007 года № 7-З "О грантах Нижегородской области в сфере науки, технологий и техники";
- Закон Нижегородской области от 4 марта 2011 года № 34-З "О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области";
- постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года";
- постановление Правительства Нижегородской области от 6 апреля 2006 года № 108 "О предоставлении государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, и предприятиям легкой промышленности";
- постановление Правительства Нижегородской области от 19 июня 2009 года № 400 "Об утверждении Программы развития промышленности Нижегородской области на 2009 - 2013 годы";
- постановление Правительства Нижегородской области от 3 апреля 2007 года № 99 "О порядке предоставления грантов Нижегородской области в сфере науки, технологий и техники";
- постановление Правительства Нижегородской области от 5 марта 2012 года № 109 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Нижегородской области и перечня критических технологий Нижегородской области";
- постановление Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2010 года № 915 "О предоставлении субсидий на компенсацию затрат действующих малых инновационных предприятий, связанных с участием в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, деловых миссиях и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии)";
- постановление Правительства Нижегородской области от 21 октября 2009 года № 752 "О порядке оказания государственной поддержки в виде грантов начинающим малым предприятиям";
- постановление Правительства Нижегородской области от 20 апреля 2010 года № 221 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на оказание государственной поддержки действующим инновационным компаниям - субъектам малого и среднего предпринимательства Нижегородской области в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг";
- постановление Правительства Нижегородской области от 7 сентября 2012 года № 611 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат действующих малых и средних предприятий, производящих и (или) реализующих товары (услуги), предназначенные для экспорта";
- Соглашение между Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Нижегородской области о проведении совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований в 2007 - 2010 годах от 13 августа 2007 года № 121/497-П;
- Соглашение между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Правительством Нижегородской области о развитии субъектов малого инновационного предпринимательства и проведении совместного (регионального) конкурса проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий от 10 ноября 2008 года № 701-П.
Индикаторы инновационного развития региона
Анализ динамики основных индикаторов инновационного развития региона за период 2000 - 2011 годов позволяет сделать вывод о том, что Нижегородская область по инновационной активности занимает одно из лидирующих мест в России:
1. Число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10000 занятого населения в Нижегородской области, хотя и сократилось почти в два раза в рассматриваемый период времени, в 2011 году составило 232,1 чел., что превышает соответствующий показатель в среднем по России в 2,26 раза (3-е место в рейтинге регионов).
2. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в % к ВРП также оставались почти неизменными в рассматриваемый период. В 2011 году значение данного индикатора составило 4,8%, что превышает среднероссийский уровень более чем в 3 раза (1-е место в рейтинге регионов).
3. Удельный вес инновационно активных организаций Нижегородской области превышает значения этого показателя по России за рассматриваемый период в среднем в полтора раза и в 2011 году составил 17,7% (7-е место в рейтинге регионов).
4. Интенсивность затрат на технологические инновации (отношение затрат на технологические инновации к объему выпущенной продукции) в рассматриваемый период времени не испытывала существенных изменений. При этом значение данного показателя в Нижегородской области в 2011 году составило 3,38%, превышая среднероссийский уровень в 1,54 раза (11-е место в рейтинге регионов).
5. Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности продемонстрировала резкие изменения на рассматриваемом интервале времени. В 2011 году она составила более 17,1% (7-е место в рейтинге регионов).
6. Коэффициент изобретательской активности (число поданных заявок на изобретения и полезные модели в расчете на 10 тыс. населения) в течение ряда лет довольно слабо изменялся и в 2011 году составил 2,19 (17-е место в рейтинге регионов).
Таким образом, по большинству индикаторов инновационного развития Нижегородская область входит в десятку лучших регионов России. По данным независимых источников по уровню инновационного потенциала в целом область занимает четвертое место среди регионов страны, уступая Москве, Московской области и Санкт-Петербургу. Это во многом связано с грамотной и последовательной политикой, проводимой руководством региона. Законодательным собранием Нижегородской области и Правительством Нижегородской области выстраивается целостная система управления инновационными процессами в регионе, реализующая широкий спектр управляющих воздействий, направленных на развитие инновационной деятельности.
