Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2013 по делу N А43-7435/2013 <О признании частично недействующим решения городской Думы г. Н.Новгорода от 20.02.2013 N 22 "О внесении изменений в Перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 N 106">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. по делу № А43-7435/2013
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в коллегиальном составе судей Мукабенова Игоря Юрьевича и Чепурных Марии Григорьевны под председательством судьи Сандовой Елены Михайловны (вн. шифр 9-178), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авериной Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Акватория развлечений" (ОГРН 1115262003933; ИНН 5262263285) о признании недействующим Решения Городской Думы города Нижнего Новгорода № 22 от 20.02.2013 "О внесении изменений в перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением Городской Думы города Нижнего Новгорода № 106 от 20.06.2012" в части отнесения к рекреационно-природной территории с идентификационным номером 2-Св-Р (согласно схеме), расположенной по пр. Гагарина, севернее парка "Швейцария", площадью 39 492 кв. м, частично земельного участка общей площадью 42500 кв. м, по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 60 с кадастровым номером 52618:0070184:9, и разрешенным использованием - для строительства многофункционального комплекса с размещением объектов спортивного, торгового, обслуживающего назначения, и земельного участка общей площадью 8300 кв. м, по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Гагарина (между АЗС "Лукойл" и парком "Швейцария") с кадастровым номером 52618:0070184:12 и разрешенным использованием - для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию торгово-делового комплекса,
при участии представителей сторон:
от заявителя: Скляниной Т.М. по доверенности от 03.09.2012, Солдатовой Е.В. по доверенности от 16.01.2013,
от Городской Думы города Нижнего Новгорода: Забурдаевой Ю.Е. по доверенности № 100-01-328/13-ис от 27.05.2013,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области: не явились, извещены,
от Прокуратуры Нижегородской области: Селезневой О.Н. - служебное удостоверение ТО № 123901 от 30.10.2012,
от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области: не явились, извещены,
от Правительства Нижегородской области: Панькиной О.В. по доверенности № 6 от 09.01.2013,
от Министерства инвестиционной политики Нижегородской области: Киселевой С.Б. по доверенности № 122-З от 06.12.2012, Преподобной Н.А. по доверенности № 122-2 от 06.12.2012,
от Администрации города Нижнего Новгорода: Пименовой И.В. по доверенности № 01-397/Д от 12.12.2012,
от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области: Бакка А.И. по доверенности № 208 от 02.10.2013,
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО "Акватория развлечений" (далее - заявитель, Общество) с заявлением (с учетом уточнения от 02.10.2013) к Городской Думе города Нижнего Новгорода (далее - ответчик) о признании недействующим Решения Городской Думы города Нижнего Новгорода № 22 от 20.02.2013 "О внесении изменений в перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением Городской Думы города Нижнего Новгорода № 106 от 20.06.2012" в части отнесения к рекреационно-природной территории с идентификационным номером 2-Св-Р (согласно схеме), расположенной по пр. Гагарина, севернее парка "Швейцария", площадью 39 492 кв. м, частично земельного участка общей площадью 42500 кв. м, по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 60 с кадастровым номером 52618:0070184:9, и разрешенным использованием - для строительства многофункционального комплекса с размещением объектов спортивного, торгового, обслуживающего назначения, и земельного участка общей площадью 8300 кв. м, по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Гагарина (между АЗС "Лукойл" и парком "Швейцария") с кадастровым номером 52618:0070184:12 и разрешенным использованием - для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию торгово-делового комплекса - ввиду несоответствия его требованиям пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 4, пункту 3 статьи 9 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-3 "Об охране озелененных территорий Нижегородской области".
Оспариваемое Решение, по мнению заявителя, ограничивает его хозяйственную деятельность, создает препятствия в строительстве торгово-делового комплекса, в выполнении Договоров аренды и Соглашения № 76 о реализации инвестиционного проекта по строительству торгово-делового комплекса от 10.05.2011. Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, уточнениях, дополнениях, в судебных заседаниях.
