Решение Земского собрания Варнавинского района от 05.03.2013 N 5 "О внесении изменений в Устав Варнавинского муниципального района"
Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Нижегородской области 19 апреля 2013 г. № RU525100002013001
------------------------------------------------------------------
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ВАРНАВИНСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. № 5
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ
ВАРНАВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В целях приведения Устава Варнавинского муниципального района Нижегородской области в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 части 1 статьи 25 Устава Варнавинского муниципального района, Земское собрание решило:
1. Внести изменения в Устав Варнавинского муниципального района Нижегородской области согласно приложению.
2. Направить прилагаемые изменения в Устав Варнавинского муниципального района Нижегородской области в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
3. Изменения, внесенные в Устав, вступают в силу после государственной регистрации и официального опубликования в районной газете "Новый путь".
4. Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования.
Глава местного самоуправления
Варнавинского муниципального района
В.Ю.ШТАНОВ
Приложение
к решению Земского собрания
Варнавинского муниципального района
от 05.03.2013 № 5
ИЗМЕНЕНИЯ
В УСТАВ ВАРНАВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Часть 3 статьи 2 изложить в новой редакции:
"3. Изменение границ муниципального района, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.".
2. В статье 5:
1.1) в части 1:
а) пункт 4 после слова "поселений" дополнить словами "в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации";
б) пункт 5 изложить в новой редакции:
"дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;";
в) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания: "предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;";
г) дополнить пунктом 8.2 следующего содержания: "до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;";
д) пункт 12 изложить в новой редакции: "Создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;";
е) пункт 13 исключить;
ж) пункт 15 изложить в новой редакции: "утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;";
з) дополнить пунктом 15.1 следующего содержания: "выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе");";
и) пункт 19 после слова "комплектование" дополнить словами "и обеспечение сохранности";
к) пункт 23 изложить в новой редакции: "создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;";
л) в пункте 24 слова "межселенных территориях" заменить словами "территории муниципального района";
м) в пункте 25 после слов "сырья и продовольствия", дополнить словами "содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству";
н) дополнить пунктом 28 следующего содержания: "осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;";
о) дополнить пунктом 29 следующего содержания: "осуществление муниципального лесного контроля;";
п) дополнить пунктом 30 следующего содержания: "осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;";
р) дополнить пунктом 31 следующего содержания: "осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;";
с) дополнить пунктом 32 следующего содержания: "обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.";
т) дополнить пунктом 33 следующего содержания: "осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.";
1.2) часть 1.1 исключить;
1.3) часть 2 изложить в новой редакции:
"Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.";
1.4) часть 3 изложить в новой редакции:
"Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.".
3. Дополнить статьей 5.1 следующего содержания:
"Статья 5.1. Права органов местного самоуправления района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов
1. Органы местного самоуправления Варнавинского муниципального района имеют право на:
1) создание музеев муниципального района;
2) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
3) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
4) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;
5) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года;
6) создание условий для развития туризма;
7) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
8) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Органы местного самоуправления Варнавинского муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Нижегородской области, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.".
4. Дополнить статьей 5.2 следующего содержания:
"Статья 5.2. Муниципальный контроль
1. Органы местного самоуправления муниципального района вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".".
5. Статью 6 изложить в новой редакции:
"1. Органы местного самоуправления Варнавинского муниципального района осуществляют переданные им федеральными законами и законами области отдельные государственные полномочия и несут ответственность за их осуществление в пределах выделенных району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
2. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законом области, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств федерального бюджета и бюджета области. Земское собрание Варнавинского муниципального района в случаях, предусмотренных Федеральным законом и законом Нижегородской области, может принять решение об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств района для осуществления органами местного самоуправления района отдельных государственных полномочий.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица района обязаны в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации представлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
4. Органы местного самоуправления муниципального района вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального района (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального района (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью муниципального района, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.".
6. Пункты 2, 3 статьи 8 признать утратившими силу.
7. Статью 10 признать утратившей силу.
8. Статью 11 признать утратившей силу.
