По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации Навашинского района от 29.10.2013 N 328 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса Навашинского района Нижегородской области на 2014 - 2020 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ НАВАШИНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. № 328

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НАВАШИНСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

В соответствии с Законом Нижегородской области от 11 ноября 2005 года № 176-З "О наделении органов местного самоуправления Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства", в целях создания условий для развития агропромышленного комплекса Навашинского муниципального района Администрация Навашинского района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие агропромышленного комплекса Навашинского района Нижегородской области на 2014 - 2020 годы".
2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Приокская правда".
3. Постановление Администрации Навашинского района от 28.06.2013 № 173 "Об утверждении районной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Навашинского района Нижегородской области на 2013 - 2020 годы" признать утратившим силу с 1 января 2014 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления сельского хозяйства Администрации Навашинского района А.В. Малышева.

И.о. главы администрации
И.В.ПАВЛОВСКИЙ





Утверждена
постановлением
Администрации Навашинского района
от 29.10.2013 № 328

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НАВАШИНСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

(далее - Программа)

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1.1. Наименование Районная целевая программа "Развитие агропромышленного
Программы комплекса Навашинского района Нижегородской области на
2013 - 2020 годы"

1.2. Основание для Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от
разработки 29.12.2006 № 264-ФЗ
Программы Доктрина продовольственной безопасности Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской
Федерации от 30.01.2010 № 120
Государственная программа развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации
от 14.07.2012 № 717
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17.11.2008 № 1662-р
Областная целевая программа "Развитие
агропромышленного комплекса Нижегородской области на
2013 - 2020 годы"

1.3. Администрация Навашинского района Нижегородской
Государственный области
заказчик Программы

1.4. Основные Управление сельского хозяйства Администрации
разработчики Навашинского района Нижегородской области
Программы

1.5. Основная цель Обеспечение населения района высококачественными
(цели) Программы продуктами питания;
создание условий для повышения конкурентоспособности
сельскохозяйственной продукции на основе
инновационного развития агропромышленного комплекса
(далее - АПК) Навашинского района;
создание условий для устойчивого развития сельских
территорий;
создание условий для сохранения и повышение
эффективности использования в сельском хозяйстве
земельных и других ресурсов

1.6. Основные Стимулирование роста объемов производства
задачи Программы сельскохозяйственной продукции;
создание условий для повышения эффективности
производства основных видов пищевых продуктов;
развитие малых форм хозяйствования и кооперации;
укрепление финансово-экономического состояния
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
стимулирование инновационной деятельности и
инновационного развития АПК;
поддержка развития производственной инфраструктуры,
технического и технологического потенциала АПК;
повышение качества жизни сельского населения;
формирование кадрового потенциала АПК в Навашинском
районе;
создание условий для сохранения и восстановления
плодородия почв и повышение эффективности земель
сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиорации земель сельскохозяйственного
назначения

1.7. Сроки и этапы Сроки реализации Программы - 2014 - 2020 годы.
реализации Программа реализуется в один этап
Программы

1.8. Исполнители Исполнителями основных мероприятий Программы являются:
основных - управление сельского хозяйства Навашинского района
мероприятий (далее - Управление);
Программы - органы местного самоуправления Навашинского
муниципального района и поселений Навашинского района
(по согласованию);
- организации АПК (по согласованию)


1.9. Объемы и источники финансирования Программы,
тыс. рублей


Наименование Источники 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Всего за
государственных финансирования период
заказчиков реализации
Программы

1. Итого по Всего, в том 37359 39209 41040 43000 44260 45030 46550 296448
Программе числе:

Федеральный 1040 1080 1100 1180 1200 1230 1250 8080
бюджет

Областной 5219 5359 5500 5700 6000 6200 6500 40478
бюджет

Местный 300 300 300 300 300 300 300 2100
бюджет

Прочие 30800 32470 34140 35820 36760 37300 38500 245790
источники <*>


--------------------------------
<*> Прочие источники - это собственные средства сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, направляемые на основную производственную деятельность, в рамках софинансирования, а также кредитные ресурсы, с субсидированием части процентной ставки (ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) из федерального и областного бюджетов.


