По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ минздрава Нижегородской области от 30.10.2013 N 2641 "Об утверждении плана мероприятий по снижению смертности населения муниципальных образований Нижегородской области"



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 30 октября 2013 г. № 2641

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СНИЖЕНИЮ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с пунктом I.4 протокола заседания Правительства Нижегородской области от 23.04.2013 № 4, протокола совещания Губернатора Нижегородской области с главами местного самоуправления и главами администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области от 22.05.2013 № 3, с целью разработки комплексных планов мероприятий по снижению смертности населения муниципальных образований Нижегородской области приказываю:
1. Утвердить методический подход к разработке плана мероприятий по снижению смертности населения муниципальных образований Нижегородской области в соответствии с приложением 1.
2. Утвердить планы мероприятий по снижению смертности населения муниципальных образований Нижегородской области в соответствии с приложением 2 (не приводится).
3. Кураторам муниципальных образований Нижегородской области, определенных приказом министерства здравоохранения Нижегородской области от 24.06.2013 № 1344 "О закреплении районов Нижегородской области и города Нижнего Новгорода", совместно с главными врачами медицинских организаций:
3.1. в срок до 11.11.2013 представить в министерство здравоохранения Нижегородской области (отдел стратегического планирования, в электронном виде по адресу: depzdrav.nnov@mail.ru) график работы с главами администраций муниципальных образований Нижегородской области по разработке социально-экономических мер снижения смертности населения;
3.2. в срок до 10.12.2013 организовать встречи с главами администраций муниципальных образований Нижегородской области по разработке социально-экономических мер снижения смертности населения;
3.3. в срок до 25.12.2013 согласовать с главами администраций муниципальных образований Нижегородской области комплексные планы снижения смертности населения, включающие медицинские и социально-экономические мероприятия (в 3-х экземплярах), и представить в отдел стратегического планирования министерства здравоохранения Нижегородской области 1 экземпляр плана в бумажном и электронном виде.
4. Начальнику отдела стратегического планирования министерства здравоохранения Нижегородской области (В.Ю. Фролов) в срок до 31.12.2013 разработать форму мониторинга реализации комплексных планов снижения смертности населения муниципальных образований Нижегородской области.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Нижегородской области И.А. Переслегину.

Министр
А.В.КАРЦЕВСКИЙ





Приложение 1
к приказу
министерства здравоохранения
Нижегородской области
от 30.10.2013 № 2641

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ СМЕРТНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Итоги реализации государственной политики в сфере здравоохранения Нижегородской области за последние 7 лет свидетельствуют об устойчивой положительной динамике демографических показателей в виде: увеличения рождаемости на 26,8%, снижения смертности на 23%, беспрецедентного сокращения естественной убыли населения - в 2,7 раза, сокращения младенческой смертности на 40%, материнской смертности - в 3 раза, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 5,5 лет (с 63,4 до 68,9 лет).
Несмотря на высокие темпы улучшения демографических показателей, показатель смертности остается выше, чем среднероссийский, на 20%, а продолжительность жизни меньше среднероссийской на 1,8 года.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.04.2013 № 274 утверждена государственная программа "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы".
Главным результатом реализации данной программы должно быть увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области (с 68,9 до 75,0 лет) на основе снижения смертности населения (с 16,1 до 9,8 промилле).
Показатели смертности в районах Нижегородской области (далее - НО) отличаются между собой по величине и структуре. Различия обусловлены демографическими и социально-экономическими особенностями районов, сложившейся системой здравоохранения. Поэтому для снижения смертности населения НО необходимо разработать планы мероприятий для каждого муниципального образования (далее - МО).
Для каждого МО проведена оценка динамики изменений показателей смертности населения с 2008 по 2012 год, включая показатель общей смертности населения, смертности от основных причин (болезней системы кровообращения, новообразований, болезней органов дыхания, пищеварения, инфекционных и паразитарных болезней, в том числе, от туберкулеза, внешних причин, в том числе, от убийств и самоубийств), смертности трудоспособного населения, городского и сельского населения.
43 МО имеют показатель смертности, превышающий показатель НО, при этом 13 районов стабильно превышают показатель смертности НО. В 4 МО - Бутурлинском, Воскресенском, Выксунском и Лукояновском районах - смертность населения в 2012 году повысилась. Только в 9 МО (17,3%) показатель смертности населения ниже показателя НО.
Для выявления факторов, влияющих на показатель смертности населения, рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции с возрастным составом населения (трудоспособное, старше трудоспособного), места проживания (городское, сельское), с 28 показателями заболеваемости, 21 показателем социально-экономического уровня развития МО и 40 показателями состояния здравоохранения.
Всего с 103 показателями.
В качестве показателей уровня социально-экономического развития МО использованы материалы министерства экономики Нижегородской области по оценке уровня социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, проведенной в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 1 марта 2006 года № 60 "Об утверждении методики оценки уровня социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Нижегородской области", и внесенными в нее изменениями (постановления Правительства Нижегородской области от 22 февраля 2008 года № 49, от 14 декабря 2009 года № 921, от 22 марта 2011 года № 192, от 22 мая 2012 года № 296, от 1 июля 2013 года № 427).
Корреляционный анализ проведен с каждым из индикаторов интегрального показателя (экономическим, финансовым и социальным), а также с каждым компонентом индикатора.
Корреляционная связь считалась сильной, если коэффициенты ранговой корреляции находились в пределах 0,99 - 0,80, средней - при значениях 0,79 - 0,50 и слабой - при их значениях 0,49 и ниже.
Корреляция установлена с 25 факторами. Из них 9 медико-демографических, 3 показателя заболеваемости, 8 показателей системы здравоохранения, и 5 социально-экономических. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Факторы,
влияющие на показатель смертности населения НО