9. В статье 14:
1.1) в части 3:
а) пункт 1 дополнить словами ", кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами";
б) пункт 3 после слов "проекты межевания территорий" дополнить словами "проекты правил благоустройства территорий";
1.2) в части 4:
а) слова "главой местного самоуправления" заменить словами "главой администрации";
б) после слов "Результаты публичных слушаний" дополнить словами ", включая мотивированное обоснование принятых решений".
10. Часть 2 статьи 16 дополнить пунктом 4 следующего содержания: "главы администрации района".
11. В статье 20:
1.1) часть 6 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".";
1.2) дополнить частью 8 следующего содержания:
"Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, осуществляются муниципальными правовыми актами Земского собрания района в соответствии с действующим законодательством.";
1.3) дополнить частью 9 следующего содержания:
"К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
2) принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля;
3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области полномочий.".
12. Часть 1 статьи 21 изложить в новой редакции:
"Земское собрание состоит из 18 депутатов, избранных из состава депутатов сельских Советов поселений в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства - по 2 депутата, и глав местного самоуправления поселений, входящих в состав Варнавинского муниципального района.".
13. В части 2 статьи 23 слова "и главы местного самоуправления" исключить.
14. В части 1 статьи 25:
1.1.) в пункте 7:
а) после слов "ликвидации муниципальных предприятий" слова "и учреждений" исключить.
б) дополнить словами ", выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами";
1.2) дополнить пунктом 16 следующего содержания: "принятие решения о проведении районного референдума, назначении муниципальных выборов";
1.3) дополнить пунктом 17 следующего содержания: "назначение и определение порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан";
1.4) дополнить пунктом 18 следующего содержания: "назначение и определение порядка проведения конференций граждан";
1.5) дополнить пунктом 19 следующего содержания: "принятие предусмотренных настоящим Уставом решений, связанных с изменением границ муниципального района, а также с преобразованием муниципального района";
1.6) дополнить пунктом 20 следующего содержания: "определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством";
1.7) дополнить пунктом 21 следующего содержания: "рассмотрение, утверждение генеральных планов, правил застройки, использования земель в районе";
1.8) дополнить пунктом 22 следующего содержания: "определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков";
1.9) дополнить пунктом 23 следующего содержания: "установление правил проведения открытого конкурса по размещению муниципального заказа, финансируемого за счет местного бюджета района, на выполнение работ (оказание услуг), внесение в них изменений и дополнений";
1.10) дополнить пунктом 24 следующего содержания: "принятие решений о целях, формах, суммах долгосрочных заимствований, выпуске местных займов, лотерей";
1.11) дополнить пунктом 25 следующего содержания: "учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей района официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии района, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации";
1.12) дополнить пунктом 26 следующего содержания: "формирование контрольно-счетной комиссии муниципального района, определение в соответствии с настоящим Уставом порядка ее работы и полномочий";
1.13) дополнить пунктом 27 следующего содержания: "утверждение реестра должностей муниципальных служащих, дополнений и изменений к нему в соответствии с законодательством";
1.14) дополнить пунктом 28 следующего содержания: "утверждение порядка проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы администрации района и условий контракта с главой администрации района в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения".
15. Статью 29 дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Депутат должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.".
16. Статью 29.1:
1 2
1.1) часть 1 дополнить п. 13 и п. 13 следующего содержания:
1
"13 ) гарантии прав депутата, главы местного самоуправления при
изменении основы осуществления ими своих полномочий;";
2
"13 ) гарантии прав депутата, главы местного самоуправления при их
отставке по собственному желанию;";
1 2
1.2) в частях 2 и 3 слова "13 части 1" заменить словами "13 , 13
части 1".
17. Статью 30:
1.1) дополнить абзацем 2 следующего содержания:
"Полномочия депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".";
1.2) дополнить абзацем 3 следующего содержания:
"Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.".
18. Статью 31:
1.1) дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания главы местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.";
1.2) дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. В случае внесения изменений и дополнений в устав Варнавинского муниципального района, предусматривающих избрание главы местного самоуправления Земским собранием района из своего состава, выборы главы местного самоуправления не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав района вступил в силу до наступления даты, начиная с которой Земское собрание района было бы вправе принять решение о назначении выборов главы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".".
