По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации Кстовского района Нижегородской области от 08.11.2013 N 2674 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса Кстовского муниципального района Нижегородской области на 2014 - 2016 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. № 2674

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

В соответствии с Федеральным законом Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 № 264-ФЗ, Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 декабря 2012 г. № 882, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие агропромышленного комплекса Кстовского муниципального района Нижегородской области на 2014 - 2016 годы".
2. Департаменту финансов (О.И. Веселова) ежегодно при формировании бюджета предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.
3. Управлению по связям с общественностью и СМИ (С.В. Медведева) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Маяк".
4. Управлению по организационной работе (А.Д. Капитула) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
6. Протокольному отделу (Карпунина И.Ф.) довести настоящее постановление до сведения департамента сельского хозяйства, департамента финансов, управления организационной работы, управления экономики и инвестиций.

Глава администрации
Ю.П.КОНЮХОВ





Утверждена
Постановлением Главы администрации
Кстовского муниципального района
от 08.11.2013 № 2674

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КСТОВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.1. Наименование Программы
Муниципальная программа "Развитие агропромышленного комплекса Кстовского муниципального района Нижегородской области на 2014 - 2016 годы"
1.2. Основание для разработки Программы
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 № 264-ФЗ
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р
1.3. Государственный заказчик Программы
Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области
1.4. Основные разработчики Программы
Департамент сельского хозяйства Кстовского муниципального района Нижегородской области
1.5. Основная цель (цели) Программы
- обеспечение населения области высококачественными продуктами питания в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации; - создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) Нижегородской области;
- создание условий для устойчивого развития сельских территорий;
- создание условий для сохранения и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов
1.6. Основные задачи Программы
- стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для повышения эффективности производства основных видов пищевых продуктов;
- развитие малых форм хозяйствования и кооперации;
- укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК;
- поддержка развития производственной инфраструктуры, технического и технологического потенциала АПК;
- научно-методическое обеспечение эффективного развития АПК;
- повышение качества жизни сельского населения;
- формирование кадрового потенциала АПК в районе;
- создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв и повышение эффективности земель сельскохозяйственного назначения; развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
1.7. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2014 - 2016 годы.
Программа реализуется в один этап
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы
Исполнителями основных мероприятий Программы являются:
Департамент сельского хозяйства Кстовского муниципального района Нижегородской области, сельхозтоваропроизводители
1.9. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области
1.10. Индикаторы достижения цели (целей) Программы
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимой оценке).
2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимой оценке).
3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимой оценке).
4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимой оценке).
5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.
6. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций.
7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства).
8. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций.
9. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки".
10. Среднемесячная номинальная заработная плата по виду деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки"

1.11. Объемы и источники финансирования Программы,
млн рублей

Источники финансирования

2014
2015
2016
Всего за период реализации Программы
Всего, в т.ч.
387,100
387,231
398,165
1172,496
Областной бюджет, в т.ч.
152,1
147,0
144,7
443,8
Кап. вложения
16,52
19,6
22,68
58,8
НИОКР
0,3
0,3
0,3
0,9
Прочие расходы
135,3
127,1
121,7
384,1
Федеральный бюджет, в т.ч.
42,7
43,7
43,7
130,1
Кап. вложения
2,58
2,58
2,58
7,74
НИОКР



0
Прочие расходы
40,1
41,1
41,1
122,3
Местный бюджет, в т.ч.
0,500
0,531
0,565
1,596
Кап. вложения



0
НИОКР



0
Прочие расходы
0,500
0,531
0,565
1,596
Прочие источники, в т.ч.
191,8
196,0
209,2
597
Кап. вложения
21
21
21
63
НИОКР
1,7
1,7
1,7
5,1
Прочие расходы
169
173
187
529

--------------------------------
<*> Капитальные вложения финансируются в рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 07.10.2011 № 814 (далее - ОЦП "Развитие...").
<**> Прочие источники - это собственные средства сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, направляемые на основную производственную деятельность, в рамках софинансирования, а также кредитные ресурсы с субсидированием части процентной ставки (ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) из федерального и областного бюджетов.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА

2.1. Состояние и основные проблемы развития АПК.
Кстовский район является крупным сельскохозяйственным районом Нижегородской области Приволжского федерального округа, имеющим большие возможности для развития сельскохозяйственного производства: благоприятные природные условия, развитую транспортную сеть, высокий спрос на сельскохозяйственную продукцию.
Агропромышленный комплекс (далее также - АПК) включает:
- сельское хозяйство;
- предприятия сервисного и материально-технического снабжения;
- промышленность, перерабатывающую сельскохозяйственное сырье.
Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 12 сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм, 40 крестьянских (фермерских) хозяйств, широкая сеть некоммерческих садоводческих, огороднических и частных объединений и личных подсобных хозяйств граждан.
За 2012 год сельскохозяйственными товаропроизводителями Кстовского района Нижегородской области произведено сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) на сумму 884,6 млн рублей, или 89% к уровню предыдущего года. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 89%.
Сельскохозяйственными организациями области от реализации продукции, товаров работ и услуг в 2012 году получена выручка в сумме 701 млн рублей, что на 3,3 млн рублей больше уровня 2011 года. Уровень рентабельности от всей производственно-финансовой деятельности за 2012 год составил 10,7%.
Положительный финансовый результат отмечается в 10 сельскохозяйственных организациях, или в 83% от их общего количества (в 2011 году - 100%).
Заработная плата в сельскохозяйственном производстве за 2012 год составила в среднем 14200 рублей, или 105% к соответствующему периоду предшествующего года (в 2011 году - 13871 рубль).
Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов.
Всего на развитие АПК Кстовского района в 2012 году выделено 120 млн рублей, в том числе из областного бюджета - 92 млн рублей, из федерального бюджета - 28 млн рублей. Дополнительно через Фонд поддержки агропромышленного комплекса и производительных сил муниципальных образований поступило 25 млн рублей.
Цели, задачи и мероприятия Программы в первую очередь направлены на решение проблем, накопившихся в агропромышленном комплексе, среди которых следует выделить проблемы как федерального, регионального, так и районного уровня:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию, стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности, что предопределило доминирование на рынке импортных машин и оборудования;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, отток из аграрного производства квалифицированных специалистов и молодежи, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.
Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одновременно выделяются следующие приоритеты:
в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства, как в целом обеспечивающий устойчивость АПК;
в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других видов сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;
в институциональной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
научное и кадровое обеспечение в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

