По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства Нижегородской области от 15.02.2013 N 90 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2013 году и на период до 2020 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2013 г. № 90

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ
И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области
от 05.09.2013 № 617, от 30.12.2013 № 1025)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и в целях модернизации системы общего образования на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2013 году и на период до 2020 года.
2. Формирование Комплекса мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2013 году по муниципальным районам, городским округам и общеобразовательным организациям Нижегородской области произвести министерству образования Нижегородской области.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

И.о. Губернатора
В.А.ИВАНОВ





Утвержден
постановлением
Правительства Нижегородской области
от 15 февраля 2013 г. № 90

КОМПЛЕКС МЕР
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области
от 05.09.2013 № 617, от 30.12.2013 № 1025)

I. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации системы
общего образования Нижегородской области в 2012 году

Приоритетным стратегическим направлением деятельности Правительства Нижегородской области на перспективу до 2020 года является формирование конкурентоспособного сектора реальной экономики региона на основе высокотехнологичных производств и развития человеческого капитала. Значимая роль в реализации вышеуказанного стратегического направления отводится системе образования, которая должна обладать современным содержанием, развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть творческий потенциал, реализоваться в социальной деятельности и построении профессиональной карьеры.
В основу модернизационных процессов в региональной системе образования положены содержательные приоритеты, реализуемые в приоритетном национальном проекте "Образование", сформулированные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и нашедшие свое отражение в ведомственной целевой программе "Развитие образования в Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной приказом министерства образования Нижегородской области от 7 сентября 2010 года № 1009 (далее - программа Развития образования Нижегородской области). Комплекс мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2012 году направлен на реализацию целей и задач программы Развития образования Нижегородской области по повышению доступности качественного образования и удовлетворению ожиданий общества и каждого гражданина в сфере образования. Усилия органов, осуществляющих управление в сфере образования, и педагогических коллективов были сосредоточены на реализации приоритетных направлений областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 7 октября 2011 года № 814, по совершенствованию инфраструктуры общеобразовательной системы Нижегородской области. Инфраструктурные изменения были направлены на совершенствование сети учреждений, технологическое обновление, разработку и внедрение в практику новых инструментов регулирования и контроля. Прежде всего, речь идет о государственном (муниципальном) задании на предоставление образовательных услуг, совершенствовании механизмов финансирования учреждений, расширении возможностей информирования населения о деятельности общеобразовательных учреждений.
В 2012 году за счет реконструкции школьных зданий введено 400 ученических мест, обучающиеся из 29 малокомплектных школ, не имеющих соответствующей учебной базы, получили возможность обучаться в базовых школах. Усилия по технологическому обновлению школьной инфраструктуры были направлены на совершенствование информационно-образовательной среды, сохранение здоровья детей, выравнивание условий доступности образования и возможностей развития творческих способностей детей независимо от их места жительства и социально-экономического положения семей. Особое внимание уделялось развитию программ профильного обучения, дополнительного образования, работе с детьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья, мероприятиям по поддержке талантливых детей и молодежи. В 2012 году в рамках формирования региональной системы оценки качества образовательных услуг разработаны концептуальные подходы к формированию системы, внедрена система публичного многофакторного рейтинга результативности образовательных учреждений (далее - ОУ) и муниципальных образовательных систем, изучения мнения потребителей о деятельности учреждений. Реализация основных направлений проекта модернизации в течение года обсуждалась на региональных и межрегиональных конференциях, в которых наряду с педагогическими работниками участвовали представители общественности, некоммерческих организаций, органов исполнительной власти Нижегородской области и местного самоуправления. На конференциях рассматривались вопросы качества образовательных услуг, организации внеурочной деятельности обучающихся, инклюзивного образования, использования информационных и мультимедийных технологий.
Ведущим ресурсом совершенствования работы образовательной системы региона являются педагогические кадры, насколько они будут подготовлены к использованию новой инфраструктуры, настолько изменится качество и результаты образовательного процесса. В течение 2012 года значительное внимание уделялось материальному стимулированию деятельности педагогов и совершенствованию их профессиональной квалификации. В Нижегородской области накоплен значительный опыт индивидуализированных, дистанционных, каскадных форм повышения квалификации специалистов системы их подготовки к внедрению федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), использованию в учебном процессе современных учебных технологий и форм организации образовательной деятельности.
Основные инфраструктурные изменения и социальные эффекты реализации проекта модернизации общеобразовательной системы Нижегородской области представлены в таблицах сравнительных данных за три года.