Прямая корреляция Обратная корреляция

№ Показатель r № Показатель r

1. Смертность трудоспособного 0,76 1. Обеспеченность врачами -0,50
населения медицинской организации

2. Смертность сельских 0,76 2. Обеспеченность врачами -0,50
жителей амбулаторно-поликлинического
звена:
- укомплектованность
- коэффициент
совместительства

3. Смертность городских 0,55 3. Выполнение плана посещений -0,82
жителей

4. Смертность от болезней 0,95 4. Дополнительная -0,44
системы кровообращения диспансеризация:
- выполнение плана
- качество

5. Смертность от болезней 0,54 5. Наличие и работа школ -0,56
органов дыхания здоровья

6. Смертность от внешних 0,67 6. Качество лечения в -0,42
причин, в том числе: стационаре

7. от убийств 0,48 7. Финансовый индикатор уровня -0,55
социально-экономического
развития МО

8. от самоубийств 0,47 8. Отношение средней заработной -0,57
платы работающего к средней
заработной плате по НО

9. Одногодичная летальность 0,46
от злокачественных
новообразований

10. Заболеваемость 0,73
злокачественными
новообразованиями

11. Заболеваемость болезнями 0,57
органов дыхания

12. Заболеваемость 0,47
туберкулезом

13. Уровень преступности 0,44

14. Уровень безработицы 0,35


Показатели прямой корреляции указывают на факторы, которые для уменьшения смертности населения необходимо снижать, показатели обратной корреляции указывают на факторы, которые необходимо увеличивать.
Из медико-демографических показателей прямое влияние на общий показатель смертности оказывают 9 показателей, из показателей заболеваемости - 3 показателя.
Обращает на себя внимание тот факт, что из показателей системы здравоохранения наиболее сильную обратную корреляционную связь с показателем смертности имеют 8 показателей. К ним относятся показатели, характеризующие укомплектованность кадрами, работу амбулаторно-поликлинического звена и качество лечения в стационаре. Основной удельный вес составляют показатели работы амбулаторно-поликлинического звена (6 показателей из 8) (75%).
Из социально-экономических показателей наиболее тесная корреляция показателя смертности населения установлена не с интегральным показателем уровня социально-экономического развития МО, а с финансовым индикатором. Кроме того, установлено влияние на показатель смертности отдельных компонентов социального индикатора (отношения средней заработной платы к средней заработной плате по области, уровня преступности и уровня безработицы).
Таким образом, для снижения смертности населения Нижегородской области необходимо сосредоточить усилия на факторах, оказывающих наибольшее влияние на показатель смертности. К ним относятся как социально-экономические факторы (в том числе, уровень заработной платы населения, уровень безработицы, уровень преступности), так и медицинские. Из медицинских факторов наибольшее внимание должно быть уделено улучшению состояния амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения (в том числе, укомплектованности поликлиник кадрами, проведение ими профилактической работы в виде организации работы школ здоровья и проведения качественной дополнительной диспансеризации граждан), а также повышения качества лечения в стационаре.


------------------------------------------------------------------