2.2. Цели и задачи Программы.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Минсельхозпродом обозначены основные цели и задачи развития АПК Нижегородской области.
Цель 1. Обеспечение населения области высококачественными продуктами питания в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение первой цели:
стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции;
создание условий для повышения эффективности производства основных видов пищевых продуктов;
развитие малых форм хозяйствования и кооперации.
Цель 2. Создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития АПК.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение второй цели:
укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК;
поддержка развития производственной инфраструктуры, технического и технологического потенциала АПК;
научно-методическое обеспечение эффективного развития АПК.
Цель 3. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение третьей цели:
повышение качества жизни сельского населения;
формирование кадрового потенциала АПК в Нижегородской области.
Цель 4. Создание условий для сохранения и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение четвертой цели:
создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв и повышение эффективности земель сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
Программа охватывает следующие виды (разделы) деятельности:
раздел 1. Развитие растениеводства и повышение плодородия почв;
раздел 2. Мелиорация земель сельскохозяйственного назначения;
раздел 3. Развитие животноводства;
раздел 4. Инновационная и инвестиционная привлекательность АПК;
раздел 5. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
раздел 6. Развитие малых форм хозяйствования и кооперации;
раздел 7. Социальное развитие села;
раздел 8. Формирование кадрового потенциала АПК;
раздел 9. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.

2.3. Сроки и этапы реализации Программы.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2014 - 2016 годов. Программа реализуется в 1 этап.

2.4. Управление Программой и механизм ее реализации.
Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с разработанными планами, изложенными в Программе, и принятыми по основным направлениям соглашениями с сельхозпредприятиями района.
Координатором реализации Программы, осуществляющим общее руководство и контроль за ходом реализации мероприятий Программы, является Администрация Кстовского муниципального района.

2.5. Система программных мероприятий

№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения
Исполнители мероприятий
Объем финансирования (по годам, в разрезе источников), млн рублей





Всего, в т.ч.
2014
2015
2016
Всего
1
2
3
4
5
6
8
9
10
15
Финансирование Программы, всего
Всего
387,100
387,231
398,165
1172,496
фед. б-т
42,7
43,7
43,7
130,1
обл. б-т
152,1
147,0
144,7
443,8
мест. б-т
0,500
0,531
0,565
1,596
проч.
191,8
196,0
209,2
597
Цель 1. Обеспечение населения высококачественными продуктами питания в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации
Всего
256,5
260,9
273,3
790,7
фед. б-т
24
25
25
74
обл. б-т
97,5
97,9
98,3
293,7
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
135
138
150
423
Задача 1.1. Стимулирование роста объемов производства сельскохозяйственной продукции
Всего
214,5
215,9
225,3
655,7
фед. б-т
17
18
18
53
обл. б-т
90,5
90,9
91,3
272,7
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
107
107
116
330
1.1.1.
Семеноводство: содействие во внедрении в производство передовых технологий возделывания сельскохозяйственных культур, новых, высокопродуктивных сортов, адаптированных к местным условиям производства
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
36,1
36,1
36,1
319,8
фед. б-т
2
2
2
17
обл. б-т
4,1
4,1
4,1
32,8
мест. б-т



0
проч.
30
30
30
270
1.1.2.
Овощеводство: содействие увеличению посевных и посадочных площадей под овощами открытого и защищенного грунта
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
20,9
12
12
177,2
фед. б-т



0
обл. б-т
4,9
4,9
4,9
39,2
мест. б-т



0
проч.
16
16
16
138
1.1.3.
Племенная работа: содействие использованию хозяйствами лучшего генофонда, работе по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
21,5
21,5
21,5
176
фед. б-т
4
4
4
36
обл. б-т
7,5
7,5
7,5
60
мест. б-т



0
проч.
10
10
10
80
1.1.4.
Молочное скотоводство: содействие внедрению ресурсосберегающих технологий
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
136
137,4
146,8
1475
фед. б-т
11
12
12
97
обл. б-т
74
74,4
74,8
600
мест. б-т



0
проч.
51
51
60
778
1.1.5.
Поддержка экономически значимых программ в области животноводства: создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
0
0
0
0
фед. б-т



0
обл. б-т



0
мест. б-т



0
проч.