Наименование показателя
Период
2010
2011
2012
Организационно-сетевые показатели системы образования Нижегородской области:



общеобразовательных учреждений (ед.)
1093
1030
1001
численность обучающихся в них (чел.)
284712
286833
287412
доля учреждений, соответствующих нормам по оснащению учебных кабинетов (%)
38
44
52
доля учреждений, имеющих столовую или буфет (%)
91,7
93
96
доля учреждений, имеющих современные пищеблоки (%)
21
23
44
доля учреждений, имеющих оборудованные медицинские кабинеты (%)
52
56
58
доля учреждений, имеющих спортивные залы (%)
84
86,5
89
доля учреждений, имеющих спортивные залы, оборудованные в соответствии с требованиями (%)
21,5
22
23
уровень обеспеченности школьных библиотек учебной литературой (%)
90
92
96
доля учреждений, имеющих паспорта энергоэффективности (%)

14
45
доля учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется на нормативной основе (%)
100
100
100
доля учреждений, осуществляющих оплату труда на основе региональной отраслевой системы оплаты труда (%)
100
100
100
Педагогические кадры:



количество педагогов, прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком (чел.)

1211
6967
количество педагогов, прошедших аттестацию в дистанционном режиме (чел.)

517
4091
доля учителей школ, использующих проектные формы организации учебной деятельности (%)

42
47
доля учителей, использующих на регулярной основе электронные образовательные ресурсы в учебной деятельности (%)

50
71
доля учителей, повысивших квалификацию (%)
26
34
41
доля учителей, прошедших повышение квалификации по индивидуальным образовательным маршрутам (%)
10,4
12
14,5
количество стажировочных площадок, используемых в повышении квалификации педагогических работников
86
111
169
Информатизация образования:



количество обучающихся на один компьютер (чел.)
13
10
7
доля учреждений, имеющих внутришкольное сетевое пространство (%)
53
57
68
доля учреждений, использующих автоматизированные системы управления (%)
44
63
72
доля учреждений, использующих электронный дневник (%)


88
доля учреждений, использующих электронные образовательные ресурсы на регулярной основе (%)
81
89
96
доля учреждений, использующих дистанционные технологии обучения (%)

9
15
образовательные учреждения, имеющие веб-сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (%)
59
89
100
доля школьных библиотек, предоставляющих возможность работать с электронными ресурсами (%)
56
64
75
доля учреждений, имеющих пропускную способность интернет-трафика (%):



500 Кбит/сек и более
18
47
72
1 мбит/сек и более
4
17
29
количество детей школьного возраста, имеющих ограничение здоровья, и детей-инвалидов, охваченных дистанционным обучением (чел.)
48
198
298

Эффекты результативности образовательной деятельности

Наименование показателя
Период
2010
2011
2012
Организация профильного обучения:



классов третьей ступени
705
717
720
количество обучающихся в них (чел.)
11803
12275
114171
доля от общего количества обучающихся (%)
42,3
40,5
51,4
Средний балл итоговой аттестации в форме ЕГЭ:



Русский язык
58,8
61,2
62,6
Математика
42,7
47
44,1
Обществоведение
55,9
57,4
56,2
Литература
59,9
61,1
64,8
История
48,1
51,3
51,6
Физика
50,4
53,3
48,3
количество выпускников, получивших максимальный результат
28
35
47
Доля участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников (в %):



муниципальный
10,5
32,3
35
региональный
0,37
1,74
2,3
российский
0,04
0,16
0,17
Количество победителей и призеров (чел.)



областной
347
366
427
российский
42
31
34
международный
2

1
Охват обучающихся формами дополнительного образования (% от общего состава)



в общеобразовательных учреждениях
73
73,9
77
в учреждениях дополнительного образования
45
47
49
Здоровьесберегающая деятельность:



доля обучающихся, охваченных горячим питанием (%)
75
76
80,5
доля учреждений, имеющих в учебном плане 3 урока физической культуры (%)

35
38
доля обучающихся в кружках (секциях) спортивно-оздоровительной направленности (%)

21,2
24,1
доля обучающихся 5 - 11 классов, принявших участие во Всероссийских спортивных играх школьников "Президентские спортивные игры"


70
количество общеобразовательных учреждений, реализующих комплексную модель "Школа здоровья"
302
306
320
доля обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальным группам (%)
4,6
4,2
4,07
Предоставление государственных услуг в электронном виде:



доля семей, пользующихся электронным ресурсом "Электронный дневник" (%)


41,7
доля учреждений, предоставляющих информацию о деятельности учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (%)
56
81
94

Результаты международных исследований качества образования:

1. Сравнительная динамика средних результатов тестирования по математике и естествознанию в 4 классах в ОУ Нижегородской области в исследованиях TIMSS.

График не приводится.

