Решение Нижегородского областного суда от 27.12.2013 по делу N 3-111/2013 <О признании недействующей статьи 7.5 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 N 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях">
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. по делу № 3-111/2013
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего:
судьи - Г.И. Дороднова,
при секретаре судебного заседания - Т.М.Ю.,
с участием прокурора Четайкина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ИП С.А.В. о признании недействующей статьи 7.5 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛА:
С.А.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 7.5 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях".
В обоснование заявления указал, что Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 24.04.2003 года № 475-III был принят Закон Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях", который опубликован в областной газете "Нижегородские новости" 28.05.2003 года № 93.
С 2003 года по 2013 года в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях периодически вносились изменения в отдельные его статьи.
Законом Нижегородской области № 18-З от 13.03.2006 "О внесении изменений в "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях", принятого постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 28.02.2006 № 1856-III, была введен в действие ст. 7.5.
В дальнейшем законом Нижегородской области от 04.05.2008 № 55-З в статью 7.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях были внесены изменения, действующая редакция ст. 7.5 имеет следующее содержание:
1. Осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок с отклонением от установленного маршрута движения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (в редакции Закона области от 04.05.2008 № 55-З).
2. Осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок с нарушением расписания движения в начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до семисот рублей; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи рублей (часть 2 в редакции Закона области от 04.05.2008 № 55-З).
3. Отмена установленных на маршруте движения рейсов без уведомления органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере транспорта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (часть 3 введена Законом области от 04.05.2008 года № 55-З).
На основании лицензии (лицензия № ххх от 29.10.2004 г. серия ДА № ххх) С.А.В. осуществляет пассажирские перевозки в Нижегородской области уже более 13 лет.
Считает, что положение данной нормы противоречит федеральному законодательству, в частности, статьям 1 - 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", статьям 1 - 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статьям 1.3, 1.3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьям 26, 26.1, подпункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представленных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112, Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2, Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 года № 200, Положению о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года № 280, Приказу Минтранса России от 18.09.2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов порядка заполнения путевых листов", Приказу Минтранса России от 30.03.1994 года № 165 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, пунктам 1.1, 2.1, 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090.
Полагает, что оспариваемая норма, как установившая административную ответственность за нарушение норм федерального законодательства принята с превышением полномочий субъекта Российской Федерации; конкретизирует в указанной части федеральное законодательство, ответственность за нарушение требований которых, относящихся к лицензионным, установлена на федеральном уровне; под угрозой административной ответственности вводит ограничение предпринимательской деятельности, чем нарушает его права.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативно-правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Считает, что поскольку оспариваемая норма Закона Нижегородской области от 20.05.2003 № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях" принята с превышением полномочий и противоречит федеральному законодательству, имеют место правовые основания, предусмотренные ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, для признания ее недействующей.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Л.С.М., заявление С.А.В. не признала и пояснила, что в соответствии с п. "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное и административно-процессуальное законодательство.
Частью 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ установлено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится, в том числе, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним морским, воздушным транспортном (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Согласно статье 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлена компетенция Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Вопросы организации деятельности пригородного и межмуниципального транспорта в силу вышеуказанной статьи не относятся к ведению Российской Федерации, в связи с этим статьи 7.5 Кодекса области не противоречит Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", поскольку эти вопросы отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации.
В рамках указанных полномочий постановлением Правительства Нижегородской области от 24.01.2013 № 36 принят Порядок формирования сети автобусных маршрутов регулярных перевозок транспортом общего пользования в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Нижегородской области.
В соответствии с указанным порядком уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет работу по формированию сети автобусных маршрутов регулярных перевозок транспортом общего пользования в межмуниципальном и пригородном сообщении, принимает решение об открытии, изменении и закрытии маршрутов регулярных перевозок, утверждает расписание движения автобусов (п. 1.2, 1.5.1, 1.5.2).
Оспариваемая статья Кодекса области не противоречит пункту 2 статьи 1 ГК РФ, как указано в заявлении.
В силу указанной статьи граждане (физические лица) и юридические лица приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободы в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых не противоречащих законодательству.
