По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

<Письмо> минобразования Нижегородской области от 08.11.2013 N 316-01-100-3400/13 "О направлении методических рекомендаций"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 8 ноября 2013 г. № 316-01-100-3400/13

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В целях организованного проведения государственной аккредитации образовательной деятельности, в рамках переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с частями 3, 6, 11, 12 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 3.28 Положения о министерстве образования Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2010 № 669, направляем для использования в работе методические рекомендации по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральным государственным образовательным стандартам по основным образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации.
Приложение: 1. Методические рекомендации по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам общего образования и приложения к ним, всего на 21 л. в 1 экз. в первый адрес;
2. Методические рекомендации по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и приложение к ним, всего на 16 л. в 1 экз. во второй адрес.

Министр
С.В.НАУМОВ





Утверждаю
Министр образования
Нижегородской области
С.В.Наумов
8 ноября 2013 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ
ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ,
ЗАЯВЛЕННЫМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ,
В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

1. Общие положения

1.1. Оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях федеральным государственным образовательным стандартам по основным профессиональным образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации, является результатом аккредитационной экспертизы (далее - Оценка).
1.2. Оценка определяется по показателям содержания и качества подготовки обучающихся, отвечающим требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) или государственного образовательного стандарта до истечения срока реализации (далее - ГОС).

2. Показатели содержания и качества подготовки обучающихся

Показатель 1. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы.
Показатель 2. Структура основной профессиональной образовательной программы (требования к минимуму содержания).
Показатель 3. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы.
Показатель 4. Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы.
Показатель 5. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной профессиональной образовательной программы.
Показатель 6. Обеспеченность реализуемой основной профессиональной образовательной программы педагогическими кадрами.
Показатель 7. Материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов лабораторных работ, практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом.
Каждый из показателей содержания и качества подготовки обучающихся оценивается по одному или нескольким критериям. Оценка критериев показателей производится путем сопоставления требованиям ФГОС (ГОС) ("соответствует"/"не соответствует"; "в наличии", "имеется"/"отсутствует"; "обеспечено"/"не обеспечено" либо количественный показатель).

3. Правило принятия решения по оценке
соответствия содержания и качества подготовки
обучающихся требованиям ФГОС (ГОС)

3.1. Оценка соответствует ФГОС (ГОС), если установлено соответствие ФГОС (ГОС) всех показателей содержания и качества подготовки обучающихся. В случае установления несоответствия требованиям ФГОС (ГОС) одного из показателей, Оценка в целом не соответствует ФГОС (ГОС).
3.2. Показатель содержания и качества подготовки обучающихся соответствует ФГОС (ГОС), если установлено соответствие ФГОС (ГОС) следующего количества критериев показателя:


ФГОС (ГОС) Номер Количество Количество критериев,
профессионального показателя критериев выполнение которых
образования показателя свидетельствует о
соответствии показателя
требованиям ФГОС (ГОС)

ГОС начального Показатель 1 3 2
профессионального
образования Показатель 2 3 3

Показатель 3 - -

Показатель 4 1 1

Показатель 5 4 3

Показатель 6 2 2

Показатель 7 1 1

ГОС среднего Показатель 1 9 8
профессионального
образования Показатель 2 7 7

Показатель 3 - -

Показатель 4 6 5

Показатель 5 2 2

Показатель 6 2 2

Показатель 7 1 1

ФГОС среднего Показатель 1 8 7
профессионального
образования по Показатель 2 5 4
профессии
Показатель 3 5 4

Показатель 4 4 4

Показатель 5 6 4

Показатель 6 4 4

Показатель 7 1 1

ФГОС среднего Показатель 1 8 7
профессионального
образования по Показатель 2 5 4
специальности
Показатель 3 5 4

Показатель 4 4 4

Показатель 5 6 4

Показатель 6 3 3

Показатель 7 1 1


3.3. По итогам аккредитационной экспертизы группа экспертов оформляет экспертное заключение (приложение 1). Каждый эксперт оформляет заключение (примерная форма представлена в приложении 2).