Вызовы и угрозы
При разработке Концепции инновационного развития Нижегородской области во внимание принимались следующие вызовы:
1. Глобализация. Вступление России в ВТО - это серьезный вызов и угроза как для России в целом, так и для Нижегородской области, в частности. Происходит усиление конкуренции в ряде секторов экономики в связи с приходом иностранных компаний на российский рынок. Вместе с тем, конкурентоспособные предприятия Нижегородской области получают новые возможности доступа на международные рынки.
2. Экономика знаний. Новая волна технологических изменений, усиливает роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижает влияние многих традиционных факторов роста. Возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Наиболее конкурентоспособными в перспективе будут регионы и страны, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом с высоким инновационным потенциалом.
3. Безопасность, экология и здоровье. Усиление глобальных вызовов и угроз приводит к существенному росту расходов на безопасность. Усиление экологических стандартов и требований ведет к необходимости значительных дополнительных инвестиций в модернизацию экологически проблемных производств, росту числа экологических инноваций.
Несмотря на достаточно эффективную организацию системы государственного управления инновационной деятельностью в нижегородском регионе многие проблемы инновационного развития остаются нерешенными.
Переход к рыночным отношениям и экономический кризис отразились на состоянии науки в связи с невысоким уровнем ее финансирования. На промышленных предприятиях области самофинансирование остается основным источником покрытия затрат на технологические инновации. В области имеется достаточный потенциал выполняемых исследовательских работ, но крайне мал удельный вес разработок доведенных до конечной стадии НИОКР. Налицо существенный дисбаланс спроса и предложения на нижегородском рынке инноваций. Этот дисбаланс заключается в том, что нижегородская промышленность слабо реализует предложения, выдвигаемые нижегородской наукой.
Инновационная активность у малых предприятий в два раза ниже, чем у средних и в шесть раз ниже, чем у крупных. Отметим, что для инновационно ориентированных экономик, базирующихся на знаниях, характерна обратная зависимость. Это говорит о необходимости создания в Нижегородской области структур, занимающихся "выращиванием" малых инновационных фирм в массовом количестве.
К негативным факторам следует отнести сокращение в последние годы базисных (радикальных) инноваций - принципиально новых для отрасли продуктов и технологий. При этом возросла доля псевдоинноваций - способов улучшения производственного цикла, новых только для внедряющей организации. Низким остается экспортный потенциал инновационной деятельности. Доля экспорта инновационной продукции в общем объеме экспорта промышленной продукции не превышает 10%.
Значительные проблемы выявляются при анализе показателей интеллектуальной собственности и трансфера технологий. Весьма низкой остается публикационная и патентная активность нижегородских ученых. Показатель коллективной инновационной деятельности (число совместных проектов по выполнению исследований и разработок) в последние годы варьирует в пределах 2 - 3 в год на 1000 работающих, что существенно ниже, чем в экономически развитых странах. Показатели технологического обмена (число приобретенных и переданных технологий) также находятся на весьма низком уровне, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности трансфера технологий в регионе.
На основе проведенного анализа состояния и проблем инновационного развития региона, а также с учетом положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года необходимо определить цели, задачи, направления и механизмы реализации Концепции инновационного развития Нижегородской области.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Целью Концепции является перевод к 2020 году экономики Нижегородской области на инновационный путь развития.
Реализация Концепции расширит возможности для появления в регионе новых продуктов и технологий, позволит увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала, а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития страны и региона.
В связи с этим основными задачами, стоящими перед Нижегородской областью на пути перехода к инновационной экономике, является:
1. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, территорий инновационного развития. Это обеспечит расширенное воспроизводство знаний в регионе, а также повышение эффективности трансфера технологий и коммерциализации результатов научных исследований.
2. Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Это позволит обеспечить материальные и моральные стимулы для притока наиболее квалифицированных специалистов в инновационный сектор экономики, повысить инновационную культуру общества, адаптировать систему образования к формированию необходимых для инновационного общества знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, создать условия для развития системы подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства.
3. Развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью и частно-государственного партнерства. Это позволит сформировать привлекательные условия для инвестиций в инновационную сферу деятельности через участие государства и региональной власти в финансировании инновационных проектов, создать благоприятные условия для использования инноваций во всех видах деятельности. Инновационная модель поведения бизнеса должна стать доминирующей в развитии нижегородских компаний, в технологической модернизации ключевых отраслей промышленности, росте конкурентоспособности продукции и повышении производительности труда.