19. Статью 32 дополнить абзацем 2 следующего содержания:
"Глава местного самоуправления должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.".
20. Статью 33 дополнить абзацем 2 следующего содержания:
"Полномочия главы местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".".
21. В статье 34:
1.1) в наименовании статьи после слов "Администрация Варнавинского" дополнить словом "муниципального";
1.2) в частях 1, 2, 3, 4, 5 после слова "Варнавинского" дополнить словом "муниципального";
1.3) дополнить частью 4.1 следующего содержания:
"4.1. Основаниями для государственной регистрации органов администрации Варнавинского муниципального района в качестве юридических лиц являются решение Земского собрания Варнавинского муниципального района об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем Земским собранием района по представлению главы администрации Варнавинского муниципального района.".
22. В статье 35.1:
1.1) абзац 1 части 1 дополнить предложением следующего содержания:
"Контракт с главой местной администрации муниципального района, представительный орган которого формируется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.";
1.2) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Глава администрации района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.".
23. Статью 35.3, часть 1 дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"13) вступления в должность главы местного самоуправления, исполняющего полномочия главы местной администрации.".
24. Статью 36 изложить в новой редакции:
"К полномочиям администрации Варнавинского муниципального района относится:
1) обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления района по решению следующих вопросов местного значения района:
1.1) формирование и исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
1.2) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района;
1.3) организация в границах района электро- и газоснабжения поселений;
1.4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1.5) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района;
1.6) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
1.7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района;
1.8) организация и содержание муниципальной милиции для охраны общественного порядка на территории района;
1.9) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
1.10) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
1.11) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
1.12) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Нижегородской области; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
1.13) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
1.14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
1.15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
1.16) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе");
1.17) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
1.18) содержание на территории района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
1.19) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
1.20) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов (обеспечение услугами библиотечного коллектора);
1.21) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
1.22) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
1.23) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав района, за счет средств бюджета муниципального района;
1.24) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
1.25) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
1.26) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
1.27) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;
1.28) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
1.29) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
1.30) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;
1.31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
1.32) осуществление муниципального лесного контроля;
1.33) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
1.34) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
1.35) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
1.36) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
1.36.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
1.36.2) полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом "О теплоснабжении";
1.37) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд, в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
2) организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития района, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы района, и представление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) иные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.".
25. Статью 37 изложить в новой редакции:
"1. Избирательная комиссия является органом, обеспечивающим реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также организующим в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, уставом района подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, районного референдума, голосования по отзыву депутата Земского собрания, голосования по вопросам изменения границ района, преобразования района.
2. Срок полномочий избирательной комиссии района составляет пять лет.
3. Избирательная комиссия района формируется в количестве 8 членов с правом решающего голоса.
4. Избирательная комиссия района является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.
5. Формирование избирательной комиссии района осуществляется Земским собранием района на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии Нижегородской области.
6. Земское собрание района обязано назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии района на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Нижегородской области; избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Земском собрании района.
7. Земское собрание района обязано назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии района на основе поступивших предложений избирательной комиссии Нижегородской области.
8. Предложения избирательной комиссии Нижегородской области готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Земском собрании района, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии Варнавинского муниципального района предыдущего состава.
9. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения.
10. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в Законодательном Собрании Нижегородской области, либо в Земском собрании созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, предусмотренных п. 11 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
11. Полномочия избирательной комиссии района устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, законами Нижегородской области.
12. Избирательная комиссия района:
а) осуществляет на территории района контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на территории района реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, изданием необходимой печатной продукции;
в) осуществляет на территории района меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;
г) осуществляет на территории района меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;
д) осуществляет на территории района меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
е) осуществляет на территории района меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;
и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, законами Нижегородской области, настоящим Уставом.".
26. Статью 39 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"В целях реализации прав граждан на равный доступ к муниципальной службе может производиться замещение вакантных должностей муниципальной службы по конкурсу. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Варнавинском муниципальном районе устанавливается Земским собранием.".
