Решение Нижегородского областного суда от 02.12.2013 по делу N 3-101/2013 <О признании недействующими: подпункта "д" пункта 2.9 и абзаца четвертого пункта 3.2.3 Административного регламента министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по исполнению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", утвержденного приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 N 905; пункта 7 формы "Заявление об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца", приведенной в приложении 2 к вышеназванному Регламенту>
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. по делу № 3-101/2013
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бушминой А.Е.,
при секретаре судебного заседания И.И.В.
с участием представителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора - старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Б.Н.А.
представителей Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области В.А.Н., К.О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волжского межрегионального природоохранного прокурора
о признании недействующими подпункта "д" пункта 2.9 и абзаца четвертого пункта 3.2.3 Административного регламента министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 № 905 и пункта 7 Заявления об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, приведенного в Приложении 2 к Административному регламенту министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца",
установила:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим п.п. "д" п. 2.9 и абз. 4 п. 3.2.3. Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 № 905.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 года № 905 (в редакции приказа от 07.02.2013 года № 161) утвержден Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", которым устанавливаются сроки и последовательность действий по предоставлению государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 13 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета, форма охотничьего билета, а также требования охотминимума устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 22 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 20.01.2011 № 13, установлено, что в заявлении об аннулировании охотничьего билета указывается: наименование уполномоченного органа, в который подается заявление; фамилия, имя, отчество заявителя; учетные серия и номер охотничьего билета; номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с заявителем. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В нарушение вышеуказанной нормы п.п. "д" п. 2.9 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца" (в редакции приказа от 07.02.2013 № 161) предусмотрено, что для аннулирования охотничьего билета единого федерального образца в заявлении указывается причина аннулирования охотничьего билета.
Пунктом 17 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, установлено, что охотничий билет аннулируется в случае несоответствия физического лица требованиям п. 1 настоящего Порядка, то есть не обладающего гражданской дееспособностью, имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, не ознакомленного с требованиями охотничьего минимума; подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; судебного решения.
Однако в нарушение установленного федеральным законодательством порядка абз. 4 п. 3.2.3 оспариваемого Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в качестве основания для аннулирования охотничьего билета предусматриваются случаи выявления наличия у лиц, получивших охотничий билет, нескольких охотничьих билетов. При этом указывается, что аннулированию подлежат все охотничьи билеты, кроме охотничьего билета, полученного первым.
Волжским межрегиональным природоохранным прокурором на указанный нормативный правовой акт 22.07.2013 г. был принесен протест, который 16.08.2013 г. оставлен и.о. Министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области без удовлетворения.
Прокурор просил суд признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п.п. "д" п. 2.9 и абз. 4 п. 3.2.3 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 года № 905.
В порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор изменил заявленные требования, указал, что в п. 2.9 оспариваемого Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области установлено, что примерная форма заявления приведена в приложении 2 к Административному регламенту. В нарушение пункта 22 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 20.01.2011 № 13, в п. 7 заявления об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, приведенного в приложении 2 к указанному административному регламенту, предусмотрено указание причин аннулирования охотничьего билета.
С учетом измененных требований прокурор просил суд признать недействующими и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п.п. "д" п. 2.9 и абз. 4 п. 3.2.3. Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 № 905 и п. 7 Заявления об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, приведенного в Приложении 2 к данному Административному регламенту.
Заинтересованное лицо Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области направило в суд отзыв на заявление прокурора и дополнения к отзыву, в которых заявленные требования не признало, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просит отказать в удовлетворении заявления прокурора.
В судебном заседании представитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора - старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Б.Н.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, дал объяснения по существу заявленных требований.
В судебном заседании представители Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области В.А.Н., К.О.В., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к отзыву.
Выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы заявления, отзыва и дополнения к отзыву на заявление, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 245 ГПК Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу статьи 251 ГПК Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 253 ГПК Российской Федерации:
1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии со статьей 26 ГПК Российской Федерации областные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 18, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части":
18. При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
24. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с частями 1, 2, 4, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации:
1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 21 Устава Нижегородской области, систему органов государственной власти в области составляют министерства и иные органы исполнительной власти области.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Устава Нижегородской области в систему органов исполнительной власти области входят Правительство, министерства и иные органы исполнительной власти области, формируемые Правительством. Структура органов исполнительной власти области определяется Губернатором области.