1.10. Система Контроль за исполнением Программы осуществляет
организации Администрация Навашинского района
контроля за
исполнением
Программы

1.11. Индикаторы 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в
достижения цели хозяйствах всех категорий (в сопоставимой оценке).
(целей) Программы 2. Индекс производства продукции растениеводства (в
сопоставимой оценке).
3. Индекс производства продукции животноводства (в
сопоставимой оценке).
4. Индекс производства пищевых продуктов (в
сопоставимой оценке).
5. Индекс физического объема инвестиций в основной
капитал сельского хозяйства.
6. Уровень рентабельности сельскохозяйственных
организаций.
7. Среднемесячная номинальная заработная плата в
сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным
организациям, не относящимся к субъектам малого
предпринимательства).
8. Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных
организаций.
9. Объем отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и услуг собственными
силами по виду деятельности "Производство пищевых
продуктов".
10. Среднемесячная номинальная заработная плата по
виду деятельности "Производство пищевых продуктов"


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

2.1. Состояние и основные проблемы развития агропромышленного комплекса

За 2011 год всеми сельскохозяйственными товаропроизводителями Навашинского района Нижегородской области произведено сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) на сумму 252,2 млн рублей, или 105,6% к уровню предыдущего года. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 104,3%.
В 2012 году сельскохозяйственными организациями, КФХ и ЛПХ Навашинского района было произведено молока - 3045 т, мяса - 200 т, зерна - 1100 т, картофеля - 5564 т, овощей - 3851 т, из них СПХ и КФХ - молоко составило - 1125 т, мясо - 45 т, зерно - 1100 т, картофель - 12 т, овощи - 51 т.
Сельскохозяйственными организациями района от реализации продукции, товаров, работ и услуг в 2012 году получена выручка в сумме 16622 тыс. рублей. Уровень рентабельности от всей производственно-финансовой деятельности составил 9,6%, при рентабельности 7,2% в предыдущем году.
Положительный финансовый результат отмечается во всех сельскохозяйственных организациях.
Заработная плата в сельскохозяйственном производстве за 2012 год составила в среднем 9347 рублей, или 109,5% к соответствующему периоду предшествующего года. В 2013 году заработная плата прогнозируется на уровне 13540 рублей.
Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов.
Всего на развитие АПК в 2012 году выделено 3087 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета 2736 тыс. рублей, из федерального бюджета 251 тыс. рублей, из местного бюджета было выделено 100 тыс. рублей для поддержки агропромышленного комплекса.
Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в районе действует система льготного кредитования с субсидированием процентной ставки за счет средств областного и федерального бюджетов, выданных организациям АПК, фермерам и ЛПХ.
Цели, задачи и мероприятия Программы в первую очередь направлены на решение проблем, накопившихся в агропромышленном комплексе, среди которых следует выделить проблемы как федерального, регионального, так и районного уровня:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию, стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности, что предопределило доминирование на рынке импортных машин и оборудования;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, отток из аграрного производства квалифицированных специалистов и молодежи, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.
Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одновременно выделяются следующие приоритеты:
в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества района, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
зерновой подкомплекс, включающий семеноводство, размещение и технологию производства, как в целом обеспечивающий устойчивость АПК;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других видов сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;
в институциональной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

2.2. Цели и задачи Программы

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Минсельхозпродом обозначены основные цели и задачи развития АПК Нижегородской области.
Цель 1. Обеспечение населения района высококачественными продуктами питания.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение первой цели:
стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции;
создание условий для повышения эффективности производства основных видов пищевых продуктов;
развитие малых форм хозяйствования и кооперации.
Цель 2. Создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития АПК.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение второй цели:
укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК;
поддержка развития производственной инфраструктуры, технического и технологического потенциала АПК;
научно-методическое обеспечение эффективного развития АПК.
Цель 3. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение третьей цели:
повышение качества жизни сельского населения;
формирование кадрового потенциала АПК в Навашинском районе.
Цель 4. Создание условий для сохранения и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение четвертой цели:
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв и повышение эффективности земель сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

Программа охватывает следующие виды (разделы) деятельности:
раздел 1. Развитие растениеводства и повышение плодородия почв;
раздел 2. Мелиорация земель сельскохозяйственного назначения;
раздел 3. Развитие животноводства;
раздел 4. Инновационная и инвестиционная привлекательность АПК;
раздел 5. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
раздел 6. Развитие малых форм хозяйствования и кооперации;
раздел 7. Социальное развитие села;
раздел 8. Формирование кадрового потенциала АПК;
раздел 9. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.

2.3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2014 - 2020 годов. Программа реализуется в 1 этап.

2.4. Управление Программой и механизм ее реализации

Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с разработанными планами, изложенными в Программе и принятыми по основным направлениям, соглашениями с органами местного самоуправления и сельскохозяйственными товаропроизводителями АПК района.
Координатором реализации Программы, осуществляющим общее руководство и контроль за ходом реализации мероприятий Программы, является управление сельского хозяйства.
В рамках своих полномочий Управление:
осуществляет комплекс программных мероприятий;
разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
проводит согласование объемов финансирования с министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
осуществляет мониторинг исполнения мероприятий Программы, оценивает их результативность;
содействует решению спорных (конфликтных) ситуаций;
проводит корректировку и актуализацию системы программных мероприятий развития АПК района;
готовит отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы;
организует проведение ежегодных расширенных совещаний с руководителями сельскохозяйственных организаций по итогам работы АПК района.
Взаимодействие с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами Навашинского муниципального района, общественными организациями по вопросам реализации Программы осуществляется Управлением в рамках его полномочий.