0
Задача 1.2. Создание условий для повышения эффективности производства основных видов пищевых продуктов
Всего
16,7
17,7
18,7
53,1
фед. б-т
3
3
3
9
обл. б-т
4,7
4,7
4,7
14,1
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
9
10
11
30
1.2.1.
Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет проведения модернизации производства
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
10,7
11,7
12,7
311,6
фед. б-т
1
1
1
8
обл. б-т
0,7
0,7
0,7
5,6
мест. б-т



0
проч.
9
10
11
298
1.2.2.
Возмещение части затрат на уплату процентов за пользование инвестиционными кредитными ресурсами, направляемыми на строительство новых современных производств, приобретение специализированного транспорта, проведение реконструкции и модернизации существующих
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
6
6
6
48
фед. б-т
2
2
2
16
обл. б-т
4
4
4
32
мест. б-т



0
проч.



0
Задача 1.3. Развитие малых форм хозяйствования и кооперации
Всего
25,3
27,3
29,3
81,9
фед. б-т
4
4
4
12
обл. б-т
2,3
2,3
2,3
6,9
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
19
21
23
63
1.3.1.
Субсидирование части затрат на уплату процентов за пользование кредитами и займами, полученными ЛПХ, КФХ, потребительскими кооперативами в банках и кредитных кооперативах
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
21,3
23,3
25,3
207,4
фед. б-т
4
4
4
32
обл. б-т
0,3
0,3
0,3
2,4
мест. б-т



0
проч.
17
19
21
173
1.3.2.
Поддержка начинающих фермерских хозяйств
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, КФХ
Всего
2
2
2
15
фед. б-т



0
обл. б-т
1
1
1
7
мест. б-т



0
проч.
1
1
1
8
1.3.3.
Предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, КФХ
Всего
2
2
2
14
фед. б-т



0
обл. б-т
1
1
1
7
мест. б-т



0
проч.
1
1
1
7
Цель 2. Создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития АПК Нижегородской области
Всего
54,132
53,440
53,049
160,621
фед. б-т
15,0
15,0
15,0
45
обл. б-т
28,8
27,9
27,3
84
мест. б-т
0,132
0,140
0,149
0,421
проч.
10,2
10,4
10,6
31,2
Задача 2.1. Укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей
Всего
42
41,4
40,8
124,2
фед. б-т
15
15
15
45
обл. б-т
27
26,4
25,8
79,2
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
0
0
0
0
2.1.1.
Возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами, направляемыми на пополнение оборотных средств
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
5
5
5
40
фед. б-т
3
3
3
24
обл. б-т
2
2
2
16
мест. б-т



0
проч.



0
2.1.2.
Возмещение части затрат на уплату процентов за пользование инвестиционными кредитными ресурсами, направляемыми на инвестиции в основной капитал сельского хозяйства и приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
30
30
30
240
фед. б-т
12
12
12
96
обл. б-т
18
18
18
144
мест. б-т



0
проч.



0
2.1.3.
Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 года № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
7
6,4
5,8
44
фед. б-т



0
обл. б-т
7
6,4
5,8
44
мест. б-т



0
проч.



0
Задача 2.2. Стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК
Всего
1,332
1,540
1,749
4,621
фед. б-т



0
обл. б-т



0
мест. б-т
0,500
0,531
0,565
1,241
проч.
1,2
1,4
1,6
4,2
2.2.1.
Содействие переоформлению прав на земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
1,8
2,1
2,4
20,4
фед. б-т



0
обл. б-т
0,6
0,7
0,8
6,8
мест. б-т



0
проч.
1,2
1,4
1,6
13,6
2.2.2.
Стимулирование повышения эффективности работы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Проведение конкурса между организациями АПК
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
0,500
0,531
0,565
1,241
фед. б-т



0
обл. б-т



0
мест. б-т
0,500
0,531
0,565
1,241
проч.



0
Задача 2.3. Поддержка развития производственной инфраструктуры, технического и технологического потенциала АПК
Всего
10,8
10,5
10,5
31,8
фед. б-т
0
0
0
0
обл. б-т
1,8
1,5
1,5
4,8
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
9
9
9
27
2.3.1.
Содействие обновлению парка зерновых и кормоуборочных комбайнов отечественного производства. Возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов отечественного производства
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
3,6
3,5
3,5
24,6
фед. б-т



0
обл. б-т
0,6
0,5
0,5
3,6
мест. б-т



0
проч.
3
3
3
21
2.3.2.
Содействие обновлению парка тракторов, техники для кормозаготовки и приготовления кормов. Возмещение части затрат на приобретение техники
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
3,6
3,5
3,5
24,6
фед. б-т



0
обл. б-т
0,6
0,5
0,5
3,6
мест. б-т



0
проч.
3
3
3
21
2.3.3.
Содействие обновлению зерносушильного и зерноочистительного оборудования. Возмещение части затрат на приобретение техники
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
3,6
3,5
3,5
24,6
фед. б-т



0
обл. б-т
0,6
0,5
0,5
3,6
мест. б-т



0
проч.
3
3
3
21
Цель 3. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий
Всего
32,1
26,5
24,4
83
фед. б-т
3,7
3,7
3,7
11,1
обл. б-т
21,8
16,2
14,1
52,1
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
6,6
6,6
6,6
19,8
Задача 3.1. Повышение качества жизни сельского населения
Всего
30,1
24,4
22,2
76,7
фед. б-т
3,7
3,7
3,7
11,1
обл. б-т
19,8
14,1
11,9
45,8
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
6,6
6,6
6,6
19,8
3.1.1.
Строительство жилья в сельской местности: увеличение объемов ввода жилья, улучшение жилищных условий сельских жителей <*>
Кап. вложения
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
16,8
16,8
16,8
134,4
фед. б-т
3,7
3,7
3,7
29,6
обл. б-т
6,5
6,5
6,5
52
мест. б-т