4. Обеспечение открытости региональной инновационной системы и экономики, а также интеграция региона в общероссийские и мировые процессы создания и использования нововведений. Это позволит активизировать научно-техническое сотрудничество, внутренний и внешний трансфер технологий.
Концепция направлена на обеспечение реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 5 марта 2012 года № 109:
- безопасность и противодействие терроризму;
- индустрия наносистем;
- информационно-телекоммуникационные системы;
- науки о жизни;
- перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
- рациональное природопользование и экология;
- новые технологии машиностроения, транспортные и космические системы;
- энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика;
- новые материалы, химические технологии, фармацевтика и медицина;
- прочность, надежность и ресурс инженерных конструкций.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
В долгосрочной перспективе инновационное развитие Нижегородской области должно сопровождаться развитием наукоемких отраслей, основанных на новых передовых технологиях и знаниях. Конкурентным преимуществом области является наличие глубоких технологических традиций, развитого научно-образовательного комплекса, способного обеспечить разработку и внедрение современных технологий мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях области.
Исходя из анализа текущего состояния инновационной системы Нижегородской области, анализа вызовов, угроз и основных проблем инновационного развития, для реализации Концепции предлагается пять приоритетных направлений, на основе которых будет осуществляться организация и управление инновационной деятельностью в регионе:
1. Стимулирование подъема инновационной активности научных, научно-технических и промышленных организаций Нижегородской области.
2. Стимулирование роста числа малых и средних инновационных предприятий области.
3. Создание эффективной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Нижегородской области.
4. Формирование правового поля для развития инновационной деятельности в Нижегородской области.
5. Обеспечение инновационной деятельности в Нижегородской области квалифицированными кадрами и повышение уровня инновационной культуры.
Первые два направления определяют целевые группы воздействия Концепции. Третье, четвертое и пятое направление создают основу для реализации Концепции.
Направление 1. Стимулирование подъема инновационной активности промышленных предприятий Нижегородской области.
Цель направления: содействие внедрению инноваций на промышленных предприятиях области по всему спектру инновационной активности - технологических инноваций, инноваций в области менеджмента, маркетинга, финансов и др.
Системное использование инноваций обеспечит повышение эффективности и конкурентоспособности промышленных предприятий региона, поможет ускорить их рост, освоить новые рынки, создать новые рабочие места. Это в конечном итоге определит экономическое развитие и повышение уровня экономической безопасности региона, рост налоговой базы и повышение качества жизни.
Данное направление обладает наибольшим потенциалом для достижения целей Концепции, позволяет в сравнительно короткие сроки получить положительные результаты, поскольку использует ресурс действующих промышленных предприятий и не требует затрат на создание новых производств. Промышленно развитая Нижегородская область обладает необходимыми условиями для успешной реализации этого приоритетного направления.
Подготовительная работа по реализации направления 1:
1. Анализ инновационной активности промышленных предприятий региона на основе мониторинга, проводимого с периодичностью в один год.
2. Формирование кластеров инновационно активных промышленных предприятий, которые работают в ключевых технологических секторах, обладают высоким потенциалом развития, экспортно ориентированы и будут оказывать наибольшее влияние на реализацию данной Концепции.
3. Формирование пакета наиболее перспективных инновационных проектов в каждом кластере на основе информации, получаемой в результате инновационного аудита.
4. Анализ проблем, обуславливающих низкую инновационную активность промышленных предприятий региона.
5. Разработка моделей и методик, необходимых для повышения эффективности управления инновационным потенциалом промышленных предприятий региона.
Основные задачи направления 1:
1. Осуществление поддержки перспективных инновационных проектов в каждом кластере путем:
поиска возможных инвесторов как внутри страны, так и за рубежом;
предоставления мер государственной поддержки как на региональном, так и федеральном уровнях.
2. Организация процедуры инновационного аудита в Нижегородской области, включающую (при необходимости) технологическую экспертизу крупных инновационных проектов, оценку уровня их новизны и конкурентоспособности с учетом смены поколений техники (технологии).