Городская Дума города Нижнего Новгорода в отзыве на заявление, в судебных заседаниях сообщила суду, что утверждение Перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода не означает наложение каких-либо ограничений на правообладателей земельных участков. Решение о включении территории в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области принимается уполномоченным Правительством Нижегородской области органом. Следовательно, утверждение, что следствием принятого Городской Думой решения будет исключение возможности осуществления любой хозяйственной деятельности, необоснованно.
Согласно статье 3 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области № 110-З) под озелененными территориями понимаются территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся составной частью данных озелененных территорий земель населенных пунктов. Таким образом, Закон Нижегородской области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предоставляет право включать в Реестр территории различного функционального назначения независимо от принадлежности данных земельных участков и отнесения их к каким-либо функциональным зонам. Критерием включения в перечень является наличие растительности на данных участках. На указанном земельном участке зеленые насаждения имеются.
Озелененная территория, утвержденная Решением Городской Думы, занимает не весь земельный участок, предоставленный ООО "Акватория развлечений", а только территорию со стороны проспекта Гагарина, на которой действительно располагаются зеленые насаждения. Поэтому вывод о том, что ООО "Акватория развлечений" не будет иметь возможность осуществлять деятельность на земельном участке, предоставленном ему для строительства, не соответствует фактическим обстоятельствам. ООО "Акватория развлечений" сможет осуществлять свою деятельность в любых формах в соответствии с установленными нормами и правилами.
По мнению представителя Городской Думы города Нижнего Новгорода, обжалуемое решение носит информативный характер, не влечет для заявителя правовых последствия, поэтому, ввиду отсутствия в нем признаков, предусмотренных статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителю надлежит отказать в удовлетворении его требований.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Администрация города Нижнего Новгорода в отзыве на заявление и в судебных заседаниях поддержала позицию ответчика.
Данные, описывающие состояние спорной территории, установлены актами и представлены в материалы дела, а именно: Акты обследования озелененной территории общего пользования по проспекту Гагарина г. Нижний Новгород севернее парка "Швейцария" от 20.03.2013, от 30.09.2013, составленный представителями прокуратуры города Нижнего Новгорода и МКУ "Горкомэкология Н.Новгорода".
Как следует из пояснительной записки к Генеральному плану города, утвержденному Городской Думой от 17 марта 2010 года № 22, данная территория относится к зоне зонирования - Осп-с - зона спортивно-рекреационного и развлекательного назначения. Выделенные специализированные зоны должны дополнять систему открытых пространств и озелененных территорий города Нижнего Новгорода. Данная зона относится к зонам специального назначения. Для зон Осп-у, Осп-с, Осп-л застроенность не должна превышать 30%, озелененность не менее 40%.
Параметры застройки установлены и указаны в градостроительном плане земельного участка, утвержденном Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 12.08.2013 № 3089 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по проспекту Гагарина, 60 в Советском районе города Нижнего Новгорода".
Законность нахождения данного земельного участка в зоне Осп-с установлена Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-17242/2012.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2013, оставленным в силе Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2013, Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.04.2012 № 43 "О внесении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода" в части установления зоны спортивно-рекреационного и развлекательного назначения Осп-с по проспекту Гагарина в Советском районе признано соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации. Суд указал, что установленная зона не противоречит предусмотренному виду разрешенного использования земельного участка и не воспрещает ООО "Акватория развлечений" строительство многофункционального комплекса с размещением в нем объектов спортивного, торгового, обслуживающего назначения, ибо строительство такого рода объектов на указанном участке возможно.
Таким образом, по мнению Администрации города Нижнего Новгорода, обжалуемое Решение не противоречит законодательству и не нарушает прав арендатора, которому участок предоставлен для строительства.
Участвующие в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Правительство Нижегородской области и Министерство инвестиционной политики Нижегородской области сообщили, что Решением Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 19.12.2006 № 844-19-577 была одобрена реализация инвестиционного проекта ОАО "Развитие Нижегородской области" по строительству торгово-делового комплекса.
В соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации была начата процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Акт выбора земельного участка для строительства был подготовлен администрацией города Нижнего Новгорода.