0
проч.
6,6
6,6
6,6
52,8
3.1.2.
Развитие газификации в сельской местности: увеличение темпов газификации сельской местности, строительство и реконструкция распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях области <*>
Кап. вложения
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
13,3
7,6
5,4
39,1
фед. б-т



0
обл. б-т
13,3
7,6
5,4
39,1
мест. б-т



0
проч.



0
Задача 3.2. Формирование кадрового потенциала АПК в Нижегородской области
Всего
2
2,1
2,2
6,3
фед. б-т
0
0
0
0
обл. б-т
2
2,1
2,2
6,3
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
0
0
0
0
3.2.1.
Переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, рабочих кадров. Подготовка резерва управленческих кадров
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
0,6
0,7
0,8
6,8
фед. б-т



0
обл. б-т
0,6
0,7
0,8
6,8
мест. б-т



0
проч.



0
3.2.2.
Реализация мер государственной поддержки в соответствии с Законом Нижегородской области от 1 ноября 2008 года № 149-З "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области"
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
1,4
1,4
1,4
11,2
фед. б-т



0
обл. б-т
1,4
1,4
1,4
11,2
Мест. б-т



0
Проч.



0
Цель 4. Создание условий для сохранения и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов
Всего
44
46
47
137
фед. б-т
0
0
0
0
обл. б-т
4
5
5
14
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
40
41
42
123
Задача 4.1. Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв и повышение эффективности земель сельскохозяйственного назначения
Всего
44
46
47
137
фед. б-т
0
0
0
0
обл. б-т
4
5
5
14
мест. б-т
0
0
0
0
проч.
40
41
42
123

4.1.2.
Внесение в почву минеральных и микробиологических удобрений
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
24
26
27
223,4
фед. б-т



0
обл. б-т
4
5
5
42,4
мест. б-т



0
проч.
20
21
22
181
4.1.3.
Осуществление культуртехнических мероприятий
Прочие расходы
2014 - 2016 годы
Минсельхозпрод, департамент сельского хозяйства, сельхозпредприятия
Всего
20
20
20
140
фед. б-т



0
обл. б-т



0
мест. б-т



0
проч.
20
20
20
140

--------------------------------
<*> Капитальные вложения финансируются в рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 07.10.2011 № 814 (далее - ОЦП "Развитие...").
<**> Прочие источники - это собственные средства сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, направляемые на основную производственную деятельность, в рамках софинансирования, а также кредитные ресурсы привлеченные на условиях возмещения части процентной ставки (ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) из федерального и областного бюджетов.
<***> Финансирование осуществляется в рамках непрограммных мероприятий в соответствии с утвержденными бюджетным учреждениям государственными заданиями.

Решение поставленных задач будет осуществляться в рамках мероприятий Программы по следующим стратегическим направлениям, обозначенным разделами.

Раздел 1. РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЕВОДСТВА

Основной задачей в области развития растениеводства как важнейшей отрасли сельскохозяйственного производства является рост производства продукции в объемах, достаточных для удовлетворения растущих потребностей населения района, обеспечения животноводства полноценными кормами.
Для этого предусматривается:
увеличение площадей под посевами всех основных продовольственных и технических культур;
внедрение в производство передовых технологий и комплексной механизации возделывания сельскохозяйственных культур;
внедрение новых высокопродуктивных сортов, адаптированных к местным условиям;
увеличение объемов производства семян высших репродукций на основе прогрессивных технологий и расширение их ассортимента для полного обеспечения потребности в семенах сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом необходимого страхового и переходящего фонда;
рост урожайности сельскохозяйственных культур за счет тщательного соблюдения технологии их возделывания;
снижение потерь урожая путем обновления сушильно-сортировального хозяйства и модернизации машинно-тракторного парка.
Основными направлениями развития растениеводства должны стать производство продовольственного и фуражного зерна, картофеля и овощей, элитное семеноводство, кормопроизводство, а также сохранение и восстановление плодородия почв.
Развитие зернового производства.
Применение ресурсосберегающих технологий к 2016 году на площади 14 тыс. га позволит снизить затраты на 17%, а себестоимость - на 25% и получить к 2016 году 28 тыс. тонн зерна, в том числе 5 тыс. тонн продовольственного.
Овощеводство.
Планируется увеличение площадей овощных культур до 162 га. Увеличение валового производства до 22 тыс. тонн.
В соответствии с утвержденной Минсельхозпродом экономически значимой региональной программой "Развитие овощеводства защищенного грунта в Нижегородской области на 2013 - 2015 годы с продолжением мероприятий до 2020 года" планируется увеличение площади зимних теплиц к 2015 году до 12,4 га, к 2016 году до 13 га, оснастив их самыми передовыми технологическими решениями. Также планируется увеличение валового сбора тепличных овощей к 2015 году до 2 тыс. тонн, к 2016 году до 2,2 тыс. тонн.
Картофелеводство.
Планируется довести посадочные площади во всех категориях хозяйств до 2,1 тыс. га и увеличить валовое производство картофеля до 30 тыс. тонн.
Семеноводство.
В области семеноводства ведется работа по снижению доли семян массовых репродукций до 3,5% и увеличению объемов использования семенного материала высших репродукций к 2016 году до 500 тонн. Для этого обновляется материально-техническая база элитносеменоводческих хозяйств, из средств областного бюджета стимулируется приобретение как оригинальных, так и элитных семян основных сельскохозяйственных культур.
В перспективе к 2016 году планируется переход на устойчивую схему сортообновления с циклом от 7 до 10 лет.