3. Обеспечение постоянного независимого мониторинга результатов инновационной деятельности в регионе.
4. Разработка и внедрение в практику механизмов, стимулирующих инновационное взаимодействие промышленных предприятий и научных организаций области (стимулирование процесса трансфера технологий).
5. Реализация мероприятий в сфере нанотехнологий в рамках программных документов, реализуемых Правительством Нижегородской области.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 1:
1. Опережающие темпы роста промышленных предприятий, вовлеченных в процесс реализации данной Концепции, увеличение конкурентоспособности их продукции. Главным следствием этого является достижение стабильности экономического роста региона, укрепление его экономической безопасности.
2. Создание эффективной системы технологического трансфера, обеспеченного устойчивыми связями промышленных предприятий с научными организациями области.
3. Создание системы управления инновационной деятельностью, обеспеченной точными и исчерпывающими сведениями об эффективности инновационных процессов в регионе.
4. Приобретение и закрепление навыков и опыта инновационного менеджмента на промышленных предприятиях.
Направление 2. Стимулирование роста числа малых и средних инновационных предприятий области.
Цель направления: создание условий для роста и развития малых и средних инновационных предприятий, нацеленных на реализацию конкурентных технологических преимуществ за счет использования научных знаний (технологически ориентированных).
Данное направление обеспечивается развитой инфраструктурой поддержки инновационной деятельности, включающей технопарки, бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, фонды поддержки инновационного бизнеса, инновационно-технологические центры, инновационные кластеры и др.
Важность данного направления обусловлена следующим:
1. Создание и развитие новых технологически ориентированных предприятий - это еще одна возможность коммерциализации разработок научных организаций, наряду с внедрением результатов научных исследований на промышленных предприятиях.
2. Рост технологически ориентированных предприятий создает новый имидж Нижегородской области, экономическое развитие которой осуществляется за счет использования научных знаний.
3. Новые малые и средние предприятия создают базу для будущего дальнейшего роста экономики Нижегородской области, основанной на знаниях.
4. Создание новых предприятий - это создание новых рабочих мест в высокотехнологичном секторе экономики, рост налоговой базы.
Подготовительная работа по реализации направления 2:
1. Анализ деятельности малых и средних инновационных компаний на основе данных, полученных в результате мониторинга этого вида деятельности. Подготовка "карты компетенций" этих компаний.
2. Анализ проблем, возникающих при создании и развитии технологически ориентированных малых и средних предприятий.
3. Взаимодействие руководителей промышленных предприятий и научно-образовательных организаций по вопросу создания на их базе центров коммерциализации инновационных разработок.
4. Развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в регионе.
Основные задачи направления 2:
1. Осуществление поддержки перспективных инновационных проектов, реализуемых малыми и средними инновационными фирмами, работающими в технологическом секторе, путем:
информирования о проведении конкурсов инновационных проектов, проводимых на региональном и федеральном уровнях;
предоставления мер государственной поддержки как на региональном, так и на федеральном уровнях.
2. Разработка и внедрение в практику механизмов, стимулирующих инновационное взаимодействие промышленных предприятий, научных организаций со средними и малыми инновационными фирмами (стимулирование процесса трансфера технологий).
3. Разработка перечня мероприятий по формированию системы, способствующей эффективной реализации инновационной продукции и услуг, производимой малыми и средними инновационными фирмами.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 2:
1. Положительная динамика в создании новых технологически ориентированных предприятий.
2. Создание позитивного имиджа Нижегородской области как одного из ведущих центров России по развитию малого и среднего инновационного предпринимательства.
3. Вовлечение в процесс экономического развития региона все большего числа инновационных фирм, работающих в технологической сфере.
4. Формирование позитивного отношения научной общественности региона к процессу коммерциализации научных результатов и использования научного потенциала для развития бизнеса.
5. Получение позитивных примеров компаний, созданных на базе научных организаций и сотрудничающих с ними.
6. Рост объемов инновационной продукции и услуг, поставляемых как на внутренний рынок, так и на экспорт.
Направление 3. Создание эффективной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Нижегородской области.
Цель направления - создание эффективно работающей инфраструктуры, способствующей быстрому развитию инновационной деятельности в Нижегородской области.
