Постановление администрации Городецкого района Нижегородской области от 04.04.2013 N 1038 "О внесении изменений в постановление главы местного самоуправления Городецкого района Нижегородской области от 29.04.2009 N 1244"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДЕЦКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. № 1038
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДЕЦКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.04.2009 № 1244
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2005 года № 323 "О системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 20 марта 2012 года № 151 "О создании единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Нижегородской области" и в целях эффективного взаимодействия районных служб и подчиненных им сил постоянной готовности, а также своевременного предоставления полной и достоверной информации главе администрации Городецкого района, Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности района (далее - КЧС и ОПБ) администрация Городецкого муниципального района постановляет:
1. Внести в постановление главы местного самоуправления Городецкого района Нижегородской области от 29.04.2009 № 1244 следующие изменения:
1.1. Слова "МУ "Управление по делам ГО и ЧС Городецкого района" заменить словами "МКУ "Управление по делам ГО и ЧС Городецкого района" в соответствующем тексту падеже.
1.2. Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Городецкого муниципального района Нижегородской области изложить в новой прилагаемой редакции.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района по инвестициям, имуществу и экономике С.В. Терехова.
Глава администрации
В.А.ТРУФАНОВ
Утверждено
постановлением администрации
Городецкого муниципального района
Нижегородской области
от 04.04.2013 № 1038
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы Городецкого муниципального района Нижегородской области (далее - ЕДДС).
1.2. Правовой основой создания и деятельности ЕДДС на территории Городецкого муниципального района Нижегородской области являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области, соответствующие муниципальные правовые акты.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В целях настоящего Положения используются следующие определения:
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (далее - единая система) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС);
единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) Городецкого муниципального района Нижегородской области (ЕДДС Городецкого муниципального района) - орган повседневного управления муниципальной (районной) территориальной подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских служб района и создаваемый при органе управления ГОЧС;
дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный или диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление городской (районной) службой, дежурный диспетчерский орган объекта (организации), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области (ЕСОДУ) - является подсистемой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (ТП РСЧС) и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
объединенная система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) - организационно-техническое объединение органов управления, ЕДДС, ДДС, ДС независимо от организационно-правовых и иных форм собственности, расположенных на территории городского округа, муниципального района Нижегородской области, и предназначена для организации взаимодействия, координации и реализации управленческих решений по оперативному реагированию на ЧС, АС, происшествия и иные нарушения нормальных условий жизнедеятельности населения;
пункт управления ЕДДС (ПУ ЕДДС) - здание (сооружение, помещение), предназначенное для работы дежурно-диспетчерского персонала и оснащенное необходимыми техническими средствами управления, связи и оповещения;
узел связи ЕДДС (УС ЕДДС) - организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых на пункте управления ЕДДС и обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и районного (городского) органа управления ГОЧС;
центр оповещения ЕДДС (ЦО ЕДДС) - организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения и персонального вызова, взаимодействующих с автоматизированной системой централизованного оповещения гражданской обороны (ГО);
комплекс средств автоматизации ЕДДС (КСА ЕДДС) - организационно-техническое объединение программно-технических средств автоматизации управления, включающих в себя средства передачи, ввода, хранения, обработки и выдачи необходимых данных;
автоматизированная система ЕДДС (АС ЕДДС) - совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления, обеспечивающих автоматизированное выполнение задач, возложенных на ЕДДС и являющихся составной частью местной подсистемы автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС;
автоматизированное рабочее место (АРМ) - программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и ее вывод на экран монитора, принтер, звуковую карту, динамики или иные устройства вывода. Как правило, АРМ является частью АСУ;
автоматизированная система управления (АСУ) - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяется в различных отраслях промышленности, энергетики, транспорта и т.п.;
аварийная ситуация (АС) - опасное событие (техногенного, природного, биолого-социального характера), приводящее к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций, сооружений или их систем (в том числе инциденты, сбои, аварии, технологические нарушения и др. события, вызывающие временное нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения);
чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
система 112 - территориально-распределительная автоматизированная информационно-управляющая система, объединяющая ДДС экстренных оперативных служб и дежурных служб организаций объектов;
ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области" (ЦУКС МЧС) - орган повседневного управления Главного управления МЧС России по Нижегородской области и поддержания в постоянной готовности оперативных подразделений быстрого реагирования Нижегородской области и их дежурных диспетчерских служб, единых дежурно-диспетчерских служб органов местного самоуправления по приему информации о возникших ЧС, всесторонней оценке их предпосылок и последствий, планированию оперативных мер и проведению комплекса мероприятий по реагированию на ЧС;
центральная дежурно-диспетчерская служба государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области" (ЦДДС Нижегородской области) - оперативный орган управления, сбора, обобщения и анализа информации о чрезвычайных и аварийных ситуациях на территории Нижегородской области, координирует действия сил и средств ТП РСЧС Нижегородской области (независимо от организационно-правовых и форм собственности), обладает полномочиями управления ими, при ЧС переходит в оперативное подчинение ЦУКС МЧС;
аналитический центр кризисных ситуаций (оперативно-распорядительное управление Правительства Нижегородской области) (далее - АЦКС) - орган управления, который осуществляет прием и анализ информации при угрозе или возникновении крупных АС и ЧС от ДДС, входящих в ЕСОДУ, и координирует их действия.
3. ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. ЕДДС Городецкого муниципального района является вышестоящим органом повседневного управления муниципального (городского) звена территориальной подсистемы РСЧС.
3.2. ЕДДС Городецкого муниципального района в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми ДДС и ДС (независимо от организационно-хозяйственных и иных форм собственности), входящими в ОСОДУ Городецкого муниципального района, по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных (аварийных) ситуациях, происшествиях и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС (происшествий).
3.3. Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов управления органов местного самоуправления муниципальных образований, ДДС и ДС, входящих в ОСОДУ Городецкого муниципального района, к реагированию на угрозы или факты возникновения ЧС, АС, происшествий и иных нарушений нормальных условий жизнедеятельности населения, поддержанию нормативных требований взаимодействия и координации привлекаемых сил и средств городского (районного) звена ТП РСЧС Нижегородской области.
3.4. ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев ТП РСЧС Нижегородской области, приема сообщений о ЧС, АС, происшествиях и иных обращений от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС, ДС (независимо от организационно-правовых и иных форм собственности), входящих в ОСОДУ Городецкого муниципального района Нижегородской области, координации их совместных действий, оперативного управления их силами и средствами, оповещения руководящего состава и населения об угрозе или возникновении ЧС, АС, происшествий.
3.5. Общее руководство ЕДДС муниципального образования осуществляет глава администрации Городецкого муниципального района, координацию деятельности - начальник управления по делам ГО и ЧС Городецкого муниципального района, непосредственное руководство - начальник ЕДДС Городецкого муниципального района.
3.6. ЕДДС Городецкого муниципального района в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Нижегородской области, настоящим Положением, а также соответствующими муниципальными правовыми актами.
3.7. ЕДДС Городецкого муниципального района осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ЦУКС МЧС, ЦДДС Нижегородской области и АЦКС Нижегородской области, структурными подразделениями Правительства Нижегородской области и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области.
3.8. ЕДДС Городецкого муниципального района в случаях поступления прямых указаний по линии Правительства Российской Федерации, ситуационного центра МЧС России, получения указаний на участие в селекторных совещаниях и заслушивании по тем или иным вопросам, предъявленным замечаниям с их стороны немедленно информирует главу администрации Городецкого муниципального района, ЦУКС МЧС и АЦКС Нижегородской области и действует по их указаниям.
4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЕДДС
4.1. ЕДДС Городецкого муниципального района выполняет следующие основные задачи:
прием вызовов (сообщений) о ЧС, АС, происшествиях и иной информации по обращениям населения;
прием сигналов на изменение режимов функционирования городского (муниципального) звена ТП РСЧС Нижегородской области, оповещение и информирование руководства Городецкого муниципального района, муниципального (городского) звена ТП РСЧС, их органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, АС, происшествий;
доведение задач, поставленных вышестоящими органами ТП РСЧС Нижегородской области, до ДДС, ДС и подчиненных им сил постоянной готовности, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;
оперативное управление и координация сил и средств городского (муниципального) звена ТП РСЧС Нижегородской области, ДДС, ДС, расположенными на территории Городецкого муниципального района, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий, ЧС, происшествий, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС, происшествиях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
оповещение населения, органов управления, звеньев РСЧС Городецкого муниципального района об угрозе возникновения ЧС;
информирование ЕДДС соседних муниципальных образований в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС, происшествий на других объектах и территориях.
5. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЕДДС
5.1. На ЕДДС Городецкого муниципального района возлагаются следующие основные функции:
осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС, происшествий;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ Городецкого муниципального района, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
обработка и анализ данных о ЧС, происшествии, определение их масштаба и уточнение сил и средств, состава ДДС, ДС, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, происшествия, подготовка и доведение заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения Городецкого муниципального района вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, происшествий, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
информационное обеспечение координационных органов городского (районного) звена ТП РСЧС Нижегородской области Городецкого муниципального района;
обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, средств автоматизации, местной системы оповещения Городецкого муниципального района;
доведение информации о ЧС, происшествии (в пределах своей компетенции) до органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, созданных при органах местного самоуправления и в организациях (на объектах);
доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до соответствующих ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ Городецкого муниципального района, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
контроль реагирования на факты ЧС, АС, происшествия, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и координация действий привлеченных ДДС, ДС, информирование взаимодействующих ДДС, ДС об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах по ликвидации нештатных ситуаций;
сбор от ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ, служб мониторинга, наблюдения и контроля муниципального образования информации об угрозе или факте возникновения ЧС, АС, происшествия, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС, АС, происшествия;
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, АС, происшествия, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС, АС, происшествия на основе ранее подготовленных и согласованных планов в вышестоящий орган управления по подчиненности;
мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, объектов образования и объектов с массовым пребыванием людей;
участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС.
6. ПРАВА ЕДДС ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
6.1. Для обеспечения выполнения поставленных задач и возложенных функций ЕДДС Городецкого муниципального района Нижегородской области имеет право:
- по поручению главы администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области в пределах установленных полномочий передавать оперативные поручения и решения оперативных штабов, решения КЧС по вопросам, требующим немедленного решения в интересах защиты населения и территории от ЧС, АС и иных нарушений нормальных условий жизнеобеспечения, и осуществлять в установленном порядке контроль за их исполнением;
- контролировать план-график проведения аварийно-восстановительных и спасательных операций в интересах пострадавшего населения и предотвращения негативного воздействия последствий данного события на окружающую природную и социальную среду;
- запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений ОСОДУ Городецкого муниципального района, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области и организаций независимо от организационно-правовых форм необходимую информацию по вопросам сферы деятельности ЕДДС;
- использовать областные системы связи и коммуникации, пользоваться банком данных электронной информации органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области;
- ЕДДС обладает иными правами, необходимыми для осуществления возложенных функций и задач.
7. СТРУКТУРА ЕДДС МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
7.1. Структура ЕДДС муниципального образования включает в себя:
- руководителя ЕДДС (руководитель службы - начальник ЕДДС (далее - начальник ЕДДС) - 1 единица);
- дежурно-диспетчерский персонал (старший дежурный ЕДДС - 4 единицы, дежурный ЕДДС - 1 единица) в соответствии с типовым штатным расписанием ЕДДС муниципального образования согласно приложению к настоящему Положению, включающий в себя пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.
7.2. Оперативно-дежурная смена предусмотрена из расчета 4-сменного круглосуточного дежурства.
7.3. Пункт управления ЕДДС (ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС размещается в здании администрации Городецкого муниципального района.
7.4. Электроснабжение обеспечивает высококачественное бесперебойное электропитание всего комплекса технических средств ЕДДС как в нормальных условиях, так и в случаях нарушения штатного энергоснабжения (независимо от времени отключения промышленной сети) вследствие аварий или ухудшения его качества в условиях промышленных или иных помех.
7.5. Комплекс технических средств ЕДДС - это совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления, обеспечивающих бесперебойное выполнение задач органов повседневного управления по предназначению, включает в себя следующие системы:
- система электропитания и заземления;
- система коммуникаций связи;
- телекоммуникационная система;
- система рабочих мест;
- система радиосвязи;
- система оповещения;
- система видео-конференц-связи;
- система мониторинга окружающей среды.
7.6. Средства связи ЕДДС Городецкого муниципального района обеспечивают обмен всеми видами информации (телефон, факс и другие) по организованным каналам связи:
прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;
коммутацию передаваемого, принятого вызова (сообщения) до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).