В 2011 году результаты нижегородских школьников превысили как среднероссийские, так и международные значения.
2. Сравнительная динамика средних результатов тестирования по математике и естествознанию в 8 классах в ОУ Нижегородской области в исследованиях TIMSS.

График не приводится.

К 2011 году показатель математической и естественнонаучной подготовки в 8 классах стал выше среднего международного показателя, но пока ниже среднего по России.
3. Динамика средних показателей качества чтения и понимания текста обучающихся 4 классов Нижегородской области в международном исследовании PIRLS.

График не приводится.

Результаты исследования в нижегородских ОУ в 2001 и 2006 годах в среднем соизмеримы со среднероссийскими и существенно выше международного показателя. В 2011 году показатель по нижегородским школам значительно превысил как средний показатель по России, так и средний международный показатель.
4. Сравнительная динамика средних показателей функциональной грамотности нижегородских обучающихся 15-летнего возраста, участвовавших в исследовании PISA.

Математическая грамотность

Представленные данные международных исследований показывают устойчивую динамику роста математической, естественнонаучной и читательской грамотности в нижегородских школах. В 2012 году ситуация изменилась, по всем видам функциональной грамотности нижегородские школьники показали результаты, превышающие среднероссийские. Однако, представленные результаты пока отстают от уровня результатов обучающихся из развитых стран, принимавших участие в исследовании.

График не приводится.

Естественнонаучная грамотность

График не приводится.

Читательская компетентность

График не приводится.

Результаты региональных социологических исследований
удовлетворенности родителей деятельностью
общеобразовательных учреждений
(в исследовании участвовало более 4500 респондентов)

Ранг
Показатель
Согласны, совершенно согласны (%)
1
Высококвалифицированные и отзывчивые учителя
86
2
Высокий уровень образования в начальной школе
83
3
Школа дает хорошее среднее образование
80
4
Устраивает режим организации обучения
78
5
Высокий уровень предметной подготовки в 10 - 11 классах
76
6
Квалифицированные директор и его заместители
75
7
Устраивает организация воспитательного процесса
70
8
Доступно и широко информируют о работе школы
66
9
Хороший социально-психологический климат
65
10
Высокий уровень образования в 5 - 9 классах
64
11
Эффективно работает Совет школы (попечительский, родительский, управляющий)
56
12
Современное материально-техническое оснащение школы
55
13
Разнообразная и доступная система дополнительного образования
48
14
Устраивает качество питания в школьной столовой
44
15
Обеспечен высокий уровень безопасности детей
42
16
Большое внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья учеников
40
17
Хорошо организовано медицинское обслуживание
34
18
Эффективно организована работа по профилактике правонарушений среди подростков
33
19
Наличие разнообразных возможностей развития одаренных детей
28
20
Насыщенность учебного процесса разнообразными формами образования (индивидуальные, дистанционные, проектные и другие)
25

Представленные статистические, мониторинговые и социологические данные позволяют судить о положительной динамике развития общеобразовательной системы Нижегородской области по всем приоритетным направлениям государственной образовательной политики. В ряду проблемных вопросов необходимо отметить разработку региональной системы оценки качества образовательных услуг. В 2012 году удалось сформировать концептуальные подходы к формированию региональной системы оценки качества образовательных услуг, внедрить эпизодические механизмы данной системы дополнительно к институциализированным государственным формам (итоговая аттестация выпускников, аккредитация ОУ, лицензирование ОУ), такие как публичный рейтинг достижений образовательных учреждений, социологические исследования родительской общественности. Наибольшие затруднения вызывает процедура оценки личностного развития выпускников. Также в 2013 году необходимо сосредоточить внимание на дальнейшем развитии системы работы с одаренными детьми, развитии профильного обучения и использовании информационных технологий для индивидуализации образовательной деятельности обучающихся.
В качестве эффективного опыта изменений в деятельности образовательной системы Нижегородской области для тиражирования считаем возможным предложить автоматизированную систему аттестации педагогических работников в очном и дистанционном режиме, систему формирования публичного многофакторного рейтинга результативности образовательных учреждений, систему организации конкурсных процедур в рамках приоритетного национального проекта "Образование", системную модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Значения показателей результативности предоставления
субсидии Нижегородской области на конец 2011 года

таблица 1

№ п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значение показателя результативности предоставления субсидии
План
Факт
1.
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Нижегородской области за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Нижегородской области за 1 квартал 2011 года (проценты)
100
109
2.
Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников (проценты)
10,6
10,7
2.1.
Начальное общее образование (проценты)
26,0
26,3
2.2.
Основное общее образование (проценты)
0
0
2.3.
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
0
3.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
6,0
6,0
4.
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей (проценты)
10,0
10,1
5.
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
10,0
10,4
6.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
Положительная
Положительная

