Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 08.10.2013 N 4077 "Об утверждении Концепции развития муниципального пассажирского транспорта в г. Дзержинске на период до 2018 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. № 4077
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В Г. ДЗЕРЖИНСКЕ
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
В целях эффективного удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных услугах пассажирских перевозок, сохранения на рынке транспортных услуг муниципального пассажирского транспорта, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьями 57, 64 Устава городского округа город Дзержинск постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития муниципального пассажирского транспорта в г. Дзержинске на период до 2018 года согласно приложению.
2. Отменить постановление Администрации города от 23.05.2012 № 2083 "Об утверждении Концепции развития муниципального пассажирского транспорта в г. Дзержинске на период до 2017 года".
3. Департаменту управления делами (А.В. Кочетов) опубликовать постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу с момента его опубликования.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы Администрации города (городского округа) А.В. Слизова.
Глава Администрации города
Г.В.ВИНОГРАДОВ
Приложение
Утверждено
постановлением администрации
города Дзержинска
от 08.10.2013 № 4077
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
В Г. ДЗЕРЖИНСКЕ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
Содержание:
1. Цель Концепции.
2. Анализ состояния муниципального пассажирского транспорта.
3. Мероприятия по развитию муниципального пассажирского транспорта.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции.
1. Цель Концепции.
Целью городской политики в сфере пассажирских перевозок является гарантированное и эффективное удовлетворение потребностей населения в безопасных и качественных услугах пассажирских перевозок, сохранение на рынке транспортных услуг муниципального пассажирского транспорта. Как показывает опыт ряда городов России, ликвидация муниципального пассажирского транспорта приводит к ухудшению общей ситуации с транспортным обслуживанием населения, резкому повышению тарифов, сокращению маршрутной сети и другим отрицательным последствиям. Муниципальный транспорт должен присутствовать на рынке пассажирских перевозок в объемах, обеспечивающих гражданскую безопасность.
2. Анализ состояния муниципального пассажирского транспорта.
2.1. Характеристика пассажирского транспорта г. Дзержинска.
Маршрутная сеть пассажирского транспорта города Дзержинска определена реестром муниципальных маршрутов, который насчитывает 2 трамвайных маршрута; 6 троллейбусных маршрутов; 23 автобусных, из которых 6 обслуживаются в социальном режиме, 14 - в режиме маршрутного такси, 3 маршрута в социальном и в режиме маршрутного такси.
Общая протяженность трамвайных маршрутов составляет 35,4 км; троллейбусных - 71,6 км, автобусных - 512,6 км. Услуги по перевозке пассажиров на регулярных муниципальных маршрутах оказывает 1 муниципальное предприятие, 6 обществ с ограниченной ответственностью и 3 индивидуальных предпринимателя.
В 2012 году пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах было перевезено 48981,2 тыс. человек, в т.ч. трамваем - 10530,1 тыс. чел. (21,5%), троллейбусом - 19916,7 тыс. чел. (40,7%), автобусом - 18534,4 тыс. чел. (37,8%), из них 3875,2 тыс. чел. (7,9%) - муниципальным автотранспортом и 14659,2 тыс. чел. (29,9%) - частным.
Пассажиропоток ГЭТ на 67,6% состоит из льготных категорий граждан, на муниципальном автотранспорте данный показатель составляет 63,1%.
2.2. Городской электротранспорт.
Перевозки городским электротранспортом (трамвай, троллейбус) осуществляет МУП "Экспресс", которое на правах хозяйственного ведения имеет 28 трамваев и 72 троллейбуса. Производственно-техническая база МУП "Экспресс" состоит из трамвайного депо, проектная мощность - 100 ед., занимаемая площадь - 7,17 га, и троллейбусного депо, проектная мощность - 100 ед., занимаемая площадь - 4,3 га.
Предприятие обслуживает 2 муниципальных трамвайных маршрута, 6 муниципальных троллейбусных маршрутов. Ежедневный выпуск на линию составляет 21 трамвай и 50 троллейбусов. Коэффициент использования трамвайного парка - 75%; троллейбусного - 69,4%. Средний возраст трамвайного парка - 18 лет, троллейбусного - 13 лет.
Рисунок не приводится.
По срокам эксплуатации подлежат списанию 21 трамвай и 36 троллейбусов. При таком возрасте и износе эксплуатация транспортных средств экономически неэффективна, так как требует значительных затрат на ремонт и техническое обслуживание.
Протяженность трамвайных путей составляет 59 км, из которых 59 км имеют 100% износа. Длина контактной сети трамвая составляет 59 км, степень износа 59 км составляет 100%.
2/3 рельсовых стыков находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, имеют повышенное электрическое сопротивление, что ведет к потерям электроэнергии в цепи обратного тока, отрицательно влияет на интенсивность стекания тока в землю и способствует разрушению подземных коммуникаций.