7.7. Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее - АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС. АИС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), а также телекоммуникационной подсистемой системы - 112.
7.8. КСА ЕДДС предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС при осуществлении ими функций координации совместных действий ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ Городецкого муниципального района, оперативного информирования КЧС и ОПБ; он включает в себя АРМ дежурной смены.
7.9. Местная система оповещения муниципального образования Нижегородской области (далее - местная система оповещения) представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.
7.10. Система оповещения обеспечивает доведение информации до населения, КЧС и ОПБ муниципального образования, служб РСЧС:
сигналов оповещения;
речевых (текстовых) сообщений;
условных сигналов.
7.11. Минимальный состав документации на ПУ ЕДДС:
нормативные правовые акты по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС, происшествиях;
соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС, ДС, входящими с ОСОДУ Городецкого муниципального района;
журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
журнал оперативного дежурства;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);
инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
план взаимодействия ЕДДС Городецкого муниципального района с ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района при ликвидации ЧС, АС, происшествий различного характера на территории муниципального образования;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации по линии взаимодействующих ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района;
аварийные карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационно, химически, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС (происшествия);
инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;
схемы и списки оповещения руководства Городецкого муниципального района, муниципального звена ТП РСЧС Нижегородской области, органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на территории Городецкого муниципального района, ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района;
паспорта безопасности муниципального образования, сельских населенных пунктов и ПОО, паспорта пожарной безопасности, паспорта территории муниципального образования, паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, паспорта ЕДДС, рабочие карты Городецкого муниципального района и Нижегородской области (в том числе и в электронном виде);
план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных оперативных дежурных смен;
графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;
схемы управления и вызова;
схема местной системы оповещения;
телефонные справочники;
документация по организации профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала;
формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
суточный расчет сил и средств муниципального (городского) звена ТП РСЧС Нижегородской области;
расчет сил и средств Городецкого муниципального района, привлекаемых к ликвидации ЧС, происшествий;
инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновении ЧС, АС, происшествий;
ежедневный план работы старшего дежурного ЕДДС.
Состав оперативной документации может дополняться в зависимости от условий функционирования ЕДДС.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЕДДС
8.1. Режимы функционирования ЕДДС
8.1.1. ЕДДС Городецкого муниципального района Нижегородской области функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени.
8.1.2. Режимы функционирования для ЕДДС устанавливает глава администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области.
8.1.3. В режиме повседневной деятельности ЕДДС Городецкого муниципального района осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС, происшествий. В этом режиме ЕДДС Городецкого муниципального района обеспечивает:
прием от населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) сообщений о любых ЧС (происшествиях), их регистрацию по принадлежности ДДС и уровням ответственности;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности и подведомственности, в первоочередном порядке в ЦУКС МЧС, ЦДДС Нижегородской области и АЦКС Нижегородской области;
обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
поддержание КСА в постоянной оперативной готовности;
контроль готовности ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района, оперативное их информирование об обстановке и ее изменениях;
внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, происшествия;
внесение необходимых изменений в паспорта территорий муниципальных образований.
8.1.4. ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района в режиме повседневной деятельности функционируют в соответствии со своими инструкциями и представляют в ЕДДС Городецкого муниципального района обобщенную статистическую информацию о ЧС, АС, происшествиях и угрозах их возникновения за прошедшие сутки.
8.1.5. Сообщения о ЧС, АС, происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района, незамедлительно передаются соответствующей ДДС, ДС по предназначению; сообщения, которые ДДС, ДС ОСОДУ идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, АС и происшествия, в первоочередном порядке передаются в Городецкого муниципального района, а ЕДДС незамедлительно передает информацию в ЦУКС МЧС.
8.1.6. В режим повышенной готовности ЕДДС Городецкого муниципального района и привлекаемые ДДС и ДС ОСОДУ муниципального образования переводятся соответствующим решением главы администрации Городецкого муниципального района в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия сил и средств муниципального (городского) звена ТП РСЧС; в режиме повышенной готовности ЕДДС обеспечивает:
заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения соответствующей ЧС, происшествия;
оповещение населения, должностных лиц КЧС и ОПБ, администрации Городецкого муниципального района, ЕДДС, взаимодействующих ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района;
получение и обобщение данных служб мониторинга, наблюдения и контроля за обстановкой на территории Городецкого муниципального района и Нижегородской области в целом, на ПОО, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и их доклад по подчиненности;
координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС (происшествия) или смягчению ее последствий.