Значения показателей результативности предоставления
субсидии Нижегородской области на конец 2012 года

таблица 2

№ п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значение показателя результативности предоставления субсидии
План
Факт
1.
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Нижегородской области за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Нижегородской области в прошлом году (проценты)
100
112
2.
Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников (проценты)
21,1
21,1
2.1.
Начальное общее образование (проценты)
52,7
52,7
2.2.
Основное общее образование (проценты)
0
0
2.3.
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
0
3.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
11,5
13,2
4.
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты)
48,2
48,2
5.
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
12,5
15
6.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
Положительная
Положительная

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер
по модернизации системы общего образования
Нижегородской области в 2012 году

таблица 3

№ п/п
Мероприятие
Объемы финансирования, тысяч рублей
Всего
В том числе
Федеральный бюджет (субсидия)
Бюджет Нижегородской области
Всего
Областной бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
1
Приобретение оборудования, в том числе:
695 300,411
695 180,965
673 619,609
673 523,187
21 680,802
21 657,778
21 680,802
21 657,778
0,0
0,0
0,0
0,0
1.1
Учебно-лабораторное оборудование
216 889,575
216 889,491
214 521,620
214 521,536
2 367,955
2 367,955
2 367,955
2 367,955
0,0
0,0
0,0
0,0
1.2
Учебно-производственное оборудование
66 719,808
66 600,638
61 148,244
61 052,087
5 571,564
5 548,551
5 571,564
5 548,551
0,0
0,0
0,0
0,0
1.3
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений
47 160,302
47 160,302
42 293,650
42 293,650
4 866,652
4 866,652
4 866,652
4 866,652
0,0
0,0
0,0
0,0
1.4
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений
3 272,719
3 272,719
3 272,719
3 272,719
0
0
0
0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.5
Компьютерное оборудование
223 603,865
223 603,684
221 186,557
221 186,376
2 417,308
2 417,308
2 417,308
2 417,308
0,0
0,0
0,0
0,0
1.6
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся
5 786,778
5 786,778
5 143,730
5 143,730
643,048
643,048
643,048
643,048
0,0
0,0
0,0
0,0
1.7
Оборудование для школьных столовых
131 867,364
131 867,353
126 053,089
126 053,089
5 814,275
5 814,264
5 814,275
5 814,264
0,0
0,0
0,0
0,0
1.8
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся
0
0
0
0
0
0
0
0
0,0
0,0
0,0
0,0
2
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся
86 579,063
86 579,063
85 318,430
85 318,430
1 260,633
1 260,633
1 260,633
1 260,633
0,0
0,0
0,0
0,0
3
Пополнение фондов школьных библиотек
202 109,009
202 109,009
139 330,065
139 330,065
62 778,944
62 778,944
62 778,944
62 778,944
0,0
0,0
0,0
0,0
4
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)
107 549,145
107 548,976
107 126,928
107 126,759
422,217
422,217
422,217
422,217
0,0
0,0
0,0
0,0
5
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей
16 232,07
16 232,07
15 861,870
15 861,870
370,200
370,200
370,200
370,200
0,0
0,0
0,0
0,0
6
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:
24 270,119
24 270,119
14 461,702
14 461,702
9 808,417
9 808,417
9 808,417
9 808,417
0,0
0,0
0,0
0,0
6.1
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика
11 937,326
11 937,326
11 270,909
11 270,909
666,417
666,417
666,417
666,417
0,0
0,0
0,0
0,0
6.2
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
12 332,793
12 332,793
3 190,793
3 190,793
9 142,000
9 142,000
9 142,000
9 142,000
0,0
0,0
0,0
0,0
7
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
71 166,986
71 166,986
35 282,032
35 282,032
35 884,954
35 884,954
35 884,954
35 884,954
0,0
0,0
0,0
0,0
8
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений
47 717,931
47 717,804
19 216,364
19 216,341
28 501,567
28 501,463
2 539,833
2 539,833
25 961,734
25 961,630
0,0
0,0
9
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Итого
1 250 924,734
1 250 804,992
1 090 217,000
1 090 120,386
160 707,734
160 684,606
134 746,000
134 722,976
25 961,734
25 961,630
0,0
0,0