Основу комплексной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности должны составить следующие взаимосвязанные системы:
- система информационного обеспечения;
- система экспертизы программ и проектов;
- система финансово-экономического обеспечения;
- система производственно-технологической поддержки;
- система сертификации;
- система продвижения на рынок наукоемкой продукции;
- система координации и регулирования развития инновационной деятельности.
Системообразующими элементами областной инновационной инфраструктуры должны стать: государственные научные центры, отраслевые институты, вузы, ведущие научно-производственные предприятия, технопарки и бизнес-инкубаторы. Элементами системы, отвечающими за производство научно-технического продукта и его продвижения на рынок, должны стать инжиниринговые фирмы.
Реализация этого подхода к инфраструктурному обеспечению инновационной деятельности позволит организациям, занятым исследованиями и разработками, компенсировать отсутствие компонентов, необходимых для успешной инновационной работы, и даст большие возможности для коммерциализации разработок.
Подготовительная работа по реализации направления 3:
1. Анализ спроса на услуги инновационной инфраструктуры у субъектов инновационной деятельности.
2. Сопоставление спроса на услуги и набора предложений, которыми располагает существующая инфраструктура поддержки инновационной деятельности.
3. Определение недостающих звеньев инновационной инфраструктуры.
4. Дополнение сети организаций инновационной инфраструктуры недостающими звеньями.
Основные задачи направления 3:
1. Разработка перечня критериев ежегодной оценки эффективности функционирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Нижегородской области.
2. Ежегодный мониторинг и анализ функционирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Нижегородской области.
3. Организация мероприятий, обеспечивающих связь субъектов инновационной деятельности с организациями инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (проведение семинаров, конференций, выставок и т.д.).
4. Оказание содействия вузам в создании и развитии бизнес-инкубаторов университетского типа, а также предприятиям и организациям Нижегородской области в создании и развитии отраслевых бизнес-инкубаторов.
5. Содействие развитию внешних связей организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 3:
1. Появление развитой инфраструктуры, способной обеспечить потребности различных направлений деятельности малых и средних инновационных предприятий.
2. Появление целостной и эффективной системы поддержки инновационной деятельности в Нижегородской области.
Направление 4. Формирование правового поля для развития инновационной деятельности в Нижегородской области.
Цель направления - создание благоприятных институциональных условий для инновационного развития Нижегородской области, эффективного использования налоговых преференций, механизмов частно-государственного партнерства и других инструментов управления инновационной деятельностью в регионе.
Подготовительная работа по реализации направления 4:
1. Анализ международного и Российского законодательства, опыта других регионов в области государственной поддержки инновационной деятельности.
2. Выявление основных факторов, препятствующих инновационному развитию Нижегородской области, проблем регионального законодательства по вопросам управления инновационной деятельностью.
3. Формирование пакета условий, предусматривающих максимально благоприятную атмосферу для всех участников инновационного процесса.
Основные задачи направления 4:
1. Предоставление государственной поддержки приоритетным инновационным проектам Нижегородской области.
2. Формирование привлекательных условий для инвестиций в инновационную деятельность.
3. Создание условий для эффективного развития инфраструктуры инновационной системы Нижегородской области.
4. Поддержка многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.
5. Создание правовых механизмов информационного обеспечения инновационного процесса.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 4:
1. Создание взаимоувязанной сбалансированной системы правовых инструментов, необходимых для достижения целевых индикаторов Концепции.
2. Формирование правовых механизмов, обеспечивающих повышение эффективности инновационного развития промышленных предприятий.
3. Создание благоприятного инвестиционного климата для роста числа малых и средних инновационных предприятий в регионе.
4. Создание правовых основ развития инфраструктуры инновационной деятельности в регионе.
Направление 5. Обеспечение инновационной деятельности в Нижегородской области квалифицированными кадрами и повышение уровня инновационной культуры.
Цель направления: Кадровое обеспечение реализации направлений Концепции.
Способность работников генерировать новые идеи, объективно принимать решения по их воплощению, профессионально решать поставленные задачи в конечном счете является определяющим фактором успеха практической реализации различных направлений Концепции.