2.5. Система программных мероприятий


№ Наименование
п/п мероприятия
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего

1 2 3 5 6 7 8 9 10 11 12

455771 Финансирование Всего, в 37359 39209 41040 43000 44260 45030 46550 296448
Программы, всего том числе:

федеральный 1040 1080 1100 1180 1200 1230 1250 8080
бюджет

областной 5219 5359 5500 5700 6000 6200 6500 40478
бюджет

местный 300 300 300 300 300 300 300 2100
бюджет

прочие 30800 32470 34140 35820 36760 37300 38500 245790
источники

2 Растениеводство Всего, в 13410 14150 14843 15575 16208 16583 17043 107812
том числе:

федеральный 300 330 350 390 400 420 430 2620
бюджет

областной 510 550 573 620 743 813 843 4652
бюджет

местный 300 300 300 300 300 300 300 2100
бюджет

прочие 12300 12970 13620 14265 14765 15050 15470 98440
источники

3 Животноводство Всего, в 18260 19370 20640 21768 22245 22590 23450 148323
том числе:

федеральный 560 570 600 640 650 660 670 4350
бюджет

областной 2200 2300 2320 2373 2400 2480 2550 16623
бюджет

местный
бюджет

прочие 15500 16500 17720 18755 19195 19450 20230 127350
источники

4 Техническое Всего, в 1500 1500 1500 1500 1500 1500 1500 10500
перевооружение том числе:
сельскохозяйственного
производства федеральный
бюджет

областной
бюджет

местный
бюджет

прочие 1500 1500 1500 1500 1500 1500 1500 10500
источники
<*>

5 Малые формы Всего, в 1689 1689 1457 1457 1457 1457 1457 10663
хозяйствования том числе:

федеральный 180 180 150 150 150 150 150 1110
бюджет

областной 9 9 7 7 7 7 7 53
бюджет

местный
бюджет

прочие 1500 1500 1300 1300 1300 1300 1300 9500
источники

6 Социальное развитие Всего, в 2500 2500 2600 2700 2850 2900 3100 19150
села том числе:

федеральный
бюджет

областной 2500 2500 2600 2700 2850 2900 3100 19150
бюджет

местный
бюджет

прочие
источники


--------------------------------
<*> Прочие источники - это собственные средства сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, направляемые на основную производственную деятельность, в рамках софинансирования, а также кредитные ресурсы, привлеченные на условиях возмещения части процентной ставки (ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) из федерального и областного бюджетов.

Решение поставленных задач будет осуществляться в рамках мероприятий Программы по следующим стратегическим направлениям, обозначенным разделами.

Раздел 1. РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЕВОДСТВА

Основной задачей в области развития растениеводства как важнейшей отрасли сельскохозяйственного производства является рост производства продукции, обеспечения животноводства полноценными кормами.
Для этого предусматривается:
увеличение площадей под посевами всех основных продовольственных культур;
внедрение в производство передовых технологий и комплексной механизации возделывания сельскохозяйственных культур;
внедрение новых высокопродуктивных сортов, адаптированных к местным условиям;
увеличение производства овощной продукции на основе расширения посевных площадей под овощами открытого грунта;
рост урожайности сельскохозяйственных культур за счет тщательного соблюдения технологии их возделывания;
снижение потерь урожая путем обновления сушильно-сортировального хозяйства и модернизации машинно-тракторного парка.
Основными направлениями развития растениеводства в районе должно стать производство фуражного зерна, картофеля и овощей, кормопроизводство, а также сохранение и восстановление плодородия почв.
Развитие зернового производства.
Применение ресурсосберегающих технологий к 2020 году на 60% площади сева позволит снизить затраты на 17%, а себестоимость - на 25%.
Овощеводство.
Планируется увеличение площадей овощных культур оригинальных сортов в СХП с 3 до 5 - 6 га, увеличение валового производства до 84 тонн.
Картофелеводство.
Планируется довести посадочные площади во всех категориях хозяйств до 608 га и увеличить валовое производство картофеля до 7069 тонн, в том числе в сельхозпредприятиях - 4 га и валовое производство - 84 тонн.
Семеноводство.
В семеноводстве ведется работа по снижению доли семян массовых репродукций и увеличению объемов использования семенного материала высших репродукций до 90%, элиты - 12%.
В перспективе к 2020 году планируется переход на устойчивую схему сортообновления с циклом от 7 до 10 лет.
Для достижения поставленных задач за счет средств областного бюджета планируется использовать субсидии из областного бюджета на приобретенные семена высших репродукций, на возмещение части затрат на производство продукции растениеводства.