Заявитель свободен в установлении своих прав и обязанностей. Он, действуя в своем интересе, вправе участвовать в конкурсе на осуществление регулярных транспортных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения, а также в границах городского округа, но, заключив договор на осуществление указанных пассажирских перевозок, обязан соблюдать маршруты регулярного сообщения и расписание движения транспортного средства, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области или органом местного самоуправления.
Ссылка заявителя, что административная ответственность в оспариваемой сфере общественных отношений установлена на федеральном уровне (статья 14.1 КоАП РФ) несостоятельна, поскольку указанная статья предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно и осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешением (лицензией).
Кроме того, при наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности лицензиат обязан также выполнять федеральные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые ими в пределах их компетенции.
Таким образом, считает, что статья 7.5 Кодекса области об административных правонарушениях не противоречит федеральному законодательству.
На основании изложенного просила заявление ИП С.А.В. о признании недействующей статьи 7.5 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 г. № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях" оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя С.А.В. - С.С.В., представителя Законодательного Собрания Нижегородской области - Л.С.М., заключение прокурора Четайкина А.В., полагавшего, что заявление С.А.В. подлежит удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявитель С.А.В. является индивидуальным предпринимателем, занимается оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории Российской Федерации. Имеет лицензию № ххх от 29.10.2004 г. серия ДА № ххх на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованном для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (л.д. 12).
С учетом указанных обстоятельств и требований части 1 статьи 251 ГПК РФ заявитель вправе обратиться с настоящим заявлением в суд, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает его права и свободы.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 24.04.2003 года № 475-III был принят Закон Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях", который опубликован в областной газете "Нижегородские новости" 28.05.2003 года № 93.
С 2003 года по 2013 года в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях периодически вносились изменения в отдельные его статьи.
Законом Нижегородской области № 18-З от 13.03.2006 "О внесении изменении в "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях", принятого постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 28.02.2006 № 1856-III, была введена в действие ст. 7.5.
В дальнейшем законом Нижегородской области от 04.05.2008 № 55-З в статью 7.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях были внесены изменения, действующая редакция ст. 7.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях Осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок с нарушением установленного маршрута имеет следующее содержание:
1. Осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок с отклонением от установленного маршрута движения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (в редакции Закона области от 04.05.2008 № 55-З).
2. Осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок с нарушением расписания движения в начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до семисот рублей; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи рублей 9 часть 2 в редакции Закона области от 04.05.2008 № 55-З).
3. Отмена установленных на маршруте движения рейсов без уведомления органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере транспорта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (часть 3 введена Законом области от 04.05.2008 года № 55-З).
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство, вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 1.1, статья 1.2, часть 1 статьи 1.3, статья 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают следующее:
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данным федеральным законом. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, указанных в статье 28.3 названного Кодекса.
В силу положений подп. 12, 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) и установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 4 этой же статьи).
Таким образом, федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, одновременно установил пределы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере административной ответственности, который вправе устанавливать своими законами административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законодательством.
Общественные отношения в области организации транспортных перевозок и транспортного обслуживания населения, организации дорожной безопасности, в том числе в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования регулируются Федеральными законами от 10 декабря 2005 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года.
Из положений статей 1, 2, 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" следует, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы, а также при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждаются Правительством Российской Федерации. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров осуществляются только в остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением тех случаев, когда согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписание, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и багажа по заказу влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или муниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, к ведению Российской Федерации относит такие государственные полномочия, как регулирование основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, единой системы технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. При этом законом урегулированы основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 20, 23).
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112, устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.
Таким образом изложенное свидетельствует о том, что необходимость заключения договора регулярных перевозок фактически является одной из возможных форм согласования перевозчиком графика и маршрута регулярных перевозок, предусмотренного федеральным законодательством.
Положения оспариваемой статьи Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (ст. 7.5) по утверждению установленного маршрута и расписания движения имеют организационную направленность в целях достижения полноты и ясности административных процедур, связанных с транспортным обслуживанием пассажиров, и конкретизируют предписания, которые установлены в сфере регулирования правоотношений в области безопасности дорожного движения и организации транспортного обслуживания населения федеральным законодательством, а потому не могут рассматриваться правовой основой для установления административной ответственности субъектом Российской Федерации.
При этом, главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за: нарушение правил дорожной безопасности, в том числе и за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, перевозки людей.
Статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в том числе, для предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с вышеуказанным Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) отнесена к лицензируемым видам деятельности (подпункт 24, части 1 статьи 12); одним из основных принципов осуществления лицензирования является установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (статья 3); Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (статья 5).
Постановлением правительства Российской Федерации от 02.04.2012 года № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). (от 30 октября 2006 года № 637), согласно пункту 4 которого установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.
Подпункт "б" пункта 4 Положения к числу лицензионных требований и условий относит выполнение требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, т.е. определяет круг нормативных актов, которые могут устанавливать лицензионные требования и условия в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, соблюдение которого лицензиатом в силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательно, является соблюдение требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п. 4 Положения).
Согласно п. 5 Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются указанным Федеральным законом, а в части не урегулированной данным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливающие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требований к перевозчикам, условия таких перевозок (пункт 1).
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена административная ответственность статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать административную ответственность за нарушение лицензионных требований, поскольку статья 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Из приведенных норм, а также положений статей 1.1, 1.2, 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, одновременно установил объем и пределы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере административной ответственности: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.
Следовательно статья 7.5 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях", которой установлена административная ответственность за осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок с нарушением установленного маршрута, противоречит федеральному законодательству в сфере организации транспортного обслуживания населения и принята с превышением полномочий, поскольку федеральным законодательством уже установлены ограничения в сфере лицензирования, и за их нарушение установлена административная ответственность федеральным законодательством - КоАП РФ.
Правовая норма должна отвечать критерию формальной определенности и согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Из анализа оспариваемой статьи Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях следует, что неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе применения и ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, снижает уровень правовых гарантий граждан, должностных и юридических лиц, предусмотренный федеральным законодательством об административных правонарушениях, что допускает возможность произвольного ее применения, необоснованного привлечения к административной ответственности и нарушению принципа равенства всех перед законом.
То обстоятельство, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и федеральный законодатель предоставляет право субъекту Российской Федерации устанавливать административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, не означает произвольного осуществления субъектом Российской Федерации этих полномочий.
Кроме того, из системного анализа статей 1.3, 1.3.1, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 4.1 - 4.7 КоАП РФ следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на законном основании и в порядке, установленном законом; никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение; применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом, что бесспорно предполагает установление административной ответственности с соблюдением принципа разграничения предмета ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Таким образом, на основании анализа вышеуказанных нормативных правовых актов, судебная коллегия приходит к выводу, что на федеральном уровне урегулированы в комплексе и взаимосвязи вопросы организации транспортного обслуживания, транспортных перевозок и дорожной безопасности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований С.А.В. и признании статьи 7.5 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях" не действующей.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Поскольку оспариваемая норма применялась на территории Нижегородской области и на ее основании были реализованы права граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, суд полагает необходимым признать статью 7.5 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях" не действующей со дня вступления решения в законную силу.
Что же касается утверждений представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Л.С.М. о том, что ссылка заявителя на вышеуказанные нормативные правовые акты Правительства РФ и приказы Минтранса России несостоятельны, поскольку они регулируют иные общественные отношения в области организации маршрутных перевозок, то они не могут быть приняты во внимание, т.к. основаны на неправильном понимании и толковании нормативных правовых актов.
Ссылка представителя Законодательного собрания Нижегородской области на постановление Правительства Нижегородской области от 24.01.2013 № 36, которым принят Порядок формирования сети автобусных маршрутов регулярных перевозок транспортом общего пользования в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Нижегородской области также не может быть принята во внимание, поскольку предметом настоящего дела является проверка соответствия ст. 7.5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях федеральному законодательству.
В то же время обоснованным является утверждение представителя Законодательного собрания Нижегородской области о том, что приказ Минтранса России от 08.01.1997 № 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" признан утратившим силу приказом Минтранса России от 10.04.2013 № 120. Однако это обстоятельство само по себе по настоящему делу с учетом добытых и исследованных доказательств, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления С.А.В.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 251 - 253 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
РЕШИЛА:
Заявление ИП С.А.В. о признании недействующей статьи 7.5 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях" - удовлетворить.
Признать статью 7.5 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях" недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Председательствующий:
Г.И.ДОРОДНОВ
------------------------------------------------------------------