Администрация города Нижнего Новгорода также приняла Постановление от 06.04.2007 № 1346 "Об утверждении проекта границ земельного участка, выбираемого для строительства торгово-делового комплекса по проспекту Гагарина (между АЗС "Лукойл" и парком "Швейцария") в Советском районе".
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.04.2011 № 583-р был утвержден Акт выбора земельного участка, подготовленный администрацией города Нижнего Новгорода и предварительно согласовано место размещения торгово-делового комплекса.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 05.05.2011 № 738-р земельный участок общей площадью 8300 кв. м по адресу: Нижний Новгород, пр. Гагарина (между АЗС "Лукойл" и парком "Швейцария") с кадастровым номером 51:18:0070184:12 был предоставлен в аренду ОАО "Развитие Нижегородской области" для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию торгово-делового комплекса.
Между Правительством Нижегородской области и ОАО "Развитие Нижегородской области" было заключено Соглашение от 10.05.2011 № 76 о реализации инвестиционного проекта по строительству торгово-делового комплекса.
Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области был заключен Договор аренды указанного земельного участка № 18-2865с от 22.06.2011.
01.09.2011 между ОАО "Развитие Нижегородской области" и ООО "Акватория развлечений" заключен Договор уступки прав и обязанностей по договору аренды, который был зарегистрирован в установленном законом порядке 04.10.2011.
Также на основании Дополнительного соглашения от 12.08.2011 № 1 к соглашению о реализации инвестиционного проекта права и обязанности от ОАО "Развитие Нижегородской области" перешли к ООО "Акватория развлечений".
В соответствии с условиями Соглашения инвестор принял на себя обязательства в срок до 04.05.2012 получить разрешение на строительство. В настоящее время на рассмотрении в Министерстве инвестиционной политики Нижегородской области находится заявка ООО "Акватория развлечений" на продление срока реализации инвестиционного проекта до 04.05.2016, в том числе срока проектирования до 04.05.2014.
В рамках исполнения обязательств по Соглашению инвестором был оплачен первый платеж в размере 300 000 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 9 Закона Нижегородской области № 110-З на озелененных территориях общего пользования в соответствии с федеральным законодательством запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, в том числе строительство зданий и сооружений, кроме случаев размещения объектов спорта, гражданской обороны, вентиляционных шахт метрополитена, объектов, предназначенных для выполнения работ, связанных с содержанием территории, объектов монументального искусства, инженерных сооружений, общественных туалетов, с учетом требований части 3 статьи 10 данного Закона и если иное не установлено законодательством.
При таких обстоятельствах принятое Городской Думой города Нижнего Новгорода решение об отнесении земельного участка с номером 52:18:0070184:12 к озелененным территориям может привести к невозможности реализации инвестиционного проекта и к невозможности исполнения соглашения, заключенного между Правительством Нижегородской области и ООО "Акватория развлечений".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области считают, что права заявителя оспариваемым решением не нарушены (см. л.д. 116 - 118 тома 1, л.д. 57 тома 2).
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в отзыве на заявление и в судебных заседаниях сообщило, что 26 июня 2013 года в Минэкологии Нижегородской области поступило от Администрации города Нижнего Новгорода на рассмотрение предложение о включении в Реестр озелененных территорий согласно Перечню, утвержденному Решением Городской Думы г. Н.Новгорода от 20 июня 2012 года № 106 (в редакции от 29.05.2013). Данные о земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0070184:9 и 52:18:0070184:12 в данном Перечне отсутствуют. Однако в Перечень включена озелененная территория с идентификационным номером 2-Св-Р, расположенная в Советском районе, пр. Гагарина, севернее парка Швейцария, в границы которой полностью или частично могут попадать участки с кадастровыми номерами 52:18:0070184:9 и 52:18:0070184:12.