Согласно ст. 2, ст. 3 Закона Нижегородской области от 31.03.2010 № 62-З "О системе исполнительных органов государственной власти Нижегородской области" систему исполнительных органов государственной власти области составляют, в том числе министерства области, которые являются органами исполнительной власти специальной компетенции, проводящими государственную политику и осуществляющими отраслевое (межотраслевое) государственное управление, координирующие в установленных случаях деятельность органов исполнительной власти области, государственных учреждений. В случаях, установленных нормативными правовыми актами области, министерство области вправе осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, контролю и надзору.
Постановлением Правительства области от 31.12.2010 № 965 утверждено Положение о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Согласно п. 1.1, п. 1.2 указанного Положения Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в области охоты, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством. Министерство входит в систему органов исполнительной власти области, является юридическим лицом.
Согласно разделу 3 Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области: Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
3.68. Ведет государственный охотхозяйственный реестр и осуществляет государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Нижегородской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
3.72. Осуществляет выдачу, регистрацию, замену и аннулирование охотничьих билетов, в том числе охотничьих билетов иностранного охотника.
3.82. Участвует в подготовке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, и водных биологических ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
3.99. Разрабатывает проекты нормативных и иных правовых актов, направленных на охрану окружающей среды, стимулирование деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, обеспечивает учет экологических требований при нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области.
Согласно п. 5.4 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области министр подписывает от имени Министерства нормативные правовые акты в форме приказов и (или) в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством, дает указания, подлежащие обязательному исполнению работниками Министерства. Акты иных видов (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства.
Судебной коллегией установлено, что Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца" утвержден приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 № 905 и включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 14.12.2011 № 03494-319-905.
Данный Административный регламент является нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Нижегородской области - Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, опубликован в периодическом печатном издании Нижегородской области - в газете "Нижегородская правда" № 143(25463) от 27.12.2011 г.
Изменения в Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца" внесены приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 07.02.2013 № 161, который включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 21.02.2013 № 04616-319-161, опубликован в периодическом печатном издании Нижегородской области - в газете "Нижегородская правда" № 52(25659) от 18.05.2013 г.
Согласно п. 5.1. Положения о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области (утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.02.2006 № 41) акты органов исполнительной власти Нижегородской области, внесенные в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области, вступают в силу со дня присвоения им реестрового номера, если иной срок не установлен в самом акте или не предусмотрен действующим законодательством.
Следовательно, Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", утвержденный приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 № 905, в редакции от 07.02.2013 г., действует с 21.02.2013 г.
Таким образом, судебная коллегия Нижегородского областного суда вправе рассмотреть заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими п.п. "д" п. 2.9, абз. 4 п. 3.2.3 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 № 905 (Далее - Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области), и п. 7 Заявления об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, приведенного в Приложении 2 к указанному Административному регламенту.
Из материалов дела следует, что 22.07.2013 Волжский межрегиональный природоохранный прокурор принес протест в адрес Министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области на п.п. "д" п. 2.9 и абз. 4 п. 3.2.3 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, который письмом и.о. Министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 16.08.2013 г. отклонен.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
1. Охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
8. Охотничий билет аннулируется на основании:
1) несоответствия физического лица требованиям части 1 настоящей статьи;
2) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета;
3) судебного решения.
9. Охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение части 8 настоящей статьи.
13. Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета, форма охотничьего билета, а также требования охотминимума устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся:
5) установление порядка выдачи и аннулирования охотничьих билетов, а также их формы.
Согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статьями 21, 32, 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что установление порядка выдачи и аннулирования охотничьих билетов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в области охоты.
Согласно п. 5.2.51.15 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации данное Министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности - о порядке выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца.
В целях реализации статей 21 и 32 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Минприроды России утвержден Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца (Приказ Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13), согласно которому:
1. Охотничий билет единого федерального образца выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
17. Охотничий билет аннулируется в случае несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка, а также в случаях:
17.1. подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета;
17.2. судебного решения.
18. Охотничий билет аннулируется уполномоченным органом, выдавшим охотничий билет, при наличии оснований, указанных в пункте 17 настоящего Порядка.
20. Заявление об аннулировании охотничьего билета составляется в письменной форме.
21. Заявление об аннулировании охотничьего билета подается лично заявителем, имеющим охотничий билет, в уполномоченный орган, выдавший охотничий билет.
22. В заявлении об аннулировании охотничьего билета указывается:
а) наименование уполномоченного органа, в который подается заявление об аннулировании охотничьего билета;
б) фамилия, имя, отчество заявителя;
в) учетные серия и номер охотничьего билета;
г) номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с заявителем.