Раздел 2. МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ

Мелиорация земель является важной составляющей частью повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Реализация комплекса мероприятий по развитию мелиорации в Навашинском районе предусматривает:
культуртехнические работы;
культуртехнические мероприятия подразумевают очистку пахотного горизонта от древесины и валунов, уничтожение кочек, уборку камней.
На мелиорируемых землях предусматриваются развитие кормопроизводства, картофелеводства, овощеводства.
К 2020 году планируется:
провести культуртехнические мероприятия на площади 100 га в ООО "Чудь".
С целью сохранения и повышения плодородия почв необходимо выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих стабильный рост производства продукции растениеводства, позволяющего обеспечить высококачественной сельскохозяйственной продукцией население района.
В первую очередь это:
внесение в почву минеральных и микробиологических удобрений;
внесение в почву органических удобрений для регулирования баланса питательных веществ в почвах пахотных угодий;
известкование кислых почв и фосфоритование почв, бедных фосфором, с низким естественным плодородием;
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;
внедрение новых высокопродуктивных сортов, адаптированных к местным условиям;
увеличение посевных площадей и роста продуктивности сельскохозяйственных культур.
К 2020 году планируется:
внесение минеральных удобрений довести до 60 тонн д. в. в год;
внесение органических удобрений - до 7000 тонн в год;
проведение известкования кислых почв - до 70 га в год;
проведение фосфоритования почв, бедных фосфором, - до 60 га в год;
ввод в оборот ранее не используемых земель сельскохозяйственного назначения - до 120 га в год.
Для достижения поставленных задач сельхозтоваропроизводителями района планируется использовать средства областного и федерального бюджетов на:
возмещение части затрат по приобретению минеральных удобрений и средств защиты растений в расчете на один гектар посевной площади;
финансирование работ по агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию сельскохозяйственных угодий.

Раздел 3. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА

Главной задачей данного направления Программы будет являться обеспечение населения Навашинского района продуктами питания высокого качества, в основном за счет отечественного сельскохозяйственного производителя, что позволит решить важнейшую социально-экономическую задачу по сохранению и улучшению здоровья населения.
Рост производства животноводческой продукции в районе будет идти на основе интенсификации производства, повышения продуктивности животных, что позволит значительно снизить себестоимость производства единицы продукции.
Предполагается повышение уровня воспроизводства стада за счет высококачественного кормления, отвечающего физиологической потребности животных.
Интенсивный путь развития животноводства позволит стабилизировать поголовье скота и довести поголовье КРС во всех категориях хозяйств к 2020 году до 1670 голов, в том числе коров - 700 голов. В сельхозпредприятиях и КФХ поголовье КРС составит 1020 голов, в том числе коров 400 голов. Валовое производство молока к 2020 году достигнет в целом по району 3840 тонн, в том числе в СХП И КФХ 1540 тонн. Надой от одной коровы составит к 2020 году в среднем 5486 кг молока в год, в том числе в СХП и КФХ 3850 кг в год.
Выход телят планируется довести к 2020 году до 85 голов на 100 коров. В молочном скотоводстве продолжится процесс совершенствования племенных и продуктивных качеств скота, особенно повышения жирности и белковости молока, путем приобретения племенного высокопродуктивного ремонтного молодняка.
Для достижения поставленных задач за счет средств областного и федерального бюджетов планируется предоставлять сельхозтоваропроизводителям субсидии на поддержку племенного животноводства:
на искусственное осеменение сельскохозяйственных животных;
на приобретение племенного молодняка.
В целях стабилизации и увеличения поголовья крупного рогатого скота оказывается финансовая поддержка из областного бюджета в виде субсидирования:
- части затрат на реализованное молоко собственного производства.
Субсидирование оказывается при условии сохранения поголовья дойного стада крупного рогатого скота на 1 января отчетного года.
В целях наращивания производства молока сельскохозяйственным товаропроизводителям возмещается часть затрат за килограмм реализованного молока высшего и первого сорта при условии сохранения (наращивания) поголовья коров и объемов производства молока к предыдущему году.

Раздел 4. ИННОВАЦИОННАЯ
И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПК

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, предполагает повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства, создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль, выход агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии.
Одной из проблем в сельскохозяйственном производстве является низкий уровень производительности труда. Поэтому в качестве основного пути развития сельскохозяйственного производства Навашинского района выбран интенсивный путь развития отрасли за счет модернизации производства, рационального применения материально-технических ресурсов и внедрения ресурсосберегающих технологий.
Для достижения поставленных задач будут реализованы следующие мероприятия:
привлечение инвесторов в сельскохозяйственные организации области;
реализация инвестиционных проектов в сельскохозяйственной отрасли в соответствии с Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области".
Привлечение инвестиций в сельскохозяйственный бизнес будет осуществляться по четырем основным направлениям:

1. Строительство и реконструкция животноводческих помещений.
Стимулирование производства молока и сохранения численности маточного поголовья производится в форме предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство, реконструкцию животноводческих помещений для содержания маточного и ремонтного молодняка крупного рогатого скота:
- на реконструкцию животноводческих объектов по производству молока для содержания дойного стада выплачивается субсидия в размере 2 рублей на один килограмм реализованного молока собственного производства в физическом весе.
Продолжение работы в данном направлении позволит снизить затраты труда, увеличить объемы и повысить качество производимой продукции за счет внедрения современных технологий кормления и содержания животных. Основным критерием успешной реализации указанных мероприятий является динамика увеличения производства молока, мяса, позволяющая к 2020 году полностью удовлетворить потребности района в животноводческой продукции.

2. Освоение залежных земель.
Дальнейшее развитие отрасли животноводства требует создания высокоразвитой кормовой базы за счет расширения площадей многолетних трав, силосных и зернобобовых культур.
Распашка залежных земель будет проводиться силами сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Всего за годы реализации Программы будет введено в оборот 970 га залежных земель.

3. Оптимизация земельных отношений.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в Нижегородской области продолжается работа по стабилизации земельных отношений и оформлению прав на земли сельскохозяйственного назначения.
Ориентировочная себестоимость переоформления прав одного гектара сельскохозяйственных угодий составляет от 350 до 500 рублей без учета затрат на выкуп земельных долей или земельных участков. Основную часть затрат составляет изготовление землеустроительной документации.
В соответствии с установленными требованиями сельхозпроизводители, завершившие переоформление прав на земли, получают возмещение части затрат в размере 30 или 100 рублей за гектар переоформленной земли, в зависимости от варианта оформления земельных отношений.
Продолжение процесса переоформления прав на землю, а также проведение инвентаризации и мониторинга за качественными и количественными характеристиками земель сельскохозяйственного назначения будут способствовать повышению эффективности их использования.
Реализация данного положения программными мероприятиями предусмотрена за счет средств областного бюджета.

4. Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства.
Основной целью технического переоснащения сельскохозяйственного производства района является существенное повышение эффективности работы сельскохозяйственного товаропроизводителя путем внедрения ресурсосберегающих технологий с применением современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники.
Данная деятельность будет реализовываться по следующим основным направлениям:
последовательное внедрение в сельскохозяйственное производство ресурсосберегающих технологий с применением высокопроизводительной сельскохозяйственной техники;
поддержание имеющегося машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей в технически исправном состоянии;
привлечение кредитных средств коммерческих банков, лизинговых компаний для увеличения поставок сельскохозяйственной техники.
Стимулирование обновления зерноуборочных и самоходных кормоуборочных комбайнов будет производиться путем возмещения из областного бюджета от 250 тыс. до 500 тыс. рублей за 1 приобретенный комбайн при условии предоставления производителем или поставщиком скидки в размере не менее этой же суммы.
Стимулирование обновления парка тракторов будет производиться путем компенсации из средств областного бюджета части затрат на приобретение сельскохозяйственными предприятиями энергонасыщенных тракторов не менее 3-го тягового класса в сумме до 500 тыс. рублей за 1 приобретенный трактор при условии предоставления поставщиком скидки в размере не менее этой же суммы.
Стимулирование обновления кормозаготовительной техники и оборудования для приготовления кормов будет производиться путем компенсации из средств областного бюджета части затрат на приобретение сельскохозяйственными организациями ресурсосберегающего оборудования и техники в размере до 25% от его стоимости.
Стимулирование обновления оборудования для сушки и очистки зерна будет производиться путем компенсации из средств областного бюджета части затрат на приобретение сельскохозяйственными предприятиями зерносушильного и зерноочистительного оборудования в размере до 25% от его стоимости.

5. Информационно-консультационное обслуживание агропромышленного комплекса.
В целях содействия развитию аграрного производства на селе создано бюджетное учреждение "Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса". Основной задачей, возложенной на учреждение, является формирование системы информационной, консультационной, инновационной поддержки хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, инфраструктуры села и сельского населения, обеспечивающей распространение знаний, оказание технической помощи и других связанных с этим услуг.

Раздел 5. РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Пищевая и перерабатывающая промышленность Навашинского муниципального района представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население Навашинского района необходимыми продуктами питания.
Развитие отрасли направлено на создание условий для повышения конкурентоспособности продукции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Навашинского района в обеспечении населения качественными и безопасными пищевыми продуктами необходимого объема и ассортимента.
Для этого предусматривается решение следующих задач:
обновление производственных мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности за счет реконструкции и модернизации существующих производств;
увеличение доли использования в производстве продовольственных товаров сырьевых ресурсов местных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка.
Путем предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, будут поддерживаться основные направления деятельности:
стимулирование реконструкции и модернизации объектов пищевой и перерабатывающей промышленности, стимулирование установления долгосрочных взаимовыгодных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими организациями в сфере закупки сельскохозяйственного сырья;
стимулирование развития инфраструктуры агропродовольственного рынка.
Динамика развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года будет формироваться под воздействием различных факторов, к которым относится определяющий спрос на отдельные виды продовольствия со стороны различных социальных групп и рост доходов населения.
Программой предусмотрено увеличение объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, к 2020 году на 13%.