8.1.7. В случае если для организации предотвращения ЧС, АС, происшествия организована работа КЧС и ОПБ или оперативного штаба управления в кризисных ситуациях (далее - ОШ УКС), ЕДДС обеспечивает доведение их указаний и организует информационное обеспечение управленческой деятельности.
8.1.8. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС Городецкого муниципального района привлекаемые ДДС, ДС ОСОДУ муниципального образования переводятся решением главы администрации муниципального образования при возникновении ЧС; при этом ЕДДС муниципального образования выполняет следующие задачи:
координация действий ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС, АС, происшествий;
контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп по территории Городецкого муниципального района;
оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации соответствующей ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
контроль за установлением и перемещением границ зоны соответствующей ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории;
осуществление (организация) информирования населения о ходе развития, ликвидации ЧС.
8.1.9. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района, силами и средствами городского (районного) звена ТП РСЧС Нижегородской области осуществляется непосредственно через ЕДДС Городецкого муниципального района. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится ЕДДС Городецкого муниципального района всем взаимодействующим ДДС, ДС ОСОДУ муниципального образования, органам управления городского (муниципального) звена ТП РСЧС Нижегородской области, ЦУКС МЧС.
8.1.10. В случае если для организации ликвидации ЧС, АС, происшествия организована работа КЧС и ОПБ или ОШ УКС Городецкого муниципального района, ЕДДС выполняет их указания и организует информационное обеспечение их управленческой деятельности.
8.2. Порядок работы ЕДДС
8.2.1. Вызовы (сообщения) о ЧС, АС, происшествиях могут поступать в ЕДДС муниципального образования от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер 112, от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района, вышестоящих и взаимодействующих органов управления ТП РСЧС Нижегородской области по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС, АС, происшествиях принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС Городецкого муниципального района.
8.2.2. При классификации сложившейся ситуации как ЧС, АС, происшествие ЕДДС Городецкого муниципального района поручает проведение ликвидации ЧС соответствующим ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района и силам районного звена ТП РСЧС Нижегородской области, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС, АС, происшествие, при необходимости уточняет действия привлеченных ДДС, ДС.
8.2.3. При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня старший дежурный ЕДДС муниципального образования немедленно докладывает главе администрации, председателю КЧС и ОПБ Городецкого муниципального района, в ЦУКС МЧС, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления РСЧС и задействованные ДДС, ДС.
8.2.4. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления ТП РСЧС Нижегородской области, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
8.2.5. Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС Городецкого муниципального района (ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов)), который доводится до ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района и ежеквартально рассматривается на заседании КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
8.3. порядок взаимодействия ЕДДС с ДДС и ДС Городецкого муниципального района
Порядок взаимодействия ЕДДС Городецкого муниципального района с ДДС, ДС, входящими в ОСОДУ Городецкого муниципального района, определяется разработанными и утвержденными соглашениями о порядке взаимодействия и инструкциями об обмене информацией.
9. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СТРУКТУРЕ ЕДДС
9.1. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
9.1.1. Комплектование личным составом ЕДДС Городецкого муниципального района осуществляется начальником ЕДДС. Начальник ЕДДС Городецкого муниципального района назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке начальником управления по делам ГО и ЧС администрации Городецкого муниципального района.
9.1.2. Личный состав ЕДДС Городецкого муниципального района обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.
9.1.3. Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС Городецкого муниципального района являются: тренировки оперативных дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.
9.1.4. Учебные мероприятия (в том числе тренировки и заслушивания), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС Городецкого муниципального района, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным главой администрации Городецкого муниципального района, с учетом тренировок, проводимых ЦУКС МЧС.
9.1.5. Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС Городецкого муниципального района проводится по специально разработанной МЧС России программе.