Выполненная к настоящему времени проверка данных Перечня показывает, что по ряду позиций Перечень не соответствует Генеральному плану города Нижнего Новгорода: так, в Перечень включена озелененная территория с идентификационным номером 2-Св-Р, расположенная в Советском районе, пр. Гагарина, севернее парка Швейцария, которая в соответствии с Генеральным планом г. Н.Новгорода частично входит в границы многофункциональной общественной застройки местного значения 0-2; в графических материалах, приложенных к Перечню, отсутствует информация о принадлежности земельных участков к территориальным зонам и их планируемом использовании в соответствии с Генеральным планом г. Н.Новгорода, - в связи с этим не представляется возможным выполнить полную оценку Перечня на соответствие утвержденной градостроительной документации.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Нижегородской области № 110-З предложение о включении озелененной территории общего пользования в Реестр отклоняется в случаях, если:
1) предложение не соответствует требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 11;
2) содержит недостоверную информацию;
3) не соответствует утвержденной градостроительной документации муниципального образования.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 4 части 4 и пунктом 1 части 5 Закона Нижегородской области № 110-З Министерством предложено представить недостающую информацию о принадлежности земельных участков к территориальным зонам в соответствии с Генеральным планом города Нижнего Новгорода. Вместе с тем смена зонирования по данной территории полностью относится к компетенции органов местного самоуправления г. Н.Новгорода и не предусматривает согласования с Минэкологии Нижегородской области. В случае, если органы местного самоуправления изменят зонирование, а именно: территория 2-Св-Р будет отнесена к соответствующей зоне (группы Р), то данная территория может быть включена в Реестр озелененных территорий общего пользования.
Таким образом, в настоящее время указанные земельные участки не включены в Реестр озелененных территорий общего пользования.
Прокурор Нижегородской области считает заявление ООО "Акватория развлечений" подлежащим удовлетворению ввиду нарушения законодательства и прав заявителя. Подробно доводы прокурора Нижегородской области изложены в отзыве на заявление и в судебных заседаниях.
Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, материалы дела, проанализировав содержание обжалуемого Решения, судом установлен его нормативный характер. Решение имеет название: "О внесении изменений в Перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением Городской Думы города Нижнего Новгорода № 106 от 20.06.2012", изменения утверждены в следующей редакции:
"Идентификационный номер - 2-Св-Р (схема),
территории
Наименование - рекреационно-природная
территория
Категория - рекреационно-природная
территория
Местоположение - проспект Гагарина, севернее
парка "Швейцария"
Общая площадь - 39 492 кв. м
Площадь территории, фактически - графа не заполнена (пояснение
занятой зелеными насаждениями суда)
Принадлежность участка - собственность не разграничена
(собственник, ответственный
владелец)
Краткая характеристика - состояние
озелененной территории неудовлетворительное,
(количество зеленых насаждений, неудобица, овраг
видовой состав, состояние
насаждений)
(количество зеленых насаждений
не указано) (пояснение суда)
Сведения о проведении - графа не заполнена (пояснение
мероприятий по благоустройству суда)".
В соответствии с Порядком ведения Перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденного решением Городской Думы города Нижнего Новгорода № 135 от 21.09.2011, целью ведения Перечня является систематизация сведений об озелененных территориях общего пользования для их сохранения, эффективного управления и обеспечения прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию о состоянии озелененных территорий.
То есть, оспариваемым Решением создана правовая норма, в соответствии с ней и на ее основе у органов местного самоуправления появилась возможность издавать ненормативные акты, касающиеся управления, распоряжения спорной территорией (так, в соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления определяет Порядок использования территорий общего пользования), каждый гражданин получил право беспрепятственного использования этой территории (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации); ООО "Акватория развлечений", а также иные лица, в соответствии с указанной нормой, обязаны не допускать ограничений в использовании данной территории, прекращать доступ на нее, поскольку она объявлена территорией общего пользования (п. 4 ст. 9 Закона Нижегородской области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области"), граждане и общественные объединения получили право принимать участие в подготовке и реализации решений, которые могут оказать воздействие на данную территорию, осуществлять общественный контроль за ее сохранностью и развитием.