В оспариваемом прокурором Административном регламенте Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области указано:
2.9. Перечень документов, необходимых для аннулирования охотничьего билета: заявление об аннулировании охотничьего билета, составленное в письменной форме.
В заявлении об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца указывается:
а) наименование уполномоченного органа, в который подается заявление об аннулировании охотничьего билета;
б) фамилия, имя, отчество заявителя;
в) учетные серия и номер охотничьего билета;
г) номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с заявителем;
д) причину аннулирования охотничьего билета.
(подп. "д" введен приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 07.02.2013 № 161)
Примерная форма заявления приведена в приложении 2 к настоящему административному регламенту.
В приложении 2 к Административному регламенту приведена форма "Заявление об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца", пункт 7 которого предусматривает указание причины аннулирования охотничьего билета.
Таким образом, в подпункте "д" пункта 2.9 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и в пункте 7 формы "Заявление об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца", предусмотрено, что в заявлении об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца содержится требование об указании заявителем дополнительной информации, а именно - причины аннулирования охотничьего билета, которую не требуется указывать в соответствии с пунктом 22 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца (Приказ Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13).
Поскольку установление Порядка выдачи и аннулирования охотничьих билетов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, то Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области не вправе было устанавливать иные требования к заявлению об аннулировании охотничьего билета по сравнению с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденным приказом Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13.
Соответственно подпункт "д" пункта 2.9 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и пункт 7 формы "Заявление об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца" (Приложение 2 к Административному регламенту Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области) как принятые по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и не соответствующие правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Порядку выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденному приказом Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13, подлежат признанию недействующими.
Возражая против удовлетворения заявленных требований прокурора, заинтересованное лицо в отзыве указало, что исполнение заявителями требований подпункта "д" пункта 2.9 Административного регламента позволят Министерству обеспечить надлежащее исполнение требований федерального законодательства в части ведения государственного охотхозяйственного реестра. В силу пункта 3.68 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области Министерство ведет государственный охотхозяйственный реестр, порядок которого установлен приказом Минприроды России от 06.09.2010 № 345 "Об утверждении Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам". В соответствии с пунктом 15.8 этого порядка документированная информация об охотниках должна содержать информацию о дате и основании аннулирования охотничьего билета.
С такими доводами отзыва судебная коллегия согласиться не может, поскольку согласно ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение части 8 настоящей статьи. При этом в части 8 статьи 21 указанного закона предусмотрено, что охотничий билет аннулируется на основании: 1) несоответствия физического лица требованиям части 1 настоящей статьи; 2) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; 3) судебного решения. В пунктах 17, 17.1, 17.2 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного Приказом Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13 предусмотрены те же основания для аннулирования охотничьего билета.
В пунктах 15, 15.8 Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам, утвержденного Приказом Минприроды России от 6 сентября 2010 г. № 345, указано, что раздел 7 "Документированная информация об охотниках" содержит дату и основания аннулирования охотничьего билета.
Поэтому в случае аннулирования охотничьего билета в государственном охотхозяйственном реестре указывается одно из оснований, которое предусмотрено частью 8 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах является незаконным требование оспариваемого Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на указание в заявлении на аннулирование охотничьего билета причины аннулирования охотничьего билета.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами отзыва заинтересованного лица, что пунктом 16 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца предусмотрено, что гражданин при повторном обращении в уполномоченный орган государственной власти за получением нового охотничьего билета в заявлении указывает на утрату ранее полученного, то есть указывает дополнительно сведения, не предусмотренные пунктами 6 и 22 указанного Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца и расширяет перечень сведений, указываемых в заявлении на получение охотничьего билета.
Пунктом 16 Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13 предусмотрено:
16. В случае утраты охотничьего билета в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления и документов, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 8 настоящего Порядка, выдается новый охотничий билет с учетом требований пунктов 9, 11 - 15 настоящего Порядка. При этом в заявлении указывается на утрату охотничьего билета.
Пункт 8 указанного Порядка устанавливает перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением о получении охотничьего билета.
Таким образом, пункт 16 указанного Порядка предусматривает, что при повторном обращении в уполномоченный орган государственной власти за получением нового охотничьего билета на утрату ранее полученного охотничьего билета указывается в заявлении на получение охотничьего билета, а не в заявлении об аннулировании охотничьего билета.
Кроме того, в оспариваемом Административном регламенте Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области указано:
3.2.1. Охотничий билет аннулируется в случае подачи охотником заявления об аннулировании охотничьего билета.