Раздел 6. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И КООПЕРАЦИИ

К малым формам хозяйствования относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
В последние годы наблюдалась тенденция к увеличению числа вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством. В настоящее время в районе функционируют 6 крестьянских (фермерских) хозяйств и 5679 личных подсобных хозяйств граждан.
Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в производстве продукции пока невысок.
Одной из проблем, сдерживающих развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на селе, является их низкая доходность. Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового фермерского хозяйства требует значительных денежных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам и др.
Основными задачами развития малых форм хозяйствования является поддержка их сельскохозяйственной деятельности, улучшение качества жизни в сельской местности.
Для достижения указанных задач необходимо:
создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности;
повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
повышение уровня доходов сельского населения.
Критериями оценки реализации программных мероприятий являются:
количество крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
На крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются все виды государственной поддержки, в том числе и предусмотренные в области на поддержку животноводства.
Создание благоприятных условий в земельных отношениях, экономической, правовой и социальной сферах позволит активно развиваться фермерству и придаст импульс развитию всего сельского хозяйства.
Учитывая растущий вклад в экономику отрасли, развитие малых форм хозяйствования в сельской местности является важным условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий.

Раздел 7. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА

Одним из главных направлений социального развития села является улучшение качества жизни в сельской местности, в связи с чем возникает необходимость в решении следующих задач:
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований района; сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов.
Мероприятия в первую очередь направлены на:
1. Развитие газификации в сельской местности. Основной целью является повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
2. Строительство объектов водоснабжения в сельской местности. Развитие водоснабжения в сельской местности ставит своей целью обеспечение сельского населения качественной питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки.
3. Развитие жилищного строительства в сельской местности.

Раздел 8. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК

Основными задачами, решение которых приведет к достижению поставленной цели, являются:
- обеспечение агропромышленного комплекса района управленческими кадрами и специалистами, уровень подготовки которых соответствует современным требованиям, предъявляемым к производству;
- формирование рыночных основ кадрового обеспечения сельского хозяйства.
Выполнение мероприятий разделов по данному направлению необходимо для стабилизации кадрового потенциала в аграрном производстве, тенденции роста доли молодежи в структуре кадров, укрепление мотиваций на работу в сельском хозяйстве.

Раздел 9. ДОСТИЖЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

9.1. Одним из основных мероприятий обеспечения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса является субсидирование части затрат на уплату процентов за пользование краткосрочными и долгосрочными кредитами, привлекаемыми по всем направлениям сельскохозяйственного производства.
Субсидирование процентной ставки сельхозтоваропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса осуществляется по двум направлениям:
1. Субсидирование части затрат на оплату процентных ставок осуществляется из средств областного бюджета в соответствии с постановлениями Правительства Нижегородской области.
В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается:
обеспечение доступа к краткосрочным и долгосрочным заемным средствам, полученным в российских кредитных организациях, на цели, определяемые нормативно-правовыми актами Правительства Нижегородской области.
2. Субсидирование части затрат на оплату процентных ставок осуществляется из средств федерального бюджета при условии софинансирования с областным бюджетом в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и постановлениями Правительства Нижегородской области.
В целях обеспечения роста производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, обеспечен доступ малых форм хозяйствования к краткосрочным и инвестиционным заемным средствам в российских кредитных организациях.
Порядок предоставления средств государственной поддержки в виде субсидий, перечень направлений кредитования, перечень получателей по определенным видам субсидируемых кредитов определяются Правительством Российской Федерации.
9.2. Управление рисками в отраслях сельскохозяйственного производства.
Реализация основного мероприятия направлена на снижение рисков потери доходов при производстве продукции животноводства и растениеводства в случае:
заразных болезней животных, включенных в перечень, утвержденный Минсельхозом России, массовых отравлений;
стихийных бедствий (удар молнии, землетрясение, пыльная буря, ураганный ветер, сильная метель, буран, наводнение, обвал, лавина, сель, оползень, атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер);
нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической, тепловой энергии, воды;
пожара;
нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.

Государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования" и Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков, на условиях софинансирования с областным бюджетом.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников.
Размер субсидий, порядок и условия их предоставления за счет средств федерального и областного бюджетов определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Нижегородской области.
Предусмотренные Программой объемы финансирования из областного и федерального бюджетов подлежат корректировке с учетом исполнения бюджетов.

