Решение Нижегородского УФАС России от 10.09.2013 по делу N 529-ФАС52-03/13 <О нарушении законодательства о защите конкуренции, а именно о нарушении установленного порядка ценообразования на услугу по теплоснабжению , оказываемую жителям многоквартирного дома>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. по делу № 529-ФАС52-03/13
Резолютивная часть решения оглашена 27.08.2013
В полном объеме решение изготовлено 10.09.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. - председатель комиссии, заместитель руководителя
управления;
- Ильин И.В. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела
контроля естественных монополий;
- Литвиненко Н.В. - член комиссии, начальник отдела контроля естественных
монополий;
- Талалушкин Д.В. - член комиссии, главный специалист-эксперт отдела
контроля естественных монополий, -
с участием:
- С.А.В. - представителя ОАО "Т" (доверенность № <...> от
01.08.2012);
- К.Н.А. - председателя совета многоквартирного дома (протокол
внеочередного общего собрания № <...> от 19.11.2012),
-
рассмотрев дело № 529-ФАС52-03/13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Т" (бульвар <...>, город Нижний Новгород, <...>, ИНН <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление председателя совета многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода (далее - Заявитель) на действия открытого акционерного общества "Т" (далее - ОАО "Т"), связанные, по мнению Заявителя, с необоснованным начислением платы за горячее водоснабжение по общедомовому прибору учета.
По итогам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело № 529-ФАС52-03/13 в отношении ОАО "Т" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (приказ Нижегородского УФАС России от 24 мая 2013 года № 215).
На заседании комиссии Заявитель пояснил, что с июля 2012 года в платежные документы включена позиция показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за потребленное горячее водоснабжение. Как пояснил Заявитель, в доме № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода общедомовой прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) не установлен.
Представитель ОАО "Т" пояснил, что горячее водоснабжение спорного дома осуществляется с использованием установленного в индивидуальном тепловом пункте водонагревательного оборудования, оснащенного прибором учета холодной воды, используемой при производстве коммунальной услуги горячего водоснабжения. Данный тепловой пункт, расположенный на расстоянии 5 метров от искомого дома, находится в собственности муниципалитета и передан во владение ОАО "Т" на основании соответствующего договора. Установленный в индивидуальном тепловом пункте прибор учета холодной воды ОАО "Т" считает общедомовым и использует его показания при начислении платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды. Показания указанного прибора учета холодной воды применялись в расчетах с июля 2012 года по февраль 2013 года.
Впоследствии на заседании комиссии представитель ОАО "Т" уточнил, что сумма начислений жителям искомого дома за услугу горячего водоснабжения с применением показаний прибора учета холодной воды составила меньше по сравнению с начислениями по нормативу потребления и по показаниям индивидуальных приборов учета горячей воды. Кроме того, ОАО "Т" письмом № <...> от 02.04.2013 уведомило ООО "Ц" о неприменении в расчетах за услугу "горячее водоснабжение" показаний данного прибора учета, а также о произведении перерасчета за весь период его применения.
Заинтересованное лицо (ОАО "ДК") и лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах (ООО "Ц"), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения настоящего дела, на заседание комиссии не явились, явку представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Нижний Новгород, улица <...>, - находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Домоуправляющая Компания <...> района" (далее - ОАО "ДК"). В целях теплоснабжения указанного многоквартирного дома (в том числе поставке горячего водоснабжения) между названными исполнителем коммунальных услуг и ОАО "Т" заключен договор купли-продажи тепловой энергии № <...> от 01.08.2006 (далее - договор № <...>). По условиям договора № <...> "оплату поставленного коммунального ресурса и услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребители производят непосредственно Ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжающая организация организует расчеты с потребителями самостоятельно или с привлечением сторонней организации, применяет порядок определения размера платы за коммунальные услуги (с использованием приборов учета либо при их отсутствии), установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам" (пункты 4.1 и 4.2 договора № <...>).
Условия договора № <...> от 01.08.2006 указывают на то, что ОАО "ДК" не участвует в отношениях, складывающихся между ОАО "Т" и жителями рассматриваемого дома в связи с обязательствами последних по оплате поставленных ресурсов, что исключает возможность домоуправляющей организации изменять порядок начисления платы за коммунальные услуги без согласия ОАО "Т". ОАО "Т" осуществляет (через ООО "Ц") работу по организации расчетов с потребителями и получает денежные средства с жителей за поставленную тепловую энергию (в том числе за горячее водоснабжение), что обусловливает наличие правоотношений именно между ОАО "Т" и жителями многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода.
Таким образом, заключенный между ОАО "Т" и ОАО "ДК" договор № <...> предполагает, что обязательства потребителей по оплате услуг горячего водоснабжения возникают непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, что каким-либо нормативным правовым актам не противоречит.
Горячее водоснабжение дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода осуществляется с помощью установленного в индивидуальном тепловом пункте водонагревательного оборудования, оснащенного прибором учета холодной воды, используемой при производстве коммунальной услуги горячего водоснабжения. Показания прибора учета холодной воды "снимаются" работниками ОАО "Т" ежедневно и заносятся в журнал учета.