4. Критерии показателей содержания
и качества подготовки обучающихся


№ Показатель содержания и Критерии показателя содержания и качества подготовки обучающихся,
п/п качества подготовки соответствующие требованиям:
обучающихся
Государственного Государственного Федерального государственного
образовательного образовательного образовательного стандарта среднего
стандарта начального стандарта среднего профессионального образования по
профессионального профессионального
образования образования профессии специальности

1. Сроки освоения основной - выполнение требований - выполнение требований - выполнение требований к нормативному
профессиональной к нормативному сроку к общему сроку освоения сроку освоения основной профессиональной
образовательной освоения основной образовательной программы;
программы образовательной профессиональной - выполнение требований к общему объему
программы; образовательной максимальной и обязательной учебной
- выполнение требований программы; нагрузки;
к продолжительности - выполнение требований - выполнение требований к общему объему
каникул; к продолжительности обязательной и максимальной учебной
- выполнение требований теоретического нагрузки по циклам;
к общему объему обучения; - выполнение требований к
каникулярного времени в - выполнение требований продолжительности всех видов практик
учебном году к продолжительности (часы/недели);
всех видов практик; - выполнение требований к
- выполнение требований продолжительности промежуточной аттестации
к продолжительности (недели);
каникул; - выполнение требований к
- выполнение требований продолжительности государственной итоговой
к продолжительности аттестации выпускников (недели);
экзаменационных сессий; - выполнение требований к общей
- выполнение требований продолжительности каникулярного времени
к продолжительности (недели);
государственной - выполнение требований к
(итоговой) аттестации продолжительности каникул в зимний период
(итоговой аттестации); времени
- выполнение требований
к общему объему
каникулярного времени в
учебном году;
- выполнение требований
к максимальному объему
учебной нагрузки
студента в неделю,
включая все виды его
аудиторной и
внеаудиторной
(самостоятельной)
учебной работы;
- выполнение требований
к среднему объему
аудиторных занятий
студента в неделю
(очная форма получения
образования), объем
аудиторных занятий в
неделю (очно-заочная
(вечерняя) форма
получения образования),
объем аудиторных
занятий в учебном году
(заочная форма
получения образования)

2. Структура основной - соответствие учебного - 100% наличия - 100% наличия - 100% наличия
профессиональной плана требованиям ГОС; обязательных дисциплин обязательных обязательных
образовательной - соответствие федерального компонента дисциплин дисциплин
программы (требования к содержания рабочих ГОС СПО в учебном обязательной части обязательной части
минимуму содержания) программ предметов, плане, расписании циклов, циклов,
рабочих программ занятий, профессиональных профессиональных
учебной и экзаменационных модулей, модулей,
производственной ведомостях; междисциплинарных междисциплинарных
практики требованиям - 100% наличия рабочих курсов в учебном курсов в учебном
ГОС; программ дисциплин; плане в зависимости плане
- выполнение требований - выполнение требований от комбинации
к объему учебно- к общему количеству квалификаций
производственной часов теоретического
нагрузки обучения; - выполнение требований к объему часов
- выполнение требований обязательных учебных дисциплин согласно
к объему учебной ФГОС;
нагрузки по циклам - выполнение требований к минимальному
дисциплин; объему обязательной учебной нагрузки по
- выполнение требований дисциплинам и междисциплинарным курсам;
к объему учебной - непрерывность и целостность
нагрузки по профессиональных модулей;
дисциплинам; - выполнение требований к структуре
- наличие в рабочих профессионального цикла
программах дисциплин
минимума содержания;
- наличие дисциплин по
выбору, устанавливаемых
образовательным
учреждением