Раздел 2. МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ

Мелиорация земель является важной составляющей частью повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Реализация комплекса мероприятий по развитию мелиорации предусматривает:
модернизацию и техническое перевооружение внутрихозяйственных мелиоративных систем;
ремонт мелиоративных систем;
культуртехнические работы;
возделывание на мелиорируемых землях овощей, картофеля и кормовых культур.
Модернизация и техническое перевооружение предусматривают приобретение новых и замену применяемых в настоящее время средств механизации полива на современные. За период реализации мероприятий планируется осуществить в установленном порядке приобретение 1 дождевальной машины типа "Бауер" и 1 насосной станции с возмещением части затрат за счет областного бюджета.
Ремонт мелиоративных систем предусматривает наименее затратное техническое перевооружение существующих мелиорированных площадей и мелиоративных систем, находящихся на указанных площадях, особенно внутрихозяйственной их части.
Культуртехнические мероприятия подразумевают очистку пахотного горизонта от древесины и валунов, уничтожение кочек, уборку камней.
На мелиорируемых землях предусматриваются развитие кормопроизводства, картофелеводства, овощеводства, совершенствование ресурсосберегающих, экологически безопасных агротехнологий возделывания указанных сельскохозяйственных культур, обеспечивающих эффективное использование природно-ресурсного потенциала мелиорированных земель.
К 2016 году планируется:
приобрести 1 единицу средств механизации полива;
отремонтировать мелиоративные системы;
провести культуртехнические мероприятия на площади.
С целью сохранения и повышения плодородия почв необходимо выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих стабильный рост производства продукции растениеводства, позволяющего обеспечить высококачественной сельскохозяйственной продукцией население района.
В первую очередь это:
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии;
внесение в почву минеральных и микробиологических удобрений;
внесение в почву органических удобрений для регулирования баланса питательных веществ в почвах пахотных угодий;
известкование кислых почв и фосфоритование почв, бедных фосфором, с низким естественным плодородием;
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;
внедрение новых высокопродуктивных сортов, адаптированных к местным условиям;
увеличение посевных площадей и роста продуктивности сельскохозяйственных культур.
К 2016 году планируется:
внесение минеральных удобрений довести до 1300 тонн д. в. в год;
внесение органических удобрений - до 80 тонн в год;
проведение известкования кислых почв - до 500 га в год;
проведение фосфоритования почв, бедных фосфором, - до 200 га в год;
ввод в оборот ранее не используемых земель сельскохозяйственного назначения - до 200 га в год.

Раздел 3. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА

Главной задачей данного направления Программы будет являться обеспечение населения Нижегородской области продуктами питания высокого качества, в основном за счет отечественного сельскохозяйственного производителя, что позволит решить важнейшую социально-экономическую задачу по сохранению и улучшению здоровья населения.
Рост производства животноводческой продукции во всех муниципальных образованиях области будет идти на основе интенсификации производства, повышения продуктивности животных, что позволит значительно снизить себестоимость производства единицы продукции.
Предполагается повышение уровня воспроизводства стада за счет высококачественного кормления, отвечающего физиологической потребности животных, и широкого применения биотехнологических методов.
Интенсивный путь развития животноводства позволит стабилизировать поголовье скота, а удельный вес племенного маточного поголовья в общем поголовье будет увеличен до 50% к 2016 году. Надой от одной коровы составит к 2016 году в среднем 6000 кг молока в год.
Выход телят планируется довести к 2016 году до 85 голов на 100 коров, поросят - 18 - 20 голов на основную свиноматку, ягнят - 100 - 105 голов на 100 овцематок. Реализация племенного молодняка будет составлять 10% от маточного поголовья, содержащегося в племенных организациях.
Будут внедрены современные технологии искусственного осеменения, обеспечивающие высокие результаты оплодотворения, применены современные методы профилактики и лечения животных.
В молочном скотоводстве продолжится процесс совершенствования племенных и продуктивных качеств скота, особенно повышения жирности и белковости молока, путем использования лучших отечественных и мировых племенных ресурсов.
В скотоводстве наиболее быстрыми темпами будет внедряться технология беспривязного содержания коров с доением на автоматизированных установках, дозированное кормление животных в соответствии с уровнем продуктивности.
Для достижения поставленных задач за счет средств областного бюджета планируется предоставлять субсидии на поддержку племенного животноводства.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся в соответствии с действующим законодательством разведением племенных животных, предоставляются субсидии:
на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
на искусственное осеменение сельскохозяйственных животных;
на приобретение племенного молодняка.
Организациям по искусственному осеменению предоставляются субсидии:
на содержание племенных быков-производителей, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки этого качества;
на приобретение быков-производителей.
Организациям по племенной работе предоставляется субсидия на проведение бонитировки сельскохозяйственных животных.
Организациям, осуществляющим иммуногенетическую экспертизу, возмещается часть затрат на проведение иммуногенетического тестирования племенных животных.
В целях стабилизации и увеличения поголовья крупного рогатого скота оказывается финансовая поддержка из областного бюджета в виде субсидирования:
- части затрат на реализованное молоко собственного производства;
- на содержание маточного поголовья мясного скота.
Субсидирование оказывается при условии сохранения поголовья дойного стада крупного рогатого скота на 1 января отчетного года.
Стимулирование производства молока и сохранения численности маточного поголовья производится в форме предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство и реконструкцию животноводческих объектов.
В целях наращивания производства молока сельскохозяйственным товаропроизводителям возмещается часть затрат за килограмм реализованного молока высшего и первого сорта при условии сохранения (наращивания) поголовья коров и объемов производства молока к предыдущему году.
В целях увеличения объемов производства мяса птицы предоставляются субсидии на возмещение части затрат на производство птицы на убой.
В целях обеспечения экологической безопасности и предотвращения распространения особо опасных заболеваний животных и человека планируется субсидирование организаций, осуществляющих сбор и утилизацию биологических отходов. При этом сумма предоставляемой субсидии не должна превышать убытки, полученные от основной деятельности.