27. Статью 40, часть 4 дополнить абзацем 2 следующего содержания:
"Глава местного самоуправления издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.".
28. В статье 41:
1.1) часть 3 изложить в следующей редакции:
"Проект Устава Варнавинского муниципального района, проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав района не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава района, внесении изменений и дополнений в Устав района подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Земским собранием Варнавинского муниципального района порядка учета предложений по проекту указанного Устава, проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту решения Земского собрания о внесении изменений и дополнений в Устав района, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения Устава района в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами.";
1.2) часть 5:
а) после слова "решение" дополнить словами "о принятии устава района";
б) дополнить абзацем 2 следующего содержания:
"В случае если избранный на муниципальных выборах глава местного самоуправления входит в состав Земского собрания района с правом решающего голоса, голос главы местного самоуправления учитывается при принятии Устава района, решения о внесении изменений и дополнений в Устав как голос депутата Земского собрания района.";
1.3) часть 6 после слов "государственной регистрации" дополнить словами "в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований";
1.4) часть 7 дополнить абзацем 3 следующего содержания:
"Изменения и дополнения, внесенные в Устав Варнавинского муниципального района и предусматривающие создание контрольно-счетного органа Варнавинского района, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и абзацем первым настоящей части.";
1.5) дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Глава местного самоуправления обязан опубликовать зарегистрированные Устав района, решение о внесении изменений и дополнений в Устав района в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.".
29. Дополнить статьей 41.1. следующего содержания:
"Статья 41.1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан
1. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения, выраженного на местном референдуме.
2. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
3. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий Земского собрания.".
30. Статью 42.1 изложить в новой редакции:
"1. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в печатном издании - районной газете "Новый путь". Опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в течение 10 дней после их подписания.
2. Официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется через Центральную районную библиотеку в течение 7 дней со дня их подписания.
3. Муниципальные правовые акты в целях обеспечения возможности ознакомления с ними граждан размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет, на стендах, могут быть разосланы органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям различных форм собственности и должностным лицам, распространены в машиночитаемом виде в информационных системах.".
31. Статью 44, часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района.".
32. В статье 47:
1.1) в части 1:
а) слова "Органы местного самоуправления" заменить словами "Муниципальные образования";
б) дополнить предложением следующего содержания: "Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.";
1.2) В части 2 после слов "Органы местного самоуправления" дополнить словами "осуществляющие функции и полномочия учредителя";
1.3) В части 3 слово "учреждений" заменить словами "казенных учреждений".
33. В статье 48, часть 5, и в статье 58, часть 2, слова "Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в районе" заменить словами "Положением о бюджетном процессе в Варнавинском муниципальном районе".
34. В пункте 5 части 2 статьи 49 слова "муниципальными учреждениями" заменить словами "казенными муниципальными учреждениями".
35. В статье 54:
1.1) часть 1 дополнить абзацем 2 следующего содержания:
"Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".";
1.2) в части 2 после слов "Муниципальный заказ" дополнить словами "на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг";
1.3) в части 3 после слов "Порядок формирования" дополнить словом "обеспечения".
36. Статью 56 изложить в новой редакции:
"1. Варнавинский муниципальный район вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Уставом района.
2. От имени муниципального образования решение о выдаче муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принимается администрацией района по согласованию с Земским собранием района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
37. Дополнить статьями 59.1 - 59.6 следующего содержания:
"Статья 59.1. Ответственность депутатов Земского собрания и главы местного самоуправления района перед населением
1. Основаниями наступления ответственности депутатов Земского собрания Варнавинского муниципального района и главы местного самоуправления района перед населением могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае подтверждения их в судебном порядке.
Статья 59.2. Ответственность Земского собрания района перед государством
1. В случае если соответствующим судом установлено, что Земским собранием района принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам Нижегородской области, Уставу Варнавинского муниципального района, а Земское собрание в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменило соответствующий нормативный правовой акт, Губернатор Нижегородской области в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в Законодательное Собрание Нижегородской области проект закона о роспуске представительного органа муниципального района.