3. Требования к условиям - выполнение требований к объему
реализации основной аудиторной учебной нагрузки в неделю
профессиональной (очная и очно-заочная (вечерняя) формы
образовательной получения образования) или в учебном году
программы (заочная форма получения образования);
- выполнение требований к максимальному
объему учебной нагрузки обучающегося в
неделю, включая все виды аудиторной и
внеаудиторной (самостоятельной) учебной
работы;
- выполнение требований к
продолжительности каникулярного времени в
учебном году;
- выполнение требований к условиям
реализации дисциплины "Физическая
культура";
- выполнение требований к объему часов на
консультации в учебном году (очная форма
получения образования, очно-заочная)

4. Результаты освоения - не менее 80% - доля студентов, - доля обучающихся, освоивших обязательные
основной положительных оценок на освоивших дисциплины дисциплины ОПОП ФГОС, не менее 60%;
профессиональной государственной федерального компонента - тематика всех курсовых работ (проектов)
образовательной (итоговой) аттестации ГОС СПО для каждой УГС соответствует учебным дисциплинам,
программы не менее 60%; профессиональным модулям, определенным
- тематика не менее 90% учебным планом;
курсовых работ - обеспечение документами по организации
(проектов) государственной итоговой аттестации
соответствует профилю выпускников;
дисциплин по основной - не менее 80% обучающихся по основной
профессиональной профессиональной образовательной программе
образовательной имеют положительные оценки по результатам
программе; государственной итоговой аттестации
- обеспечение
документами не менее
100% всех практик по
основной
профессиональной
образовательной
программе;
- обеспечение
документами по
организации
государственной
(итоговой) аттестации
(итоговой аттестации)
выпускников;
- соответствие
требованиям ГОС СПО
количества и перечня
государственных
экзаменов (итоговых
экзаменов) по основной
профессиональной
образовательной
программе;
- не менее 80%
студентов по основной
профессиональной
образовательной
программе имеют
положительные оценки по
государственным
экзаменам (итоговым
экзаменам)

5. Учебно-методическое - обеспечение - обеспечение всех - 100% наличия рабочих программ дисциплин,
обеспечение реализуемой документами по видов занятий по междисциплинарных курсов и практик;
основной организации и дисциплинам учебного - 100% обеспечение документами всех видов
профессиональной проведению плана учебно- практик по основной профессиональной
образовательной промежуточной и методической образовательной программе;
программы государственной документацией; - обеспечение всех видов занятий по
(итоговой) аттестации - наличие возможности учебным дисциплинам, междисциплинарным
выпускников; доступа всех курсам, профессиональным модулям учебного
- наличие методических обучающихся к фондам плана учебно-методической документацией;
материалов, учебно-методической
обеспечивающих документации, в том - обеспечение каждого - обеспечение
реализацию числе доступа к обучающегося учебным каждого обучающегося
соответствующих электронно-библиотечным печатным изданием учебным печатным
образовательных системам, и(или) электронным изданием и(или)
технологий и качество сформированным на изданием по каждой электронным изданием
подготовки обучающихся; основании прямых дисциплине по каждой дисциплине
- наличие возможности договоров с общепрофессионального профессионального
доступа всех правообладателями учебного цикла и цикла и учебно-
обучающихся к фондам учебно-методическим методическим
учебно-методической печатным и(или) печатным и(или)
документации, в том электронным изданием электронным изданием
числе доступа к по каждому по каждому
электронно-библиотечным междисциплинарному междисциплинарному
системам, курсу (включая курсу (включая
сформированным на электронные базы электронные базы
основании прямых периодических периодических
договоров с изданий) изданий)
правообладателями;
- наличие учебников по - обеспечение официальными, справочно-
всем предметам учебного библиографическими и периодическими
плана из расчета не изданиями в расчете 1 - 2 экземпляра на
менее 1 учебник на 1 каждые 100 обучающихся;
обучающегося - обеспечение учебной литературой по
дисциплинам всех циклов, изданной не
позднее 5 лет