Раздел 4. ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПК

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, предполагает повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства, создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль, выход агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии.
Одной из проблем в сельскохозяйственном производстве является низкий уровень производительности труда. Поэтому в качестве основного пути развития сельскохозяйственного производства Нижегородской области выбран интенсивный путь развития отрасли за счет модернизации производства, рационального применения материально-технических ресурсов и внедрения ресурсосберегающих технологий. Руководители сельскохозяйственных организаций сориентированы на приобретение энергонасыщенной техники, комбинированных широкозахватных агрегатов и современных комплексов машин различной модификации, тракторов 4 - 5 класса, новых современных зерно- и кормоуборочных комбайнов.
Для достижения поставленных задач будут реализованы следующие мероприятия:
привлечение инвесторов в сельскохозяйственные организации области;
реализация инвестиционных проектов в сельскохозяйственной отрасли в соответствии с Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области".
В целях поддержания и развития инвестиционной деятельности, обеспечения защиты прав, интересов и имущества ее участников в Нижегородской области создан инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области. Определены порядок и условия предоставления инвестиционным проектам статуса приоритетных, заключения инвестиционных соглашений и контроля над ходом их реализации.
Привлечение инвестиций в сельскохозяйственный бизнес будет осуществляться по четырем основным направлениям:
1. Строительство современных высокотехнологичных животноводческих комплексов и помещений.
С 2010 года в Нижегородской области взят курс на развитие отрасли молочного животноводства.
За 3 года реализации мероприятий по поддержке отрасли животноводства было построено и реконструировано более 11 животноводческих объектов для содержания КРС. Новыми технологиями охвачено около 70% дойного стада.
Стимулирование производства молока и сохранения численности маточного поголовья производится в форме предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство, реконструкцию животноводческих помещений для содержания маточного и ремонтного молодняка крупного рогатого скота:
- на реконструкцию животноводческих объектов по производству молока для содержания дойного стада выплачивается субсидия в размере 2 рублей на один килограмм реализованного молока собственного производства в физическом весе;
- на строительство животноводческих объектов по производству молока для содержания дойного стада, сухостойных коров, в том числе родильных отделений и помещений для выращивания ремонтного молодняка, выплачивается субсидия в размере 3 рублей на 1 килограмм реализованного молока собственного производства в физическом весе.
Продолжение работы в данном направлении позволит снизить затраты труда, увеличить объемы и повысить качество производимой продукции за счет внедрения современных технологий кормления и содержания животных и птицы. Основным критерием успешной реализации указанных мероприятий является динамика увеличения производства молока, мяса и яиц, позволяющая к 2016 году полностью удовлетворить потребности области в животноводческой продукции в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
2. Освоение залежных земель.
Переход большинства сельскохозяйственных организаций на индустриальное производство в отрасли животноводства требует создания высокоразвитой кормовой базы. Расширяются площади многолетних трав, силосных и зернобобовых культур.
Все это в конечном итоге окажет положительное влияние на финансово-экономическое состояние хозяйств. Распашка залежных земель будет проводиться силами сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Всего за годы реализации Программы будет введено в оборот 1300 га залежных земель.
3. Оптимизация земельных отношений.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в Нижегородской области продолжается работа по стабилизации земельных отношений и оформлению прав на земли сельскохозяйственного назначения.
Ориентировочная себестоимость переоформления прав одного гектара сельскохозяйственных угодий составляет от 350 до 500 рублей без учета затрат на выкуп земельных долей или земельных участков. Основную часть затрат составляет изготовление землеустроительной документации.
В соответствии с установленными требованиями сельхозпроизводители, завершившие переоформление прав на земли, получают возмещение части затрат в размере 30 или 100 рублей за гектар переоформленной земли, в зависимости от варианта оформления земельных отношений.
Продолжение процесса переоформления прав на землю, а также проведение инвентаризации и мониторинга качественных и количественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения будут способствовать повышению эффективности их использования.
4. Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства.
Основной целью технического переоснащения сельскохозяйственного производства региона является существенное повышение эффективности работы сельскохозяйственного товаропроизводителя путем внедрения ресурсосберегающих технологий с применением современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники.
Данная деятельность будет реализовываться по следующим основным направлениям:
последовательное внедрение в сельскохозяйственное производство ресурсосберегающих технологий с применением высокопроизводительной сельскохозяйственной техники;
поддержание имеющегося машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей в технически исправном состоянии;
привлечение кредитных средств коммерческих банков, лизинговых компаний для увеличения поставок сельскохозяйственной техники.
Стимулирование обновления зерноуборочных и самоходных кормоуборочных комбайнов будет производиться путем возмещения из областного бюджета от 250 тыс. до 500 тыс. рублей за 1 приобретенный комбайн при условии предоставления производителем или поставщиком скидки в размере не менее этой же суммы.
Стимулирование обновления кормозаготовительной техники и оборудования для приготовления кормов будет производиться путем компенсации из средств областного бюджета части затрат на приобретение сельскохозяйственными организациями ресурсосберегающего оборудования и техники в размере до 25% от их стоимости.
Стимулирование обновления оборудования для сушки и очистки зерна будет производиться путем компенсации из средств областного бюджета части затрат на приобретение сельскохозяйственными предприятиями зерносушильного и зерноочистительного оборудования в размере до 25% от его стоимости.
Стимулирование развития биоэнергетики будет производиться путем компенсации части затрат на ввод биоэнергетических установок в размере до 20% стоимости.
5. Информационно-консультационное обслуживание агропромышленного комплекса.