Подведомственность арбитражному суду определена статьями 29, 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2.2 Постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Обжалуемое Решение принято уполномоченным органом - Городской Думой города Нижнего Новгорода и опубликовано в газете "День города. Нижний Новгород" № 17(751), № 18/752 от 01.03.2013.
Таким образом, установив, что обжалуемое Решение обладает всеми признаками нормативности, 03.10.2013 было назначено коллегиальное рассмотрение дела в составе трех судей: Мукабенова Игоря Юрьевича и Чепурных Марии Григорьевны под председательством судьи Сандовой Елены Михайловны.
Суд установил, что обжалуемое Решение противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителя.
14 декабря 2009 года был заключен Договор аренды № 0421/18 земельного участка, находящегося в федеральной собственности, площадью 42 500 кв. м, с кадастровым номером 52:18:0070184:9, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и ООО "Век". По Договору от 14.07.2011 уступки прав и обязанностей по договору № 0421/18 к заявителю - ООО "Акватория развлечений" перешли права и обязанности арендатора по указанному договору.
22 июня 2011 года был заключен Договор № 18-2865с аренды земельного участка, площадью 8300 кв. м, с кадастровым номером 52:18:0070184:12, между Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и ООО "Развитие Нижегородской области". По Договору от 01.09.2011 уступки прав и обязанностей по договору № 18-2865с от 22.07.2011 к заявителю - ООО "Акватория развлечений" перешли права и обязанности арендатора по указанному договору.
Согласно схеме границ (л.д. 130, том 1; л.д. 137, том 2 - цветной Фрагмент из Генерального плана города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 № 22 (с изменениями), и не отрицается участвующими в деле лицами (л.д. 89, том 2), в Перечень территорий общего пользования в территорию с идентификационным номером 2-Св-Р полностью вошел земельный участок заявителя площадью 8300 кв. м и частично вошел земельный участок заявителя площадью 42 500 кв. м.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Договора аренды № 18-2865с от 22.06.2011 (л.д. 95, том 1) и в соответствии с пунктом 4.3 Договора аренды № 0421/18 от 14.12.2009 (л.д. 61, том 1) арендатор имеет право самостоятельно хозяйствовать на участке в соответствии с установленной целью его использования - для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию торгово-делового комплекса.
Согласно Соглашению № 76 от 10.05.2011 и Дополнительному соглашению № 1 от 12.08.2011, заключенному между заявителем и Правительством Нижегородской области, ООО "Акватория развлечений" обязуется реализовать Инвестиционный проект по строительству торгово-делового комплекса на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0070184:12.
Администрация города Нижнего Новгорода подготовила Акт выбора земельного участка, Постановлением от 06.04.2007 № 1346 утвердила его границы, Акт был утвержден Распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.04.2011 № 583-р, и предварительно согласовано место размещения торгово-делового комплекса, Протоколом Градостроительного Совета Нижегородской области от 21.12.2011 № 33-ГС одобрена концепция строительства аквапарка, доработанное проектное решение предложено повторно представить на рассмотрение Градостроительного Совета (л.д. 130 - 134, том 6).
В соответствии с указанными выше распорядительными актами заявителем на освоение выделенных земельных участков, инженерные изыскания, предпроектную подготовку и т.д. было затрачено более 100 млн руб. (см. л.д. 42, том 5).
То есть, участки заняты под конкретные хозяйственные цели, конкретным пользователем, договоры зарегистрированы в установленном законом порядке, заявитель находится в процессе исполнения указанных выше распорядительных документов по освоению выделенных ему земельных участков под строительство.
Указанное исключает возможность использования участков для общественных целей неограниченным кругом лиц.
Вместе с тем, в соответствии с понятиями, использованными в части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункте 1 пункта 1 статьи 4 и пункте 3 статьи 9 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" территории общего пользования - это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц.
Опубликование оспариваемого Решения в газете "День города. Нижний Новгород" № 17(751) от 01.03.2013, № 18/752 от 01.03.2013, то есть доведение его до сведения неограниченного круга лиц привело к тому, что любой гражданин может использовать земельные участки заявителя в качестве места отдыха, прохода и для иных целей, что противоречит целям использования этого участка - для строительства: стройка является опасным производственным объектом, территория строительства должна быть ограждена, лица, не имеющие отношения к строительству, не могут быть допущены на территорию застройки. Из указанного следует, что принятием оспариваемого решения нарушаются как права заявителя, так и права неограниченного круга лиц, а также указанные выше нормы права.