Основные показатели развития растениеводства


Наименование 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Всего за
показателя период
реализации
Программы

Зерновые Площадь, га 1513,4 1519,9 1522,3 1529,1 1536 1542,9 1549,8 10773,4

Урожайность, 12,7 12,8 13,1 13,3 13,5 13,6 14,0 13,2
ц/га

Валовой 1929,4 1943,4 1999,4 2027,3 2069,3 2097,2 2167,1 14233,1
сбор, т

Картофель Площадь, га 559,3 599,2 600,2 602,2 604,1 606,1 608,1 4179,2

Урожайность, 116,2 116,1 116,4 116,3 116,4 116,4 116,3 117,4
ц/га

Валовой 6941,3 6956,8 6989 7005 7029,1 7053,2 7069,3 49043,7
сбор, т

В т.ч. СПХ Площадь, га 2 2 3 3 3 4 4 19

Урожайность, 170 185 186,7 186,7 186,7 190 210 210
ц/га

Валовой 34 37 56 56 56 76 84 399
сбор, т

Овощи Площадь, га 155,8 155,8 155,8 157 157 158,3 158,3 1098

Урожайность, 251,3 252,8 262,2 266,4 268 272,7 274,2 264
ц/га

Валовой 3914,6 3939 4085,3 4183 4207,3 4317 4341,4 28987,6
сбор, т

В т.ч. СПХ Площадь, га 4 4 4 4 5 5 5 31

Урожайность, 127,5 137,5 140 140 140 140 168 142,6
ц/га

Валовой 51 55 56 56 70 70 84 442
сбор, т

Кормовые, всего Площадь, га 537 530,5 528,1 521,3 521 521 521 3679,9

Многолетние Площадь, га 127 127 127 150 150 150 150 981
травы
Урожайность, 10,0 10,0 10,0 12,0 13,0 13,0 13,5 11,8
ц/га

Валовой 127 127 127 180 195 195 203 1154
сбор, т

Однолетние травы Площадь, га 118 118 118 118 118 118 118 826
(сено)
Урожайность, 13,4 13,4 13,4 13,4 14,0 14,0 14,0 13,6
ц/га

Валовой 158 158 158 158 165 165 165 1127
сбор, т

Однолетние Площадь, га 292 285,5 283,1 253,3 253 253 253 1872,9
травы (силос,
з/к) Урожайность, 60 65 66 73,8 75 75 75 69,6
ц/га

Валовой 1752 1856 1868 1870 1900 1900 1900 13046
сбор, т

Посевов, всего Площадь, га 2765,5 2805,4 2806,4 2809,6 2818 2828,3 2837,2 19670,4

В т.ч. в СПХ 2056,4 2056,4 2057,4 2057,4 2065 2072,9 2079,8 14445,3

Естественные Площадь, га 1750 1750 1750 1750 1750 1750 1750 12250
сенокосы на сено
Урожайность, 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0
ц/га

Валовой 2100 2100 2100 2100 2100 2100 2100 14700
сбор, т

Естественные Площадь, га 180 180 180 180 180 180 180 1260
сенокосы на
зеленый корм Урожайность, 60 60 60 60 60 60 60 60
ц/га

Валовой 1080 1080 1080 1080 1080 1080 1080 7560
сбор, т

На 1 усл. голову Ц к. ед. 22,3 22,3 22,3 22,3 22,3 22,3 22,3 22,3


Использование на посев семян, %


Наименование 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Всего за
период
реализации
Программы

Кондиционных семян 100 100 100 100 100 100 100 100

Элиты 7 10 12 12 12 12 12 11

1 - 4 репродукции 80 85 90 90 90 90 90 86


Выполнение мероприятий по агрохимической мелиорации
почв и средствам защиты растений


Наименование 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Всего за
период
реализации
Программы

Внесение 40 40 50 50 55 55 60 350
минеральных
удобрений, тонн

Внесение 6,0 6,0 6,0 6,5 6,5 7,0 7,0 45
органических
удобрений, тыс.
тонн

Известкование, га 70 70 70 70 70 70 70 490

Фосфоритование, га 40 40 40 60 60 60 60 360

Химпрополка, га 600 600 800 800 800 800 1000 5400

Протравливание 150 150 200 200 250 250 300 1500
семян, тонн


Основные показатели развития животноводства


Наименование 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Всего за
показателя период
реализации
Программы

Поголовье скота
на конец года
(голов)

Крупного Всего по району 1640 1660 1670 1670 1670 1670 1670 11650
рогатого скота
в т.ч. СПХ и 1000 1020 1020 1020 1020 1020 1020 7120
КФХ