6. Обеспеченность - все преподаватели - не менее чем у 50% - наличие - наличие
реализуемой основной имеют высшее преподавателей по педагогических педагогических
профессиональной профессиональное образовательной кадров, имеющих кадров, имеющих
образовательной образование или среднее программе базовое среднее высшее
программы профессиональное образование профессиональное или профессиональное
педагогическими кадрами образование по соответствует профилю высшее образование,
направлению подготовки преподаваемых профессиональное соответствующее
"Образование и дисциплин; образование, профилю
педагогика" или в - наличие у соответствующее преподаваемой
области, преподавателей профилю преподаваемой дисциплины (модуля)
соответствующей специальных дисциплин, дисциплины (модуля) в в соответствии с
преподаваемому как правило, опыта соответствии с требованиями ФГОС
предмету, без деятельности в требованиями ФГОС
предъявления требований соответствующей
к стажу работы, либо профессиональной сфере - наличие у преподавателей
высшее профессиональное профессионального цикла опыта деятельности
образование или среднее в соответствующей профессиональной сфере;
профессиональное - прохождение преподавателями
образование и профессионального цикла и мастерами
дополнительное производственного обучения стажировки в
профессиональное профильных организациях не реже 1 раза в 3
образование по года
направлению
деятельности в - наличие у мастера
образовательном производственного
учреждении без обучения уровня
предъявления требований квалификации по
к стажу работы; подготавливаемой
- все мастера профессии на 1 - 2
производственного разряда выше, чем
обучения имеют высшее предусмотрено ФГОС
профессиональное для выпускников
образование или среднее
профессиональное
образование в областях,
соответствующих
профилям обучения, и
дополнительное
профессиональное
образование по
направлению подготовки
"Образование и
педагогика" без
предъявления требований
к стажу работы

7. Материально-техническая Соответствие Соответствие Соответствие Соответствие
база, обеспечивающая требованиям ГОС НПО требованиям ГОС СПО требованиям ФГОС требованиям ФГОС
проведение всех видов
лабораторных работ,
практических занятий,
дисциплинарной,
междисциплинарной и
модульной подготовки,
учебной практики,
предусмотренных учебным
планом






Приложение № 1

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
соответствия содержания и качества подготовки обучающихся
федеральному государственному образовательному стандарту
по основной профессиональной образовательной программе

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(заявленная для аккредитационной экспертизы образовательная программа)

в _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(полное наименование профессиональной образовательной организации)

(далее - профессиональная образовательная организация).

Экспертиза проводилась в соответствии с приказом министерства
образования Нижегородской области от "__" _____________ 20___ г. № ______ с
"__" _____________ 20___ г. по "__" _____________ 20___ г.

Результаты экспертизы
содержания и качества подготовки обучающихся
в профессиональной образовательной организации


Показатель 1
Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы

ВЫВОД:

Показатель 2
Структура основной профессиональной образовательной программы
(требования к минимуму содержания)

ВЫВОД:

Показатель 3
Требования к условиям реализации основной профессиональной
образовательной программы
(заполняется при оценке соответствия требованиям ФГОС)

ВЫВОД:

Показатель 4
Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы

ВЫВОД:

Показатель 5
Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной профессиональной
образовательной программы

ВЫВОД:

Показатель 6
Обеспеченность реализуемой основной профессиональной образовательной
программы педагогическими кадрами

ВЫВОД:

Показатель 7
Материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов
лабораторных работ, практических занятий, дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики,
предусмотренных учебным планом

ВЫВОД:


ВЫВОД ПО АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
группа экспертов:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ: ___________________________________

"__" _____________ 20___ год





Приложение № 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА
по результатам аккредитационной экспертизы соответствия содержания и
качества подготовки обучающихся федеральному государственному
образовательному стандарту
(примерная форма)
в _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(полное наименование профессиональной образовательной организации)

по основной профессиональной образовательной программе (далее - ОПОП)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование заявленной для аккредитационной экспертизы
образовательной программы)

Дата проведения аккредитационной экспертизы - "__" _____________ 20___ года

Показатель 1: Сроки освоения ОПОП
Критерии:


Выполнение требований к

нормативному общему общему продолжительности продолжительности продолжительности общей продолжительности
сроку объему объему всех видов промежуточной государственной продолжительности каникул в зимний
освоения максимальной обязательной практик аттестации итоговой каникулярного период времени
ОПОП и и (часы/недели) (недели) аттестации времени (недели)
обязательной максимальной выпускников
учебной учебной (недели)
нагрузки нагрузки по
циклам




ВЫВОД:

Показатель 2: Структура ОПОП (требования к минимуму содержания)
Критерии:


100% наличия выполнение выполнение непрерывность и выполнение
обязательных требований к требований к целостность требований к
дисциплин объему часов минимальному профессиональных структуре
обязательной обязательных объему модулей профессионального
части циклов, учебных обязательной цикла
профессиональных дисциплин учебной нагрузки
модулей, согласно по дисциплинам и
междисциплинарных ФГОС междисциплинарным
курсов в учебном курсам
плане в
зависимости от
комбинации
квалификаций




ВЫВОД:

Показатель 3: Требования к условиям реализации ОПОП
Критерии:


Выполнение требований к

объему максимальному продолжительности условиям объему часов
аудиторной объему учебной каникулярного реализации на
учебной нагрузки времени в учебном дисциплины консультации
нагрузки в обучающегося в году "Физическая в учебном
неделю неделю, включая культура" году (очная
(очная и все виды форма
очно-заочная аудиторной и получения
(вечерняя) внеаудиторной образования,
формы (самостоятельной) очно-заочная)
получения учебной работы
образования)
или в
учебном году
(заочная
форма
получения
образования)




ВЫВОД:

Показатель 4: Результаты освоения ОПОП
Критерии:


доля тематика всех курсовых обеспечение не менее 80%
обучающихся, работ (проектов) документами по обучающихся по ОПОП
освоивших соответствует учебным организации имеют положительные
обязательные дисциплинам, государственной оценки по
дисциплины профессиональным итоговой результатам
ОПОП ФГОС, не модулям, определенным аттестации государственной
менее 60% учебным планом выпускников итоговой аттестации




ВЫВОД:

Показатель 5: Учебно-методическое обеспечение реализуемой ОПОП
Критерии:


100% наличия 100% обеспечение всех обеспечение каждого обеспечение обеспечение
рабочих программ обеспечение видов занятий по обучающегося учебным официальными, учебной
дисциплин, документами учебным печатным изданием и справочно- литературой
междисциплинарных всех видов дисциплинам, (или) электронным библиографическими по
курсов и практик практик по междисциплинарным изданием по каждой и периодическими дисциплинам
ОПОП курсам, дисциплине изданиями в всех
профессиональным общепрофессионального расчете 1 - 2 циклов,
модулям учебного учебного цикла и экземпляра на изданной не
плана учебно-методическим каждые 100 позднее 5
учебно-методической печатным и (или) обучающихся лет
документацией электронным изданием
по каждому
междисциплинарному
курсу (включая
электронные базы
периодических
изданий)




ВЫВОД:

Показатель 6: Обеспеченность реализуемой ОПОП педагогическими кадрами
Критерии:


наличие наличие у прохождение наличие у мастера
педагогических преподавателей преподавателями производственного
кадров, имеющих профессионального профессионального обучения уровня
среднее цикла опыта цикла и мастерами квалификации по
профессиональное деятельности в производственного подготавливаемой
или высшее соответствующей обучения профессии на 1 -
профессиональное профессиональной стажировки в 2 разряда выше,
образование, сфере профильных чем предусмотрено
соответствующее организациях не ФГОС для
профилю реже 1 раза в 3 выпускников
преподаваемой года
дисциплины (модуля)
в соответствии с
требованиями ФГОС




ВЫВОД:

Показатель 7: Материально-техническая база, обеспечивающая проведение всех видов лабораторных работ, практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом
Критерий: соответствие (несоответствие) требованиям ФГОС
ВЫВОД:

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Эксперт ________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)

Руководитель группы ________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О.)

"__" _______________ 20__ г.


------------------------------------------------------------------