II. Меры по модернизации системы общего образования
Нижегородской области в 2013 году

В 2013 году основные направления проекта модернизации системы общего образования Нижегородской области будут сосредоточены на реализации целей и задач программы Развития образования Нижегородской области и стратегических направлений развития национальной системы образования, обозначенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р. Наряду с социально значимыми задачами: обеспечение доступного качественного образования, создание условий для внедрения ФГОС, реализация творческого потенциала личности, реализация социализационного потенциала системы образования в складывающихся социально-экономических условиях присутствуют и внутриотраслевые проблемы: обеспечение условий развития самостоятельности и открытости деятельности образовательных организаций, укрепление профессионализма кадрового потенциала системы, расширение практики применения современных форм и технологий образовательной деятельности.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Норматив финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования внедрен в практику с 2009 года, созданы условия равного доступа к бюджетным средствам образовательных организаций разных организационно-правовых форм (Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 145-З "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в области общего образования").
В 2012 году разработана единая методика и электронная платформа расчета стоимости образовательной услуги в рамках государственного (муниципального) задания на получение общего среднего (полного) образования.

С 2009 года оплата труда работников общеобразовательных организаций осуществляется в рамках региональной отраслевой системы оплаты труда, сформированной на основе положений модельной методики, рекомендованной письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2006 года № АФ-213/03. Однако изменения организации образовательной деятельности, связанные с внедрением ФГОС, расширением открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций, требуют совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы оплаты труда. В 2013 году предполагается разработать и утвердить примерное положение о стимулировании труда в общеобразовательных организациях, акцентировав критериальные приоритеты на использовании современных форм и технологий образовательной деятельности, результатах педагогической деятельности в соответствии с ФГОС, а также механизмах формирования систем стимулирования в общеобразовательных организациях и распределения средств стимулирующей части фонда оплаты труда.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
В Нижегородской области в 2013 году продолжают реализовываться областные целевые программы в целях привлечения и закрепления молодых педагогических работников в общеобразовательных организациях.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Областная целевая программа "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011 - 2023 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 13 сентября 2010 года № 603, предусматривает социальную поддержку в форме социальной выплаты молодым специалистам на погашение кредита и процентов по нему на строительство или приобретение жилья, на приобретение транспортных средств и предварительные расходы на получение кредита (разовые затраты на начальном этапе), предоставленного в 2011 - 2013 годах.
Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области с использованием ипотечного кредита на 2012 - 2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 18 мая 2012 года № 283, предусматривает социальную поддержку в форме разовой выплаты на начальном этапе на расходы, связанные с предоставлением молодым педагогическим работникам ипотечного кредита (займа), в размере 20 процентов от суммы ипотечного кредита (займа) с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Наряду с расширением мер материального стимулирования педагогических работников, профессиональных конкурсных процедур реализуется вариативная система совершенствования профессиональной квалификации педагогических работников. Разумное сочетание финансирования образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализующих задачи государственной образовательной политики на основе государственного заказа и программ, направленных на ликвидацию профессиональных дефицитов конкретных педагогов, педагогических коллективов, переданных в рамках средств нормативного финансирования общеобразовательных школ Нижегородской области. Уже в 2012 году более 40% педагогических работников участвовали в программах повышения квалификации на договорной основе с организациями повышения квалификации, высшими учебными заведениями, федеральными стажировочными площадками не только Нижегородской области, но и других субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что вариативность профессионального совершенствования педагогов касается не только финансовых механизмов, но и требований к организации образовательного процесса. Сегодня педагогам Нижегородской области предлагаются многообразие моделей организации их образовательной деятельности, включая индивидуальные, накопительные, каскадные, корпоративные, дистанционные, проектно-развивающие и так далее. Представленная практика организации повышения квалификации зарекомендовала себя в условиях динамичных изменений организации деятельности общеобразовательных организаций, содержательного и технологического совершенствования образовательного процесса. Особое внимание в совершенствовании квалификации педагогических работников, руководителей общеобразовательных организаций уделяется вопросам подготовки к внедрению ФГОС, по итогам 2012 года 48,2% педагогических работников прошли такую подготовку, в 2013 году предполагается участие 20% педагогических работников в образовательных программах, посвященных тематике ФГОС. Итог работы 2013 года - повышение квалификации для работы по ФГОС 100% педагогических работников начальной школы и 90% педагогических работников основной школы.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Для современного этапа развития общественного участия в управлении образовательными организациями характерна проблема декларативности, поскольку закрепление форм и содержания участия органов самоуправления организаций присутствует в локальных актах всех организаций и вполне проверяемо. Для активизации и содержательного участия в управлении образовательными организациями родительской общественности, органов самоуправления, а также реализации положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р о предоставлении населению государственных и муниципальных услуг в электронном виде в 2013 году будет создан единый региональный отраслевой сервер. Информационное пространство регионального сервера объединит сайты всех общеобразовательных организаций и позволит регламентировать и контролировать динамику их наполнения в части деятельности органов общественного самоуправления, систем стимулирования работников организаций, публичных отчетов о деятельности организаций, позволит минимизировать объем отчетности, предоставляемой общеобразовательными организацими с учетом рекомендаций, данных Минобрнауки России. Создание единой отраслевой информационной системы позволит обеспечить доступность любому жителю Нижегородской области к информации о деятельности образовательных организаций, упростит процедуру пользования электронными дневниками родителям обучающихся.