Подготовительная работа по реализации направления 5:
1. Анализ потребностей в обучении различных целевых групп.
2. Выбор образовательных организаций, привлечение и подготовка преподавателей.
3. Включение в учебные планы и программы образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования инновационных модулей.
4. Подготовка программ профессионального обучения.
Основные задачи направления 5:
1. Взаимодействие с образовательными организациями высшего образования по организации подготовки кадров для растущих инновационных производств, подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и маркетинга с привлечением руководителей успешно работающих инновационных предприятий, в том числе с использованием механизмов оказания государственной поддержки и целевой подготовки кадров.
2. Установление образовательным организациям среднего профессионального образования государственного задания на подготовку кадров для инновационных предприятий.
3. Организация на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций профессионального обучения по заказам предприятий инновационного сектора.
4. Содействие организации производственной практики студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования на инновационных предприятиях Нижегородской области.
5. Содействие формированию научных и конструкторских школ.
6. Поддержка изобретательской деятельности, вовлечение в творческий процесс студентов и молодых специалистов.
Основные ожидаемые результаты реализации направления 5:
1. Стимулирование развития всех направлений реализации концепции за счет обеспечения предприятий и организаций инновационного сектора квалифицированными кадрами.
2. Повышение эффективности взаимодействия между различными целевыми группами, вовлеченными в реализацию Концепции.
3. Повышение квалификации кадров в компаниях, консалтинговых организациях до уровня международных стандартов.
4. Рост инновационной культуры участников инновационного процесса в регионе.
4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Для достижения целей и решения задач Концепции будут использованы следующие основные механизмы.
1. Организация мониторинга инновационной активности промышленных предприятий и организаций региона. Эффективность управления инновационной деятельностью во многом зависит от точности и своевременности информации о состоянии инновационной системы в регионе. В этой связи, в данной Концепции существенное внимание уделено вопросам организации мониторинга инновационной деятельности в регионе.
Основной целью мониторинга является обеспечение Правительства Нижегородской области полной, оперативной и достоверной информацией об инновационных процессах, протекающих в регионе, для выработки и принятия управленческих решений.
Основные задачи мониторинга:
- систематическое обследование состояния региона в целях диагностики его инновационного развития;
- оценка и анализ результатов инновационной деятельности предприятий, соотнесение этих результатов с определенными критериями, выявление причин неудачной деятельности;
- прогнозирование инновационной деятельности, выявление наметившихся тенденций с целью корректировки направления инновационного развития;
- подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до соответствующих органов управления и власти;
- формирование перечня инновационно активных предприятий, отраслей, а также отдельных инновационных проектов;
- непрерывное совершенствование процедур оценки инновационного потенциала, эффективности трансфера технологий и коммерциализации инноваций;
- создание и внедрение системы информационного сопровождения инновационной деятельности в регионе.
Осуществление механизма мониторинга позволяет оценить состояние инновационной системы региона (уровень инновационного потенциала, трансфера технологий, достигнутые результаты и слабые места). Эта информация является основой для принятия эффективных управленческих решений.
2. Организация инновационного аудита промышленных предприятий Нижегородской области. Аудит промышленных предприятий преследует цели, связанные с выявлением всех инновационных технологий, оценкой целесообразности их трансфера и коммерциализации. Общая цель инновационного аудита - оценить способность экономической системы интегрировать новые технологии, работать с технологическими партнерами, а также способность к созданию корпоративно-инновационной культуры.
В задачи инновационного аудита входит:
- проверка готовности предприятий к проведению инновационной деятельности;
- определение барьеров, препятствующих развитию инновационной деятельности;
- анализ потребности в инновациях и выбор механизмов их создания (приобретения);
- выявление технологий, обладающих потенциалом коммерциализации;
- определение возможных путей коммерциализации новшеств;
- позиционирование инновационных продуктов, определение рынков сбыта;
- оценка инновационного потенциала предприятия;
- оценка эффективности внутреннего и внешнего инновационного трансфера;
- оценка и контроль результатов инновационной деятельности предприятия;
- комплексное исследование состояния защиты, охраны и использования интеллектуальной собственности;
- проверка обоснованности отнесения затрат на мероприятия инновационного характера, целесообразности использования конкретного источника финансирования;
- оценка достоверности отчетности о выполнении инновационных мероприятий, правильности заполнения форм статистической отчетности;
- выявление возможностей финансирования инноваций;
- анализ конкретных инновационных проектов, включая бизнес-план коммерциализации инновации;
- формирование инновационной культуры как идеологии и технологии инновационного развития предприятия;
- разработка учебно-методических программ, пособий, методических рекомендаций и других материалов для подготовки персонала в области инновационного развития.