Между ОАО "Т" и ООО "Ц" заключен договор № <...> от 08.08.2006 на информационно-расчетное обслуживание. Согласно данному договору ООО "Ц" осуществляет расчет и начисление стоимости услуги "горячее водоснабжение" предоставляемой, в том числе и для жителей многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода, а также перевод платежей потребителей за потребленные коммунальные ресурсы на расчетный счет ОАО "Т".
В начале месяца, следующего за расчетным, показания прибора учета холодной воды передаются в ООО "Ц" для расчета размера платы за горячее водоснабжение гражданам - потребителям искомого многоквартирного дома. При этом из анализа текста писем (№ <...> от 13.07.2012; № <...> от 08.08.2012; № <...> от 14.09.2012 и другие) ОАО "Т" в адрес ООО "Ц", которыми направлялись (в приложении) показания приборов учета следует, что по рассматриваемому многоквартирному дому данные предоставлялись как по общедомовому прибору учета горячего водоснабжения.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства в их совокупности, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующему.
1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом территориального антимонопольного органа от 18.11.2005 № 153 (с изменениями от 07.04.2010 № 302) ОАО "Т" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции "тепловая энергия", "передача тепловой энергии" в географических границах города Нижнего Новгорода (в границах присоединенных тепловых сетей данного хозяйствующего субъекта) с долей на рынке более 50%.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Таким образом, ОАО "Т" занимает доминирующее положение на рынке реализации тепловой энергии (горячее водоснабжение) и оказания услуг по ее передаче в географических границах присоединенных тепловых сетей, следовательно, действия общества могут быть предметом проверки антимонопольного органа.
2. ОАО "Т", посчитав, что установленный в индивидуальном пункте прибор учета холодной воды, не являющийся собственностью жителей многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода, является общедомовым прибором учета, с 01.07.12 по 31.08.2012 применяло порядок расчета платы за потребленный коммунальный ресурс в соответствии с формулой № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307; в период с 01.09.2012 по 28.02.2013 в соответствии с формулами № 1, 4 (по индивидуальному потреблению коммунальной услуги), формулами № 10, 12 (по объему потребления на общедомовые нужды) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Как видно, в этом случае при выставлении платы за услугу "горячее водоснабжение" учитываются коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (т.е. объем потребления горячей воды на общедомовые нужды). Между тем, применение такого порядка расчета неправомерно по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденных Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, "общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" - части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности собственников помещений в данном доме.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие право владения и пользования ОАО "Т" индивидуальным тепловым пунктом, находящимся в 5 метрах от искомого дома (договор аренды недвижимого имущества Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода № <...> от 04.05.2007), со всем инженерно-техническим оборудованием, включая прибор учета холодной воды. Таким образом, предположение ОАО "Т", что установленный в индивидуальном тепловом пункте прибор учета холодной воды является общедомовым прибором учета жителей многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода, является ошибочным. Следовательно, при расчете платы за горячую воду должен применяться порядок, предусмотренный пунктом 42 Правил № 354 (без учета показаний прибора учета холодной воды, установленного в индивидуальном тепловом пункте).
3. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При этом согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в статье 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (пункт 4).
Оценив в совокупности приведенные выше фактические обстоятельства положения нормативных правовых актов, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ОАО "Т" нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения порядка ценообразования на услугу теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую жителям многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода в период с июля 2012 года по февраль 2013 года.
Одновременно с этим в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлено, что ОАО "Т" в адрес ООО "Ц" направлено письмо от 02.04.2013 № <...> следующего содержания: "в связи с уточнением списка жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета (ОДПУ), прошу не производить начисления за услугу "горячее водоснабжение" по ОДПУ жителям многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода, так как в данном доме общедомовой прибор учета горячего водоснабжения отсутствует". Кроме того, по поручению ОАО "Т" в счетах-извещениях за апрель, май и июнь 2013 года по искомому дому произведен перерасчет за услугу "горячее водоснабжение" за период с июля 2012 года по февраль 2013 года в соответствии с пунктом 42 Правил № 354.
Проанализировав отчет о перерасчете за услугу горячего водоснабжения за период с июля 2012 года по февраль 2013 года для жителей многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода, комиссией установлено, что в результате применения показаний общедомового прибора учета холодной воды в рассматриваемый период собственники квартир № 2, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 37, 39 переплатили за данную коммунальную услугу. Так, например, в результате применения необоснованного порядка расчета платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения собственники квартиры № 2 переплатили 435,97 рублей; собственники квартиры № 9 - 427,54 рубля; собственники квартиры № 30 - 483,51 рубля; собственники квартиры № 37 - 418,43 рубля. Указанные обстоятельства подтверждают факт ущемления интересов названных собственников жилых помещений.
Между тем, принимая во внимание то обстоятельство, что собственникам жилых помещений многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода ответчиком сделан перерасчет, дело подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение (пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия
решила:
1. Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом "Т" (<...>, город Нижний Новгород, <...> 14, ИНН <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую жителям многоквартирного дома № 5 по улице <...> города Нижнего Новгорода в период с июля 2012 года по февраль 2013 года.
2. Рассмотрение дела о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" открытым акционерным обществом "Т" (<...>, город Нижний Новгород, <...>, ИНН <...>) прекратить в связи с добровольным устранением выявленного нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Председатель Комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ
Члены Комиссии
Н.В.ЛИТВИНЕНКО
И.В.ИЛЬИН
Д.В.ТАЛАЛУШКИН
------------------------------------------------------------------