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Создание регионального отраслевого сервера направлено и на решение других задач проекта модернизации. Создание портала "Одаренные дети" позволит аккумулировать и распространять лучшие практики организации работы с детьми, имеющими творческую одаренность, организовать сетевое взаимодействие педагогов, психологов по обсуждению и разработке проблем работы с творческой одаренностью, объединить усилия школ и организаций высшего профессионального образования.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Одним из ключевых направлений развития общеобразовательной системы является индивидуализация образовательной деятельности обучающихся в зависимости от склонностей и возможностей. В условиях классно-урочной системы обучения эффективным механизмом индивидуализации учебной деятельности являются дистанционные образовательные технологии. Сегодня доля школ, использующих дистанционное обучение, невелика (15%), и динамика их внедрения низкая, но данная динамика обусловлена сложностью процесса разработки содержательного контента учебных курсов отдельно взятым педагогическим работником, адаптацией соответствующего программного обеспечения, например система дистанционного обучения Moodle. Объединение усилий педагогических работников-предметников разных школ в разработке содержательного контента дистанционных учебных курсов разного уровня сложности, вариантов проектных заданий по предмету и обеспечение доступности школ к соответствующему программному обеспечению также является задачей регионального отраслевого сервера. Корпоративная работа педагогов-предметников по разработке дистанционных учебных курсов позволит ускорить внедрение дистанционных технологий в образовательную деятельность организаций и увеличить долю школ, использующих дистанционное обучение до 20 процентов. Также необходимо отметить, что пока не во всех общеобразовательных организаций информационно-образовательная среда, мультимедийные и цифровые средства обучения позволяют активно и систематически использовать информационно-коммуникационные технологии в организации проектной, исследовательской деятельности обучающихся и индивидуальных форм учебной деятельности.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
В 2013 году возможность обучения по индивидуальному учебному плану (профилю обучения), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будет обеспечена 100% учащихся старших классов общеобразовательных организаций, расположенных в городской местности, и каждому второму ученику старших классов общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Обеспечение общеобразовательных организаций мультимедийным, цифровым оборудованием, расширение пропускной способности каналов связи будет одним из приоритетов проекта модернизации 2013 года. Начальные классы всех общеобразовательных школ в 2013 году укомплектованы комплектами мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Актуальность приоритета данного направления также обусловлена совершенствованием учебной базы школ в соответствии с ФГОС.
Современная информационная инфраструктура школы не представляется без библиотеки с хорошо подобранной художественной и учебной литературой, без цифровых учебных и развивающих материалов и прежде всего учебников и учебной литературы в соответствии с ФГОС. Одним из приоритетов государственной образовательной политики Правительства Нижегородской области является обеспечение каждого школьника бесплатным комплектом учебников. В соответствии с Законом Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 145-З "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в области общего образования" не менее 2% средств нормативного финансирования школ направляются на приобретение учебников и учебных материалов, что ежегодно составляет порядка 200 млн рублей. В 2013 году 100% детей, обучающихся в общеобразовательных организациях Нижегородской области, будут обеспечены бесплатными учебниками в соответствии с реализуемыми образовательными программами.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Современные представления о качестве образовательных услуг не ограничиваются достижениями учебной деятельности обучающихся, а рассматривают процесс социализации во всем его многообразии, с точки зрения приобщения подрастающего человека к социальной культуре, равенства возможностей и условий. Активно совершенствуя условия учебного процесса, региональными органами, осуществляющими управление в сфере образования, большое внимание уделяется вопросам развития материально-технической базы образовательных организаций, созданию в школах комфортных условий для детей. Все школы Нижегородской области обеспечены системами водоснабжения, оборудованы туалетами в соответствии с санитарными нормами и требованиями.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Учитывая демографические изменения, на основе перспективного плана формирования сети общеобразовательных организаций Нижегородской области продолжится работа по реструктуризации школ. Сегодня практически 100% базовых школ обеспечены автотранспортом для подвоза обучающихся из отдаленных населенных пунктов в базовые школы, однако часть автотранспорта выработала ресурс безопасного использования, часть не соответствует современным требованиям безопасности перевозки детей. В 2012 году на закупку школьных автобусов направлено 86,6 млн руб.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
В 2013 году 100% базовых школ будут обеспечены школьными автобусами и организован безопасный подвоз учащихся из отдаленных населенных пунктов в базовые школы (в соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 года № 2).
Реализация в 2013 году мероприятий по модернизации системы общего образования Нижегородской области (приложение 1) позволит сделать образовательное пространство Нижегородской области более прозрачным для населения Нижегородской области и понятным для образовательных организаций.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Необходимо отметить, что в Нижегородской области уделяется большое внимание сохранению малокомплектных школ. Ежегодно распоряжением Правительства Нижегородской области утверждается перечень общеобразовательных организаций, финансирование которых производится по отдельному нормативу, не зависящему от числа обучающихся (статья 41 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"): в 2011 году - 61 организация, в 2012 году - 127 организаций, в 2013 году - 221 организация.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)