Раздел 5. РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Пищевая и перерабатывающая промышленность Кстовского района Нижегородской области представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население района необходимыми продуктами питания.
Развитие пищевой отрасли направлено на создание условий для повышения конкурентоспособности продукции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Нижегородской области в обеспечении населения качественными и безопасными пищевыми продуктами необходимого объема и ассортимента.
Для этого предусматривается решение следующих задач:
обновление производственных мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности за счет строительства новых, реконструкции и модернизации существующих производств;
увеличение доли использования в производстве продовольственных товаров сырьевых ресурсов местных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
расширение ассортимента и увеличение объемов производства высококачественных пищевых продуктов, в том числе функционального и профилактического назначения;
развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка.
Путем предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, будут поддерживаться основные направления деятельности:
стимулирование строительства, реконструкции и модернизации объектов пищевой и перерабатывающей промышленности; стимулирование установления долгосрочных взаимовыгодных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими организациями в сфере закупки сельскохозяйственного сырья;
стимулирование развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка;
увеличение объемов производства и расширение ассортимента высококачественных пищевых продуктов, в том числе продукции функционального и профилактического назначения.
Динамика развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2016 года будет формироваться под воздействием различных факторов, к которым относится определяющий спрос на отдельные виды продовольствия со стороны различных социальных групп и рост доходов населения, а также вхождение России и Нижегородской области в мировое экономическое пространство и повышение вероятности рисков, угрожающих устойчивому и динамичному развитию пищевой промышленности со стороны мирового рынка продовольствия.
В 2016 году производство пищевых продуктов по отношению к 2012 году увеличится в 1,4 раза при среднегодовом темпе прироста 4 - 5 процентов.

2. Переработка молока.
Приоритетными направлениями развития молочной отрасли являются: создание и развитие собственной сырьевой базы, строительство, реконструкция и модернизация объектов по первичной переработке молока, модернизация инженерной инфраструктуры действующих производств, обновление специализированного транспорта для перевозки молочного сырья и готовой продукции.
На территории района работает Кстовский молочный завод - одно из старейших предприятий Кстовского района и вновь построенное компактное предприятие по переработке молока ООО "Молочный завод "Приволжский".
Планируется расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет внедрения современных технологий, повышающих пищевую и биологическую ценность продуктов, а также применения упаковочных материалов нового поколения, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при производстве молочных продуктов.
3. Переработка скота.
ООО "Чернышихинский мясокомбинат" - новейшее предприятие, построенное и введенное в эксплуатацию в конце 1999 г. Оборудование колбасного цеха мощностью 20 т колбасных изделий и деликатесов в смену, изготовленное немецкими фирмами "Кремер-Гребе", "Майя", "Хантман", "Трейф", швейцарской "Альпина", итальянскими фирмами "Травалини" и "Велати", позволяет применять новейшие технологии при изготовлении колбас и выпускать в ассортименте более 100 видов колбасных изделий.
Основными направлениями развития мясной отрасли являются:
строительство современных объектов по первичной переработке мяса;
реконструкция и модернизация существующих мясоперерабатывающих производств;
развитие взаимовыгодных связей между мясокомбинатами и сельхозпроизводителями по производству скота и птицы;
расширение ассортимента вырабатываемой продукции (мяса в тушах, полутушах, отрубах, расфасованного и упакованного для торговых сетей);
развитие логистической инфраструктуры.