Кроме того, согласно статье 11 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" на территории Нижегородской области в целях эффективного управления озелененными территориями и обеспечения прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию осуществляется учет озелененных территорий. Однако, как видно из Решения Городской Думы, оно нарушает права граждан и общественных объединений на достоверную информацию: территория не является территорией общего пользования, этой территорией невозможно управлять, поскольку в нее входят два земельных участка, находящихся в аренде у конкретного юридического лица с предназначением - под строительство.
Нельзя согласиться и с доводами, касающимися того, что только включение в Реестр озелененных территорий может влечь правовые последствия для заявителя (в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" площадь под зданиями и иными сооружениями, расположенными на озелененной территории общего пользования, включая проезды, дорожки и площади с твердым покрытием, не может превышать 30 процентов этой территории), поскольку издание Решения Городской Думы города Нижнего Новгорода является предложением органа местного самоуправления о включении спорной территории в Реестр озелененных территорий общего пользования (пункт 4 статьи 11 указанного Закона), отказано во включении в Реестр, согласно пункту 5 статьи 11 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области", может быть только ввиду технических несоответствий, а не по причине нарушения чьих-либо прав.
Указанные в пунктах 4 и 5 статьи 11 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" требования могут быть устранены в рабочем порядке, в результате доработки решения (предложения).
О том, что в настоящий момент, 26 июня 2013 года, Городская Дума города Нижнего Новгорода уже обратилась в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области о включении в Реестр, свидетельствует отзыв Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (л.д. 68 - 72, том 1). Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области запросило у Администрации города Нижнего Новгорода недостающую информацию. То есть принятие обжалуемого решения является неотъемлемым и необходимым этапом включения в Реестр озелененных территорий общего пользования. Включение в Реестр осуществляется без заявителя и без учета его мнения, однако у него не имеется обязанности по отслеживанию процесса нарушения его прав, и он не обязан ждать, когда же будет полностью завершено нарушение его прав (пройдены все этапы).
С учетом изложенного, суд считает, что заявитель своевременно и обоснованно обратился за защитой своих прав, поскольку принятие любого нормативного акта органа местного самоуправления имеет правовые последствия и, в случае противоречия закону, нарушает права неограниченного круга лиц, в том числе, и заявителя.
То, что обжалуемое Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода явилось основанием для определенных ограничений, отраженных в выданном заявителю градостроительном плане, дополнительно свидетельствует о негативных правовых последствиях для заявителя, наступивших в связи с принятием обжалуемого решения.
Так, на представленном чертеже градостроительного плана земельного участка заявителя указана озелененная территория общего пользования со ссылкой на обжалуемое Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода. Указанное подтверждено и письмом Департамента градостроительного развития и архитектуры от 26.04.2013 № 12-01-16-3280ис на имя директора ООО "Акватория развлечений": "Порядком ведения перечня озелененных территорий общего пользования на территории города Нижнего Новгорода, утвержденным решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 № 135 (с изменениями) установлены площади фактически озелененной территории и площади под зданиями и иными сооружениями, расположенными на озелененной территории общего пользования в зависимости от типа озелененной территории общего пользования. Так дорожками и площадками с твердым покрытием не может превышать 10% от площади озелененной территории общего пользования".
То есть уже само включение в Перечень (без включения в Реестр), по мнению директора Департамента градостроительного развития и архитектуры г. Н.Новгорода, влечет ограничения для застройщика.
Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области письмом от 10.07.2013 № 406-02-3298/13 в качестве причины к отказу в выдаче градостроительного плана также указал на то, что имеется обжалуемое Решение Городской Думы: "Рассмотрев имеющиеся материалы для подготовки градостроительного плана указанного земельного участка под цели строительства торгово-делового комплекса выявлено, что Решением Городской Думы г. Н.Новгорода от 20.02.2013 № 22 участок включен в перечень озелененных территорий общего пользования г. Н.Новгорода. Вместе с тем, в соответствии с Генеральным планом г. Н.Новгорода участок входит в границы зоны многофункциональной общественной застройки местного значения 0-2. Внесение изменений в генплан города не производилось.
На основании вышеизложенного Департамент считает невозможным выдать градостроительный план вышеуказанного участка в связи с противоречивостью информации об испрашиваемом участке".
То есть Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода принято и в противоречии с Генеральным планом г. Н.Новгорода.
Администрация г. Н.Новгорода утверждает, что ограничения на заявителя как застройщика уже наложены тем, что земельные участки заявителя находятся в зоне Осп-с, законность нахождения его в этой зоне установлена Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2013 по делу № А43-17242/2012, оставленным в силе Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2013, для зон Осп-у, Осп-с, Осп-л застроенность не должна превышать 30%, озелененность не менее 40%.
Однако указанный довод Администрации г. Н.Новгорода судом не принимается, поскольку в Градостроительном плане имеется ссылка на обжалуемое решение, а не на ту или иную зону, из него не видно, процент застройки в нем 30 или 20.
Кроме того, суд отмечает, что суду представлены фотографии спорных земельных участков, отдельно сделанные заявителем (Акт от 26.09.2013) и ответчиком (Протокол от 30.09.2013).
Несмотря на то, что данные представлены спорящими сторонами, суд расхождений в этих данных не установил: в Перечень вошли территории, на которых нет зеленых насаждений (территория бывшего клуба имени Фрунзе, имеются отдельные участки с асфальтовым и естественным травяным покрытием, что следует и из фотографий (из Протокола ответчика от 30.09.2013); более половины участка, площадью 42 500 кв. м, занимает огромное поле, на котором нет ни одного зеленого насаждения, на участке, площадью 8300 кв. м, визуально зеленые насаждения составляют не более 10% (из Акта заявителя от 26.09.2013).
Таким образом, ввиду отсутствия озеленения на части территории, эта территория и по этому основанию не могла быть включена в Перечень озелененных территорий, то есть обжалуемое Решение противоречит как требованиям Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области", так и фактическому состоянию территории.
На основании изложенного обжалуемое решение принято в противоречии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 4, пунктом 3 статьи 9 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области, кроме того, нарушает права заявителя на свободное занятие предпринимательской деятельностью, в частности, по строительству торгово-делового комплекса, также нарушает права неограниченного круга лиц на достоверную информацию об озелененных территориях общего пользования г. Н.Новгорода.
При таких обстоятельствах заявление ООО "Акватория развлечений" подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьей 110, статьями 167 - 170, 180 - 182, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление ООО "Акватория развлечений" (ОГРН 1115262003933; ИНН 5262263285) удовлетворить.
Признать недействующим Решение Городской Думы города Нижнего Новгорода № 22 от 20.02.2013 "О внесении изменений в перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением Городской Думы города Нижнего Новгорода № 106 от 20.06.2012" в части отнесения к рекреационно-природной территории с идентификационным номером 2-Св-Р (согласно схеме), расположенной по пр. Гагарина, севернее парка "Швейцария", площадью 39 492 кв. м
частично земельного участка общей площадью 42500 кв. м, по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 60 с кадастровым номером 52618:0070184:9, и разрешенным использованием - для строительства многофункционального комплекса с размещением объектов спортивного, торгового, обслуживающего назначения и земельного участка общей площадью 8300 кв. м, по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Гагарина (между АЗС "Лукойл" и парком "Швейцария") с кадастровым номером 52618:0070184:12 и разрешенным использованием - для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию торгово-делового комплекса
как несоответствующее требованиям п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 9 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области".
Взыскать с ответчика в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей. Исполнительный лист выдать.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Е.М.САНДОВА
Судьи
И.Ю.МУКАБЕНОВ
М.Г.ЧЕПУРНЫХ
------------------------------------------------------------------