Значения показателей результативности предоставления
субсидии Нижегородской области на конец 2013 года

таблица 4

N
п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значение показателя результативности предоставления субсидии на
конец 2013 года
1.
Соотношение среднемесячной годовой заработной платы педагогических работников в Нижегородской области за 2013 год и среднемесячной годовой заработной платы работников в целом по экономике Нижегородской области за аналогичный период (проценты)
100
2.
Доля школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников (проценты)
29
2.1.
Начальное общее образование (проценты)
70,5
2.2.
Основное общее образование (проценты)
0
2.3.
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
3.
Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
33,2
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
4.
Доля педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных организаций (проценты)
68,2
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
5.
Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных организаций (проценты)
20
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
6.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
Положительная

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" с января 2013 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций Нижегородской области доводится до средней заработной платы в Нижегородской области за 2013 год (по прогнозу она составит 24053 рубля) (приложение 2). Повышение зарплаты педагогических работников с 1 января 2013 года составит 29,6%.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер
по модернизации системы общего образования
Нижегородской области в 2013 году
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области
от 30.12.2013 № 1025)

Таблица 5

№ п/п
Мероприятие
Объемы финансирования, тысяч рублей
Всего
В том числе
Федеральный бюджет (субсидия)
Бюджет Нижегородской области
Всего
Областной бюджет
Местные бюджеты
Внебюджетные источники
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Приобретение оборудования, в том числе:
460261,95
460261,95
0
0
0
0
1.1.
Учебное, учебно-лабораторное оборудование
187666,26
187666,26
0
0
0
0
1.2.
Учебно-производственное оборудование
44411,25
44411,25
0
0
0
0
1.3.
Спортивное оборудование для общеобразовательных организаций
0
0
0
0
0
0
1.4.
Спортивный инвентарь для общеобразовательных организаций
0
0
0
0
0
0
1.5.
Компьютерное оборудование
183116,87
183116,87
0
0
0
0
1.6.
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся
339,95
339,95
0
0
0
0
1.7.
Оборудование для школьных столовых
44727,62
44727,62
0
0
0
0
1.8.
Оборудование для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся
0
0
0
0
0
0
2.
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся
102626,41
102167,91
458,5
0
458,5
0
3.
Пополнение фондов школьных библиотек
208009,38
121203,38
86806,0
86806,0
0
0
4.
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)
0
0
0
0
0
0
5.
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций
4812,23
4812,23
0
0
0
0
6.
Модернизация общеобразовательных организаций путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:
13893,53
13893,53
0
0
0
0
6.1.
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика
0
0
0
0
0
0
6.2.
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
13893,53
13893,53
0
0
0
0
7.
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
0
0
0
0
0
0
8.
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций
0
0
0
0
0
0
9.
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных организаций
0
0
0
0
0
0
Итого
789603,5
702339,0
87264,5
86806,0
458,5
0