Внедрение инновационного аудита на промышленных предприятиях Нижегородского региона позволит повысить эффективность управления региональной инновационной системой.
3. Совершенствование инновационного законодательства Нижегородской области. Несмотря на то, что в Нижегородской области сформирована законодательная база, охватывающая различные направления государственной поддержки инноваций, на региональном уровне сказывается отсутствие Федерального закона об инновационной деятельности: требуется усиление регулирования вопросов охраны интеллектуальной собственности, разработка законодательства в области государственно-частного партнерства в инновационной сфере, усиление антимонопольного регулирования инновационной деятельности и др.
4. Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний.
4.1. Реализация приоритетных инновационных проектов Нижегородской области в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 4-З "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области".
4.2. Ежегодное проведение совместного регионального конкурса проектов фундаментальных научных исследований в рамках соглашения между Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Нижегородской области.
4.3. Ежегодное проведение совместного (регионального) конкурса проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий.
4.4. Ежегодное проведение конкурса на право получения грантов Нижегородской области в сфере науки, технологий и техники.
4.5. Создание и реализация регионального заказа на выполнение НИОКР для инновационных производств в соответствии с приоритетными направлениями науки, технологий и техники Нижегородской области, проведение независимой экспертизы работ и проектов.
4.6. Ежегодное проведение конкурса на право получения премий Нижегородской области имени И.П. Кулибина в рамках реализации законодательства о наградах и премиях Нижегородской области.
4.7. Взаимодействие с ОАО "РОСНАНО" и другими высокотехнологичными корпорациями и компаниями.
5. Создание и развитие инфраструктуры инновационной системы Нижегородской области.
5.1. Развитие технико-внедренческого Открытого парка в поселке Сатис, технопарка в сфере высоких технологий "ИТ-парк Анкудиновка", кластеров;
5.2. Развитие бизнес-инкубаторов в районах области, ГУ "Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор";
5.3. Активизация поддержки инновационной деятельности в регионе в рамках работы Совета при Губернаторе Нижегородской области по науке и инновационной политике, Координационного совета по поддержке инновационных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Нижегородской области, Евро Инфо Консультационного (Корреспондентского) Центра, ГАУ "Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области".
6. Реализация механизмов оперативного управления инновационной деятельностью в Нижегородской области.
6.1. Развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное инновационное развитие предприятий промышленности. Предоставление государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области. Предоставление грантов на выполнение фундаментальных и прикладных исследований.
6.2. Реализация программ государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий Нижегородской области. Предполагается выделение субсидий действующим инновационным компаниям; предоставление грантов начинающим малым инновационным предприятиям; предоставление субсидий на компенсацию части затрат действующих малых и средних предприятий, производящих и (или) реализующих товары (услуги), предназначенные для экспорта; предоставление грантов на разработку и освоение новых видов наукоемкой продукции и технологий в рамках соглашения между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Правительством Нижегородской области.
6.3. Реализация инновационных образовательных программ в Нижегородской области.
6.4. Интегрирование возможностей различных программ и проектов. Одним из важных механизмов реализации Концепции является согласование различных стратегических направлений и инициатив (федеральные, областные, ведомственные программы и проекты), использование и одновременное усиление возможностей этих программ и проектов.
6.5. Разработка и реализация пилотных проектов, нацеленных на апробацию различных экономических или общественных механизмов, являющихся новыми не только для Нижегородской области, но и для других регионов России.
6.6. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях. Выбор инновационных приоритетов будет осуществляться на основе долгосрочного прогноза научно-технического и инновационного развития Нижегородской области. Этот прогноз будет строиться на информации, полученной в результате проведения мониторинга инновационной деятельности в регионе за целый ряд лет, а также инновационного аудита предприятий и организаций области.