9.1.6. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС Городецкого муниципального района осуществляется:
в государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова", курсах ГО Городецкого района;
ежемесячно по 6 - 8 часов в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной МЧС России тематике. Тематика определяется исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, АС, происшествий, а также личной подготовки специалистов;
в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
в ходе тренировок с оперативной дежурной сменой ЕДДС муниципального образования, проводимых ЦУКС МЧС (при этом каждая оперативная дежурная смена должна принять участие в заслушиваниях и тренировках не менее 2 раз в год);
в ходе проведения тренировок с оперативными дежурными сменами ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района при проведении различных учений и тренировок с органами и силами РСЧС, на которые привлекаются те или иные ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района.
9.1.7. В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС особое внимание обращается на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.
9.1.8. Практическая стажировка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС организуется на базе ЦУКС МЧС согласно графикам и планам стажировки.
Не реже одного раза в полгода принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к несению оперативного дежурства.
Ежемесячно анализируется состояние дел по подготовке персонала и представляется главе администрации Городецкого муниципального района.
9.2. Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС
9.2.1. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС Городецкого муниципального района должны знать:
административно-территориальное устройство Городецкого муниципального района и Нижегородской области в целом. Должности и фамилии руководящего состава системы безопасности муниципального образования и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру указанной системы в Городецком муниципальном районе;
административные границы Городецкого муниципального района, районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся в Городецком муниципальном районе;
организацию системы дежурно-диспетчерских служб в Городецком муниципальном районе;
зону территориальной ответственности ЕДДС Городецкого муниципального района и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории Городецкого муниципального района;
дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС, происшествий, размещение складов специальных средств спасения и пожаротушения;
ПОО, социально значимые объекты, расположенные в районах выезда Городецкого муниципального района, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного на пункте управления ЕДДС;
наименование объектов и населенных пунктов соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для муниципального образования;
порядок информационного обмена.
9.2.2. Начальник ЕДДС Городецкого муниципального района должен знать федеральное законодательство, законодательство Нижегородской области, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, системы 112.
9.2.3. Начальник ЕДДС Городецкого муниципального района должен уметь:
организовывать выполнение поставленных перед ЕДДС задач и обеспечивать контроль их выполнения;
разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, а также приказы о заступлении очередной оперативной дежурной смены на дежурство;
организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;
организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС.
9.2.4. Требования к начальнику ЕДДС Городецкого муниципального района: высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе.
9.2.5. Старший дежурный ЕДДС должен знать:
функциональные обязанности и порядок работы старшего дежурного и дежурного ЕДДС;
руководящие документы, регламентирующие работу старшего дежурного, дежурного ЕДДС;
структуру и технологию функционирования ЕДДС;
нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;
документы, определяющие деятельность старшего дежурного ЕДДС по сигналам оповещения;
правила ведения документации.
9.2.6. Старший дежурный ЕДДС должен уметь:
проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
обеспечивать оперативное взаимодействие, координацию, руководство и управление силами и средствами ДДС, ДС ОСОДУ Городецкого муниципального района;
координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;
организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления РСЧС (в том числе с управляющими центрами ЕСОДУ Нижегородской области) в целях оперативного реагирования на ЧС, происшествия, с администрацией Городецкого муниципального района и органами местного самоуправления;
эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалента;
использовать гарнитуру при приеме информации;
четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;
применять коммуникативные навыки;
быстро принимать решения;
эффективно использовать информационные ресурсы для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки;
сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.
9.2.7. Старшему дежурному ЕДДС запрещено:
вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства Городецкого муниципального района;
допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС;
выполнение обязанностей, не предусмотренных должностными обязанностями и инструкциями.
9.2.8. Требования к старшему дежурному ЕДДС:
среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет;
знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС Городецкого муниципального района;
навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалента, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом);
умение пользоваться информационной справочной системой.
9.2.9. Руководство ЕДДС муниципальных образований может предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования.
9.3. Требования к оборудованию ЕДДС
9.3.1. Требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1240-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112".
9.3.2. В обязательном порядке в состав оборудования должно входить:
АРМ специалистов оперативной дежурной смены;
АРМ руководства и обслуживающего персонала;
активное оборудование локальной вычислительной сети;
структурированная кабельная сеть;
специализированные средства хранения данных;
комплект оргтехники;
средства связи;
АРМ управления местной системой оповещения;
средства видеоотображения коллективного пользования и системы видео-конференц-связи;
метеостанция;
прибор радиационного контроля;
источники гарантированного электропитания.
------------------------------------------------------------------