В т.ч. коров Всего по району 700 700 700 700 700 700 700 4900

в т.ч. СПХ и 400 400 400 400 400 400 400 2800
КФХ

Свиней Всего по району 590 660 700 700 700 700 700 4750

в т.ч. СПХ и
КФХ

Птицы Всего по району 15000 15000 15000 15000 15000 15000 15000 105000

в т.ч. СПХ и
КФХ

Производство
продукции
(тонн)

Молока Всего по району 3220 3315 3415 3515 3620 3730 3840 24655

в т.ч. СПХ и 1216 1265 1315 1370 1420 1480 1540 9606
КФХ

Мяса скота и Всего по району 211 222 240 245 250 260 270 1698
птицы, всего,
на убой в живом в т.ч. СПХ и 51 57 70 75 80 90 100 523
весе КФХ

В т.ч. КРС Всего по району 134 140 153 158 163 173 183 1104

в т.ч. СПХ и 51 57 70 75 80 90 100 523
КФХ

Яиц (т. шт.) Всего по району 2800 2800 2800 2800 2800 2800 2800 19600

Продуктивность:

Надой молока Всего по району 4600 4736 4879 5021 5171 5329 5486 4967
(кг)
в т.ч. СПХ и 3040 3163 3288 3425 3550 3700 3850 3374
КФХ

Среднесуточный Всего по району 394 403 436 450 464 493 521 442
привес КРС (г)
в т.ч. СПХ и 234 254 311 334 356 400 445 319
КФХ



2.7. Индикаторы достижения цели (целей) Программы


Наименование индикаторов Единицы Значения индикаторов целей
целей Программы измерения Программы
индикаторов
целей На момент По Процент
Программы разработки окончании роста
Программы реализации 2020/2012
(2012 год) Программы году
(2020 год)

1. Индекс производства % 96,3 101,7 105,6
продукции сельского хозяйства
в хозяйствах всех категорий
(в сопоставимой оценке)

2. Индекс производства % 98,4 101,3 102,9
продукции растениеводства (в
сопоставимой оценке)

3. Индекс производства % 92,4 102,6 111,0
продукции животноводства (в
сопоставимой оценке)

4. Индекс производства % 100 100 100
пищевых продуктов (в
сопоставимой оценке)

5. Индекс физического объема % 38,5 100,0 в 2,6
инвестиций в основной капитал раза
сельского хозяйства

6. Уровень рентабельности % 8,0 14,1 176,2
сельскохозяйственных
организаций

7. Среднемесячная номинальная руб. 9347 20800 в 2,2
заработная плата в сельском раза
хозяйстве по
сельскохозяйственным
организациям

8. Удельный вес прибыльных % 100 100 100
сельскохозяйственных
организаций

9. Объем отгруженных товаров тыс. руб. 16139 33205 100,0
собственного производства,
выполненных работ и услуг
собственными силами по виду
деятельности

10. Среднемесячная руб. 22352 25400 113,6
номинальная заработная плата
по виду деятельности
"Производство пищевых
продуктов, включая напитки"



2.9. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны - на степень решения социальных проблем отрасли.
Ожидаемые результаты реализации программы:
увеличить стоимость валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2020 году по отношению к 2012 году в 2 раза, производство продукции в сопоставимой оценке - на 23,9%;
довести объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки" до 423,1 млн рублей, с ростом на 113,6%;
обеспечить среднегодовые объемы инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 1,5 - 2,0 млн рублей;
повысить среднегодовой уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций до 14%1 (с учетом субсидий);
обеспечить рост среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) в 2,2 раза.

2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию
Программы, и мероприятия по их снижению

К возможным внешним факторам риска относятся:
отсутствие финансирования (неполное финансирование) из различных источников, предусмотренных Программой;
неблагоприятные погодные условия, пожар, град, наводнение и другие обстоятельства непреодолимой силы, которые могут вызвать гибель посевов, животных, запасов товарных и материальных ценностей, порчу и выведение из строя основных и оборотных фондов. Механизмом снижения негативного влияния данного фактора должно быть страхование посевов, животных, основных и оборотных фондов.
К основным внутренним факторам риска можно отнести:
недостаток квалифицированных руководящих кадров и специалистов в сельскохозяйственных организациях, что снижает уровень качества принятия управленческих решений по реализации Программы;
незавершенность процессов реструктуризации и интеграции многих сельскохозяйственных организаций, что в дальнейшем может повлечь за собой изменение планов деятельности в связи со сменой руководства или собственника;
нестабильная ситуация с ценами на рынке сельскохозяйственной продукции и непредсказуемый рост цен на энерго- и материально-технические ресурсы, используемые в АПК.
Для уменьшения риска, связанного с этими факторами, используются механизмы согласования различных проектов, претендующих на получение государственной поддержки, заключение соглашений о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов и органами местного самоуправления Нижегородской области.

2.11. Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация Навашинского района.


------------------------------------------------------------------