По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского УФАС России от 16.10.2013 по делу N 964-ФАС52-07/13 <О нарушении законодательства о рекламе>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу № 964-ФАС52-07/13

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 октября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя
управления;

Швецова О.Ю. - член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых
рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля
финансовых рынков, рекламы и недобросовестной
конкуренции,

рассмотрев дело № 964-ФАС52-07/13, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "А" (<...>, г. Н.Новгород, <...>) по материалам, поступившим из <...> УФАС России (<...>, г. <...>) по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в отсутствие представителя ответчика,

установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 26.08.2013 г. поступили материалы проверки <...> УФАС России по факту распространения Федеральным государственным унитарным предприятием "В" (далее - ФГУП "В") рекламы продукта "Ал" в региональном эфире радиоканала "Р" (филиал ФГУП "В" ГТРК "И") на территории <...> области в июле 2013 года, содержащей признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
<...> УФАС России рассмотрено дело № 06-10.1/71-2013 по факту распространения в июне 2013 года рекламы продукта "Ал" в региональном эфире ФГУП "В" радиоканала "Р" на территории <...> области. Решением от 20.08.2013 г. Комиссия <...> УФАС России признала ненадлежащей рекламу продукта диетического (лечебного и профилактического) питания "Ал", распространенную ФГУП "В" в региональном эфире радиоканала "Р" (филиал ФГУП "В" ГТРК "И") на территории <...> области в июле 2013 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а также решила передать материалы дела в Нижегородское УФАС России для возбуждения дела в отношении ООО "А".
В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 03 сентября 2013 года вынесло Определение о возбуждении дела № 764-ФАС52-07/13 по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "А".
Рассмотрение дела по существу состоялось 10.10.2013 г. ООО "А" направило ходатайство от 07.10.2013 г. о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
Изучив материалы дела, представленные документы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В период с 10.06.2013 г. по 29.06.2013 г. в региональном эфире "Р" ФГУП "В" ГТРК "И" транслировалась информационно-тематическая программа, представляющая собой рекламу продукта "Ал".
В рекламной программе, распространенной в радиоэфире, рассказывалось о продукте "Ал", о его составе, свойствах, о том, какой положительный эффект оказывают отдельные составляющие продукта на конкретные системы организма и органы человека при нарушении их деятельности (гипертония, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, полиартрит): "Имеет поистине уникальный состав. Так, например, полисульфатный сахарид фукаидан способствует восстановлению активности иммунных клеток. В комплексе с ламинарином фукаидан способствует разжижению крови, приостанавливает процесс тромбообразования. Со всеми теми процессами, которые происходят во время стресса, способны бороться ламинарин и фукаидан... Недостаточное содержание в организме ионов магния и калия приводят к аритмии и инфаркту. Ал является естественным источником ионов калия и магния... Альгинаты Ал обладают мощными инторсобентными свойствами: они выводят из организма лишний холестерин. Ценный полисахарид ламинарин входит в состав Ал... Данный полисахарид способствует восстановлению эластичности сосудов, заживляет микротрещинки и останавливает процесс тромобообразования. В целом помогает держать наши сосуды здоровыми и в тонусе, вопреки генетической предрасположенности. Эффективный иммуномодулятор - микроэлемент селен. Установлено, что при достаточном количестве в организме Селена иммунные клетки омолаживаются и активно борются с вирусами и бактериями. Селен необходим нам в органической форме, именно в этом случае он легко усваивается. Ал - источник живого природного селена...".
В передаче сообщался номер телефона, по которому можно заказать продукт и получить бесплатную консультацию специалиста. Рекламный ролик представлен в материалы дела <...> УФАС России и ООО "А".
Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламное сообщение направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ООО "А", и к реализуемому обществом товару - продукту "Ал".
Рекламное сообщение свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей рекламы к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие на организм человека.
Между тем Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдано свидетельство о государственной регистрации № <...> от 23.11.2011 на продукцию "Л "Ал" для диетического (лечебного и профилактического) питания", подтверждающее государственную регистрацию, внесение в реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешение для производства, реализации и использования в качестве продукта диетического (лечебного и профилактического) питания (дополнительного источника пищевых волокон (альгинатов), микроэлементов и йода в органической форме) для профилактики недостаточности йода, улучшения функции пищеварительной системы и нормализации процессов углеводного и жирового обмена. Продукт также имеет сертификат соответствия № <...> сроком действия с 07.12.2012 г. по 06.12.2013 г.
Таким образом, продукт "Ал", зарегистрированный как пищевой продукт, не является лекарственным средством, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.10.2012 № 428н утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Между тем установлено, что продукт "Л "Ал", производится из морских водорослей для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу. Как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован. Данный факт также установлен решением Комиссии <...> УФАС России от 20.08.2013 г.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Поскольку продукт "Л "Ал" лекарственным средством не является, то это исключает возможность указания в рекламе на его лечебные свойства, в том числе профилактические.
Следовательно, рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламное сообщение распространялось в региональном эфире ФГУП "В" радиоканала "Р" на территории <...> области на основании договора от 06.06.2013 г. № <...>, заключенного между ФГУП "В" и ООО "А". Согласно графику размещения тематических программ, являющейся приложением № 1 к договору от 06.06.2013 г., реклама продукта "Ал" выходила в эфир в период с 10.06.2013 г. по 29.06.2013 г. длительностью 20 минут. В материалах проверки имеется акт об оказании услуг от 29.06.2013 г.
Таким образом, рекламодателем рекламных сообщений "Ал" является ООО "А".
Следовательно, реклама ООО "А" противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ООО "А", распространенная в период с 10.06.2013 г. по 29.06.2013 г. в региональном эфире "Р" ФГУП "В" ГТРК "И", является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В связи с отсутствием сведений о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия Нижегородского УФАС России принимает решение о выдаче предписания о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "А", распространенную в период с 10.06.2013 г. по 29.06.2013 г. в региональном эфире "Р" ФГУП "В" ГТРК "И", поскольку она противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "А" предписание об устранении выявленного нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
С.В.СМИРНОВ

Члены Комиссии
О.Ю.ШВЕЦОВА
Н.В.МИХАЙЛОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу № 964-ФАС52-07/13-01

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя
управления;

Швецова О.Ю. - член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых
рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

Михайлова Н.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела
контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной
конкуренции,

на основании своего Решения от 16.10.2013 г. по делу № 964-ФАС52-07/13 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной обществом с ограниченной ответственностью "А" (г. Нижний Новгород, <...>), поскольку она противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,

предписывает:

1. ООО "А" в срок до 11 ноября 2013 года прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: не указывать в рекламном сообщении продукта "Ал" на лечебное воздействие на организм человека данного пищевого продукта и его компонентов.
2. ООО "А" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 12 ноября 2013 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации

Председатель Комиссии
С.В.СМИРНОВ

Члены комиссии
О.Ю.ШВЕЦОВА
Н.В.МИХАЙЛОВА


------------------------------------------------------------------