Протяженность контактной троллейбусной сети составляет 71 км, из которых более 50 км имеют степень износа 70,4%.
Для приведения в надлежащее эксплуатационное состояние и обеспечения надежного функционирования трамвайного сообщения необходимо 1318,0 млн рублей (в т.ч. 944,0 млн руб. на замену 59 км трамвайных путей; 59,0 млн руб. на замену 59 км контактной трамвайной сети; 315,0 млн руб. на замену 21 трамвайного вагона), троллейбусного - 289,1 млн рублей (в т.ч. 50,0 млн руб. на замену 50 км контактной троллейбусной сети; 270,0 млн руб. на замену 36 троллейбусов).
2.3. Муниципальный автотранспорт.
Перевозки муниципальным автотранспортом осуществляет МУП "Экспресс", которое на праве хозяйственного ведения имеет 48 автобусов, в т.ч. по маркам:
- ЛиАЗ - 13 ед.
- ПАЗ - 31 ед.
- МАЗ - 4 ед.
Производственно-техническая база муниципального автотранспорта размещена на территории трамвайного депо.
Ежедневный выпуск на линию составляет 39 ед. Коэффициент использования парка - 81,3%. Средний возраст автобусного парка - 4 года.
Рисунок не приводится.
По срокам эксплуатации подлежат списанию 6 автобусов марки ПАЗ.
Предприятие обслуживает 4 городских маршрута в социальном режиме общей протяженностью 58,2 км; 8 пригородных (в т.ч. 5 в социальном режиме и 3 в социальном и режиме маршрутного такси) маршрутов общей протяженностью 244,1 км; 4 междугородных маршрута общей протяженностью 775,4 км.
Основные показатели деятельности МУП "Экспресс" за 2012 год
Наименование показателя Ед. Трамвай Троллейбус Автобус По
изм. предприятию
1 2 3 4 5 6
1. Пробег тыс. 1665 2771 3053 7489
км
2. Перевезено тыс. 10530 19917 3936 34383
пассажиров чел.
3. Расходы тыс. 145526 210300 111472 467298
эксплуатационные руб.
4. Доходы от перевозки тыс. 73363 140767 52676 266806
пассажиров руб.
5. Субсидии тыс.
ОБ руб. 68976
ГБ 61574
6. Финансовый результат тыс. -69942
руб.
7. Затраты на 1 км руб. 108 65 36
пробега
8. Доходы на 1 км руб. 44,1 50,1 17,25
пробега
2.4. Общие выводы.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и условий функционирования муниципального пассажирского транспорта общего пользования города Дзержинска показывает, что наиболее актуальными направлениями деятельности по обеспечению его устойчивой работы являются:
- формирование рациональной системы перевозок, предусматривающей снижение транспортных издержек и расходов городского бюджета на субсидирование муниципального пассажирского транспорта;
- сокращение расходов на содержание муниципального транспорта;
- развитие муниципальной сети пассажирского транспорта;
- оптимизация обслуживания муниципальной маршрутной сети пассажирского транспорта;
- повышение эффективности функционирования муниципального транспортного комплекса и реализация адекватной политики по вопросу компенсации выпадающих доходов от предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан.
3. Мероприятия по развитию муниципального пассажирского транспорта.
3.1. В рамках формирования рациональной системы перевозок, оптимизации структуры муниципального парка подвижного состава, предусматривающих сокращение транспортных издержек и расходов городского бюджета, предлагается замена трамвайного сообщения на троллейбусное (как наиболее экономичное).
Трамвайное сообщение является самым затратным из функционирующих на территории города Дзержинска видом общественного транспорта в связи с необходимостью содержания морально устаревшей контактной трамвайной сети и путевого хозяйства. Потребность средств на приведение в надлежащее состояние трамвайных путей, контактной сети трамвая и обновление вагонов составляет 1318,0 млн руб.
В 2012 году доходы на 1 км пробега трамвая составили 44,0 руб., троллейбуса - 50,1 руб., автобуса - 17,25 руб.
Замена трамвайных маршрутов на троллейбусные позволит сократить эксплуатационные затраты предприятия.
Кроме того, предлагается передислокация автобусного парка на территорию троллейбусного депо, что позволит:
- сократить расходы на коммунальные платежи, ожидаемая экономия в расчете на год составит 9,0 млн руб.;
- сократить затраты на охрану, ожидаемая экономия в расчете на год составит 3,0 млн руб.;
- передать освободившуюся производственную базу трамвайного депо в муниципальную имущественную казну.
3.2. Для сокращения расходной части предприятия необходима замена и восстановление выработавшего свой ресурс подвижного состава, приведение в надлежащее техническое состояние контактной троллейбусной сети.
Для решения данной задачи предлагается использовать программный метод с привлечением бюджетных средств.