III. Основные направления модернизации системы
общего образования Нижегородской области
на период до 2020 года

В основе организации деятельности исполнительных органов власти Нижегородской области лежит программно-целевой подход. 2013 год является завершающим в реализации задач программы Развития образования Нижегородской области. Для определения региональной государственной образовательной политики на ближайшие пять лет предстоит разработать новую стратегию с учетом изменений федеральной государственной политики в области образования и прежде всего положений, изложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р. Условия динамичных изменений социальной и экономической жизни общества, прежде всего, предопределяют постоянную готовность образовательной системы к саморазвитию, автономно на каждом уровне своей деятельности компетентно отвечать запросам социума и каждого гражданина. Переход системы в такой режим деятельности, прежде всего, требует наращивания профессионализма кадрового потенциала системы. Постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров на основе развития механизмов стимулирования качества профессиональной деятельности, расширения спектра возможностей совершенствования профессионального мастерства педагогов, привлечения молодых специалистов будет являться одним из ведущих приоритетов новой программы развития образования Нижегородской области. Наиболее эффективными формами подготовки специалистов к работе в новых условиях являются стажировочные площадки эффективного педагогического опыта. Данная форма совершенствования профессионального мастерства признается как работающими педагогами, так и молодыми специалистами и помогает на практике познакомиться с реалиями образовательной деятельности.
Вторым не менее значимым направлением обновления деятельности региональной системы представляется доступность руководителям, педагогам, общественности достижений эффективно работающих организаций образования на основе открытости их деятельности в информационном пространстве, стимулирование инновационных подходов к организации школьных систем (авторские школы, внутришкольные центры по направлениям деятельности).
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)
Ключевым направлением программы развития образования Нижегородской области на ближайшие пять лет будет являться сохранение и развитие тенденции по обеспечению доступного, качественного и разностороннего образования. Наряду с повышением качества услуг действующей сети общеобразовательных организаций, предполагается уделить внимание развитию организаций дополнительного образования детей, их интеграции с общеобразовательными организациями, стимулировать родительскую общественность для совместного участия в организации разнообразных форм занятий с детьми в целях развития их творческих способностей. Создание условий для всестороннего удовлетворения запросов социума на развитие творческих способностей детей и молодежи осуществить силами только существующей сети бюджетных организаций не представляется возможным. В связи с чем предстоит разработать нормативно-правовое обеспечение регулирования участия негосударственных организаций в процессе социализации подрастающего поколения. Создавая условия для занятия продуктивной творческой деятельностью детей, необходимо определить и меры по самореализации на основе системы конкурсов, соревнований, публичного представления достижений обучающихся.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2013 № 617)





Приложение 1
к Комплексу мер
по модернизации системы общего образования
Нижегородской области в 2013 году
и на период до 2020 года

ПЛАН-ГРАФИК
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2013 ГОДУ ПО КВАРТАЛАМ

№ п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации мероприятия
Исполнители
I квартал 2013 года
II квартал 2013 года
III квартал 2013 года
IV квартал 2013 года
1
Разработка Комплекса мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2013 году
январь



Министерство образования Нижегородской области
2
Представление Комплекса мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2013 году на утверждение Правительству Нижегородской области
февраль



Министерство образования Нижегородской области
3
Проведение работы по внесению изменений в Закон Нижегородской области от 17 декабря 2012 года № 164-З "Об областном бюджете на 2013 год" в целях обеспечения софинансирования мероприятий по модернизации региональной системы общего образования за счет областного бюджета
февраль



Министерство финансов Нижегородской области, министерство образования Нижегородской области
4
Разработка детальных планов закупок, аттестации учителей, обучения учителей и управленцев, привлечения молодых педагогов, развития школьной сети путем создания базовых школ с сетью филиалов и обсуждение этих планов с педагогической общественностью
январь - февраль



Министерство образования Нижегородской области, органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) (при условии участия), государственные и муниципальные учреждения (по согласованию)
5
Подготовка к принятию плана-графика реализации мероприятий по модернизации системы общего образования Нижегородской области, включая графики повышения заработной платы учителей
февраль



Министерство образования Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области
6
Обучающие семинары директоров школ и специалистов органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, и школ
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
Министерство образования Нижегородской области, ОМСУ, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (по согласованию)
7
Обсуждение положений проекта на августовских педагогических совещаниях


сентябрь

Министерство образования Нижегородской области, органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов (далее - органы управления образованием) (при условии участия)
8
Проведение тарификации учителей по новым правилам


сентябрь

Министерство образования Нижегородской области, органы управления образованием (при условии участия), руководители учреждений (по согласованию)
9
Создание детальных планов изменений школьной сети, создание базовых школ и филиалов на 2014 год

апрель - май


Министерство образования Нижегородской области, органы управления образованием (по согласованию), руководители учреждений (по согласованию)
10
Обучение учителей использованию современных образовательных технологий
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
Министерство образования Нижегородской области
11
Освещение муниципальными СМИ закупок автотранспорта и оборудования
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
ОМСУ (при условии участия)
12
Подготовка и представление в Минобрнауки России отчетов по реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2013 году и на период до 2020 года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
Министерство образования Нижегородской области





Приложение 2
к Комплексу мер
по модернизации системы общего образования
Нижегородской области в 2013 году
и на период до 2020 года

ПЛАН-ГРАФИК
ПОВЫШЕНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Наименование показателя
I квартал 2013 года
II квартал 2013 года
III квартал 2013 года
IV квартал 2013 года
Размер фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Нижегородской области, рублей
1887500000
1887500000
1887500000
1887500000
Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Нижегородской области по отношению к его значению в предыдущем квартале, %
16
0
0
0


------------------------------------------------------------------