2. В случае если соответствующим судом установлено, что избранное в правомочном составе Земское собрание района в течение трех месяцев подряд не проводило правомочного заседания, Губернатор Нижегородской области в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в Законодательное Собрание Нижегородской области проект закона о роспуске Земского собрания.
3. Полномочия Земского собрания прекращаются со дня вступления в силу закона Нижегородской области о его роспуске.
Статья 59.3. Ответственность главы местного самоуправления района, главы администрации района перед государством
1. В случае если судом установлено, что глава местного самоуправления района, глава администрации района издал нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам Нижегородской области, Уставу Варнавинского муниципального района, и если в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока глава местного самоуправления района, глава администрации района не принял мер по исполнению решения суда, то он может быть отрешен от должности Губернатором Нижегородской области.
2. В случае если судом установлено, что глава местного самоуправления района, глава администрации района совершил действия, в том числе издал ненормативный правовой акт, влекущие нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрожающие единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, допустил нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета Нижегородской области и не принял мер по исполнению решения суда, то он может быть отрешен от должности Губернатором Нижегородской области.
Статья 59.4. Удаление главы местного самоуправления района в отставку
1. Земское собрание района вправе удалить главу местного самоуправления в отставку по инициативе депутатов Земского собрания или по инициативе Губернатора Нижегородской области.
2. Основаниями для удаления главы местного самоуправления в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы местного самоуправления района, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом района, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления Варнавинского района отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Нижегородской области;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы местного самоуправления района Земским собранием по результатам его ежегодного отчета перед Земским собранием, данная два раза подряд;
4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
3. Инициатива депутатов Земского собрания района об удалении главы местного самоуправления в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов Земского собрания, оформляется в виде обращения, которое вносится в Земское собрание. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения Земского собрания об удалении главы местного самоуправления в отставку. О выдвижении данной инициативы глава местного самоуправления и Губернатор Нижегородской области уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в Земское собрание.
4. Рассмотрение инициативы депутатов Земского собрания об удалении главы местного самоуправления в отставку осуществляется с учетом мнения Губернатора Нижегородской области.
5. В случае если при рассмотрении инициативы депутатов Земского собрания об удалении главы местного самоуправления в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления Варнавинского района отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Нижегородской области, и (или) решений, действий (бездействия) главы местного самоуправления района, повлекших (повлекшего) наступление последствий, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, решение об удалении главы местного самоуправления в отставку может быть принято только при согласии Губернатора Нижегородской области.
6. Инициатива Губернатора Нижегородской области об удалении главы местного самоуправления в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в Земское собрание вместе с проектом соответствующего решения Земского собрания района. О выдвижении данной инициативы глава местного самоуправления уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в Земское собрание.
7. Рассмотрение инициативы депутатов Земского собрания или Губернатора Нижегородской области об удалении главы местного самоуправления в отставку осуществляется Земским собранием в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
8. Решение Земского собрания об удалении главы местного самоуправления в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Земского собрания.
9. Решение Земского собрания об удалении главы местного самоуправления в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании Земского собрания.
10. В случае если глава местного самоуправления присутствует на заседании Земского собрания, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата Земского собрания, уполномоченного на это Земским собранием.
11. При рассмотрении и принятии Земским собранием решения об удалении главы местного самоуправления в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов Земского собрания или Губернатора Нижегородской области и с проектом решения Земского собрания об удалении его в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам Земского собрания объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
12. В случае если глава местного самоуправления не согласен с решением Земского собрания об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.
13. Решение Земского собрания об удалении главы местного самоуправления района в отставку подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если глава местного самоуправления в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию одновременно с указанным решением Земского собрания.
14. В случае если инициатива депутатов Земского собрания или Губернатора Нижегородской области об удалении главы местного самоуправления в отставку отклонена Земским собранием, вопрос об удалении главы местного самоуправления в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение Земского собрания не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания Земского собрания, на котором рассматривался указанный вопрос.
Статья 59.5. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
2. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом района контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу района и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам Земского собрания.
Статья 59.6. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления района и должностных лиц местного самоуправления района могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в установленном законом порядке.".
------------------------------------------------------------------