6.7. Эффективность взаимодействия органов государственной власти и инновационных предприятий и организаций в целях реализации задач Концепции достигается за счет создания надежных механизмов, координирующих деятельность участников Концепции. Такими механизмами могут быть: создание координационных советов, рабочих групп, некоммерческих партнерств, проведение конференций, семинаров, совещаний и т.п.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация данной Концепции предполагает достижение таких изменений в экономике области, которые позволят говорить о переходе к инновационной экономике, основанной на знаниях. Эти изменения должны носить системный характер и в конечном итоге должны обеспечить:
- устойчивое развитие экономики области;
- высокий уровень экономической безопасности;
- конкурентоспособность как внутри страны, так и за ее пределами;
- повышение качества жизни населения.
С точки зрения субъектов инновационной деятельности реализация Концепции позволит:
Для промышленных предприятий:
- повысить конкурентоспособность производимой продукции;
- повысить эффективность реализации продукции, расширить рынки сбыта продукции;
- совершенствовать оборудование и технологии.
Для малых инновационных фирм:
- создать благоприятные стартовые условия;
- создать эффективную инфраструктуру поддержки инновационной деятельности;
- сформировать высокий спрос на результаты деятельности малых инновационных фирм.
Для научных и образовательных учреждений:
- создать рынок научно-исследовательских разработок;
- накопить опыт коммерциализации научно-технических разработок;
- создать устойчивые связи с промышленными предприятиями, обеспечивающие устойчивый трансфер технологий;
- увеличить спрос на образовательные услуги.
Общие результаты реализации Концепции, которые повлияют на уровень жизни населения региона в целом:
- увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности;
- создание новых рабочих мест;
- повышение качества жизни;
- повышение эффективности власти;
- сокращение безработицы;
- улучшение экономической и социальной среды области;
- рост инновационной культуры.
Переход на инновационный путь будет характеризоваться следующей динамикой индикаторов:
Целевые индикаторы реализации Концепции инновационного
развития Нижегородской области до 2020 года
Целевые индикаторы Единицы 2011 год 2012 год 2013 год 2016 год 2020 год
измерения (факт) (оценка) (прогноз) (прогноз) (прогноз)
1. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, формирование сбалансированного и
устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, территорий инновационного
развития
Доля внутренних затрат на % 4,8 4,85 4,9 5,15 5,3
исследования и разработки
в ВРП
Доля продукции % 9,91 10,25 10,69 12,01 13,50
высокотехнологичных и
наукоемких отраслей в ВРП
Доля затрат на выполнение % 47,5 47,8 50 55 65
исследований и
разработок, приобретение
новых технологий и
программных средств в
структуре затрат на
технологические инновации
региона
2. Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций
Удельный вес % 46,2 47 48 49 50
исследователей в возрасте
до 39 лет в общей
численности
исследователей
Удельный вес % 5,3 6 7 9 12
исследователей, имеющих
ученую степень, в общей
численности персонала,
занятого научными
исследованиями и
разработками
3. Развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью и
частно-государственного партнерства
Объем отгруженной млн руб. 153 222 210 272 269 430 465 565 1 000 000
инновационной продукции
организациями области
Доля инновационной % 17,1 18 20 34 40
продукции в общем объеме
продукции обследованных
организаций
Интенсивность затрат на % 3,38 3,39 3,4 3,5 3,6
технологические инновации
(отношение затрат на
технологические инновации
к объему выпущенной
продукции)
Доля внебюджетных средств % 31,6 32,3 33 40 50
в структуре
финансирования внутренних
затрат на исследования и
разработки региона
4. Обеспечение открытости региональной инновационной системы и экономики, а также интеграция
региона в общероссийские и мировые процессы создания и использования нововведений
Доля экспорта % 7,5 7,8 8,2 12 15
инновационных товаров,
работ и услуг в общем
объеме экспорта региона
Коэффициент ед. 2,19 2,19 2,2 2,4 2,8
изобретательской
активности в регионе
(число поданных заявок на
изобретения и полезные
модели в расчете на 10
тыс. населения)
Реализация Концепции позволит Нижегородской области укрепить лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе и России в целом в сфере инновационного развития.
------------------------------------------------------------------