Парк электротранспорта имеет существенный моральный и физический износ. Физический износ подвижного состава обусловливает низкий уровень комфортабельности перевозок и повышенный расход электроэнергии (на 30 - 50% выше по сравнению с современными моделями).
Наиболее актуален вопрос обновления троллейбусного парка, средний возраст которого составляет 13 лет, и по срокам эксплуатации подлежат списанию 36 троллейбусов. Также необходимо капитально отремонтировать 50 км контактной троллейбусной сети.
Одновременно с решением вопроса обновления выработавших ресурс транспортных средств и приобретением дополнительного подвижного состава предлагается модернизация муниципального парка, замена его на модели низкопольные и с пониженным уровнем пола для создания доступной среды жизнедеятельности для маломобильных категорий граждан и инвалидов.
В рамках мероприятий по восстановлению изношенного подвижного состава предлагается увеличить объем выполняемого на базе троллейбусного депо капитально-восстановительного ремонта троллейбусов (не менее 8 ед. в год).
3.3. В целях развития муниципальной сети пассажирского транспорта предлагается реализация следующих мероприятий:
- организация движения троллейбусов по ул. Свердлова от ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова" до пересечения с пр. Циолковского;
- организация движения троллейбусов по маршруту: ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова", ул. Свердлова, ул. Красноармейская, пр. Ленина, "Деловой центр";
- организация движения троллейбусов от ул. Чапаева по пр. Чкалова, ул. Советская, ул. Молодежная, пл. Макарова;
- организация движения автобусов по автодорогам, не охваченным транспортным обслуживанием.
Потребность средств на развитие муниципальной маршрутной
сети пассажирского транспорта
Наименование мероприятия Затраты на реализацию
(млн руб.)
1 2
Организация движения троллейбусов по ул. Свердлова 108,6
от ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова" до пересечения с
пр. Циолковского с приобретением 6 ед. троллейбусов
Организация движения троллейбусов по маршруту: ФКП 155,0
"Завод им. Я.М. Свердлова", ул. Свердлова, ул.
Красноармейская, пр. Ленина, "Деловой центр", с
приобретением 10 ед. троллейбусов
Организация движения троллейбусов на участке: пр. 60,0
Чкалова, ул. Советская, ул. Молодежная, пл.
Макарова, с приобретением 5 ед. троллейбусов
ИТОГО: 323,6
3.4. В качестве мер по оптимизации обслуживания муниципальной маршрутной сети пассажирского транспорта, более эффективного использования подвижного состава при определении условий доступа на рынок транспортных услуг, с соблюдением условий добросовестной конкуренции, антимонопольного законодательства и обеспечения свободного доступа на рынок перевозчиков, независимо от организационно-правовой формы собственности, предлагается изменить порядок формирования лотов на маршруты, а именно объединять в один лот маршруты со стабильным и неустойчивым пассажиропотоком. Данные действия позволят изменить структуру маршрутной сети муниципального предприятия, сбалансировать соотношение выполняемой транспортной работы на городских и пригородных маршрутах.
Наличие на обслуживании у предприятия городских и пригородных маршрутов позволит гибко реагировать на сезонные колебания потребительского спроса в сфере транспортных услуг и обеспечить наряду с требуемым объемом высокое качество пассажирских перевозок.
В настоящее время большинство муниципальных автобусов работает на пригородных маршрутах, где пассажиропоток характеризуется невысокой постоянной составляющей и в значительной мере зависит от сезонности, погодных условий, имеет низкий коэффициент сменяемости.
3.5. В целях повышения эффективности функционирования муниципального транспортного комплекса предлагается привлечение частного транспорта к выполнению льготных перевозок на муниципальных маршрутах и внедрение электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) на основе бесконтактных смарт-карт. СЭКОП обеспечит получение оперативных данных о реальном пассажиропотоке на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта общего пользования, даст возможность реформировать маршрутную сеть в интересах населения, изменять маршруты и графики движения, объективно анализировать удельный вес различных групп населения в структуре пассажиропотоков. На этой основе будут уточняться параметры качества транспортного обслуживания населения. Использование СЭКОП позволит осуществлять объективный мониторинг транспортной подвижности льготных категорий граждан и обосновать в дальнейшем соответствующие решения по компенсации фактического, а не установленного нормативно-правовыми актами числа поездок.
В настоящее время сумма компенсационных выплат не соответствует потерям транспортных предприятий от обслуживания льготных категорий пассажиров.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции.
Работа в обозначенных Концепцией направлениях позволит:
- сократить убытки предприятия и расходы бюджета на субсидирование муниципального пассажирского транспорта;
- модернизировать муниципальный пассажирский парк и производственно-техническую базу;
- стабилизировать работу муниципального пассажирского транспорта;
- создать условия для дальнейшего развития улично-дорожной и муниципальной маршрутной сети;
- повысить качество транспортных услуг, безопасность перевозки пассажиров и дорожного движения.
------------------------------------------------------------------