3.2.3. Минэкологии Нижегородской области аннулирует охотничьи билеты в случае:
поступления информации из ГУ МВД России по Нижегородской области о наличии (отсутствии) у лиц, получивших охотничий билет, непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
судебного решения;
выявления случаев наличия у лиц, получивших охотничий билет, нескольких охотничьих билетов, при этом аннулируются все охотничьи билеты, кроме охотничьего билета, полученного первым.
(п. 3.2.3 в ред. приказа Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 07.02.2013 № 161).
Таким образом, абз. 4 пункта 3.2.3 оспариваемого Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области предусматривает такое основание для аннулирования охотничьих билетов как "выявления случаев наличия у лиц, получивших охотничий билет, нескольких охотничьих билетов, при этом аннулируются все охотничьи билеты, кроме охотничьего билета, полученного первым".
Вместе с тем статьей 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 17 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13, установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть аннулирован охотничий билет.
При этом такое основание для аннулирования охотничьего билета, как указано в абз. 4 пункта 3.2.3 оспариваемого Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области не предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России.
Следовательно, абз. 4 пункта 3.2.3 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области не соответствует правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Порядку выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденному приказом Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13, в связи с чем абз. 4 пункта 3.2.3 Административного регламента подлежит признанию недействующим.
Возражая против требований прокурора, заинтересованное лицо указало в отзыве, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока его действия, имеет учетную серию и номер и подлежит регистрации в государственном охотхозяйственном реестре. В соответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета наделение гражданина правом охоты удостоверяется охотничьим билетом и уведомлением о внесении записи о нем в государственный охотхозяйственный реестр, лишение этого права - уведомлением об аннулировании охотничьего билета и внесении записи о нем в государственный охотхозяйственный реестр. Лишение гражданина права охоты, как мера административного и уголовного наказания, предусмотрена КоАП РФ и Уголовным кодексом РФ. Исполнение постановления судьи о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета должностными лицами уполномоченных государственных органов власти. В случае наличия у гражданина более одного билета постановление судьи о лишении гражданина права охоты министерством не будет исполнено, следовательно, не будет соблюдено и требование федерального законодательства. Требование пункта 3.2.3 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области направлено на соблюдение требований федерального законодательства и не ограничивает права и свободы граждан. Иначе в случае наличия у гражданина более одного охотничьего билета постановление судьи о лишении гражданина права охоты министерством не будет исполнено.
С такими доводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку согласно ч. 3 ст. 32.6 КоАП РФ исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулирования охотничьего билета. Соответственно, если у охотника имеется несколько охотничьих билетов, то при исполнении постановления о лишении прав осуществлять охоту должно производиться аннулирование всех охотничьих билетов данного охотника.
В дополнениях к отзыву Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области указало, что в соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 ноября 2007 г. № 430, административные регламенты предоставления государственных услуг и административные регламенты, исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций. Так как выдача и аннулирование охотничьих билетов в соответствии с ч. 3 ст. 34 ФЗ № 209 "Об охоте" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а не к переданным полномочиям, то требования пункта 9 порядка не распространяются на Административный регламент.
С такими доводами возражений заинтересованного лица судебная коллегия согласиться не может, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В дополнениях к отзыву заинтересованное лицо указало, что приказ министерства об Административном регламенте направлялся в государственно-правовой департамент Нижегородской области, который дал по нему положительное заключение.
Судебная коллегия не может принять во внимание указанные доводы, поскольку само по себе наличие положительного заключения государственно-правового департамента Нижегородской области не влечет автоматического признания нормативного правового акта законным и не исключает судебной проверки нормативного правового акта в порядке главы 24 ГПК РФ.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку из объяснений представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области следует, что оспариваемый Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области до рассмотрения настоящего дела и вынесения решения судом применялся, то судебная коллегия считает необходимым признать подпункт "д" пункта 2.9 и абзац четвертый пункта 3.2.3 оспариваемого Административного регламента и пункт 7 Заявления об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, приведенного в Приложении 2 к Административному регламенту, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
Требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу настоящего решения подпункт "д" пункта 2.9 и абзац четвертый пункта 3.2.3 Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 № 905, и пункт 7 формы "Заявление об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца", приведенной в Приложении 2 к Административному регламенту Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области "Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца", утвержденного Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 21.11.2011 № 905.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда
А.Е.БУШМИНА
------------------------------------------------------------------