Раздел 6. РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И КООПЕРАЦИИ

К малым формам хозяйствования относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством. В настоящее время в области функционируют 300 крестьянских (фермерских) хозяйств и 20,8 тысячи личных подсобных хозяйств граждан.
В структуре производства продукции сельского хозяйства (в фактических ценах) доля населения составляет 37,1%. В 2011 году произведено 53,7% картофеля, 86,5% овощей, 24,9% молока, 21,7% скота и птицы в живом весе. Сосредоточено почти все производство плодов и ягод, шерсти, меда.
Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в производстве продукции пока невысок и составляет всего 5,8%. Произведено зерна - 9,1%, картофеля - 15.
Одной из проблем, сдерживающих развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на селе, является их низкая доходность. В цепочке "производство - переработка" реализация сельскохозяйственной продукции производителя, будучи ключевым звеном, занимает по доходности подчиненное место, и его доля в розничной цене конечного продукта необоснованно мала.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового фермерского хозяйства требует значительных денежных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам и др.
Основными задачами развития малых форм хозяйствования являются поддержка их сельскохозяйственной деятельности, улучшение качества жизни в сельской местности.
Для достижения указанных задач необходимо:
создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности;
повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
повышение уровня доходов сельского населения.
Критериями оценки реализации программных мероприятий являются:
количество крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм;
площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
На крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы распространяются все виды государственной поддержки, в том числе и предусмотренные в области на поддержку животноводства.
Создание благоприятных условий в земельных отношениях, экономической, правовой и социальной сферах позволит активно развиваться фермерству и придаст импульс развитию всего сельского хозяйства.
Учитывая растущий вклад в экономику отрасли, развитие малых форм хозяйствования в сельской местности является важным условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий.

Раздел 7. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА

Реализация федеральных и областных целевых программ способствовала созданию предпосылок для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.
Вместе с тем, в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий, реализация указанных мер оказалась недостаточной для их полного и эффективного использования, для улучшения уровня и качества жизни на селе.
Объекты социальной и инженерной инфраструктуры в ряде территорий Нижегородской области имеют высокую степень физического и морального износа, неравномерно размещены по территориям муниципальных районов и городских округов и не полностью соответствуют современным требованиям. Многие районы области имеют низкий уровень обеспеченности газом, водой, канализацией, центральным отоплением.
Главными задачами программы в сфере социального развития села являются:
1. Развитие жилищного строительства в сельской местности.
Для улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, предусматривается:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства и приобретения жилья, включая ипотечное кредитование;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Реализация мероприятий ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" и "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" позволит ввести в эксплуатацию 137,2 тыс. кв. метров жилья для молодых семей, молодых специалистов, а также сельских жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с острой потребностью организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области в квалифицированных кадрах разработан проект ОЦП "Сельское строительство на 2013 - 2026 годы".
Основной целью Программы является развитие сельских территорий посредством индивидуального жилищного строительства в сельской местности, привлечение квалифицированных кадров в сельскохозяйственное производство и обеспечение жильем работников агропромышленного комплекса.
К участию в Программе на конкурсной основе будут привлекаться сельскохозяйственные товаропроизводители, готовые инвестировать собственные или заемные средства для своих работников и построить одновременно не менее 5 домов в виде комплексной компактной застройки. За весь период реализации Программы планируется построить 5 жилых домов, или 560 кв. м жилья.
2. Повышение уровня снабжения природным газом сельского населения.
Для повышения уровня снабжения природным газом сельского населения и создания более комфортных условий труда и быта в сельской местности предусматривается ввести 60,6 км газораспределительных сетей, уровень газификации достигнет 71,2%.
3. Повышение уровня снабжения сельского населения качественной питьевой водой.
Для улучшения снабжения сельского населения качественной питьевой водой и улучшения состояния здоровья населения планируется ввести 47,5 км водопроводов, уровень обеспеченности водой достигнет 70,5%.
Также одним из приоритетов социального развития села и сельскохозяйственного производства является строительство дорог для сельских населенных пунктов, которое должно развиваться нарастающими темпами.
Решение данных задач позволит улучшить качество жизни в сельской местности, сократит разрыв между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличит количество рабочих мест в сельской местности и создаст условия для развития сельской экономики.

Раздел 8. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК

Дальнейшее развитие АПК Нижегородской области невозможно без высококвалифицированных кадров.
Учитывая актуальность кадровой проблемы на селе и в целях привлечения и закрепления молодых специалистов реализуется Закон Нижегородской области от 1 ноября 2008 года № 149-З "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области". В соответствии с указанным Законом устанавливаются меры государственной поддержки молодым специалистам и работникам сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств: ежемесячная доплата к заработной плате и выплата единовременного пособия молодым специалистам, ежемесячная доплата к заработной плате работникам сельскохозяйственных организаций (операторам машинного доения, механизаторам, электрогазосварщикам, токарям). В результате оказанных мер государственной поддержки возрастет количество молодых специалистов, работающих в сельскохозяйственном производстве.
Важным направлением кадрового обеспечения АПК является создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников АПК области:
осуществление мероприятий по обучению руководителей, специалистов и рабочих кадров организаций и предприятий АПК области;
проведение краткосрочных семинаров, научно-практических конференций по вопросам внедрения инновационных технологий в сферу АПК.
Учитывая, что повышение квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций проводится не реже 1 раза в 3 года, за период действия Программы ежегодно будут обучаться 15% работников АПК.
Не менее важна реализация направления по подготовке резерва управленческих кадров сельскохозяйственного производства как из числа студентов старших курсов аграрных учебных заведений, так и из числа молодых специалистов сельскохозяйственных организаций, подготовленных для работы в современных условиях, поскольку для обеспечения конкуренции отечественного АПК в условиях вступления в ВТО необходимо эффективнее внедрять передовые разработки и достижения аграрной науки как в производство, так и в управление.
Для повышения квалификации кадров массовых профессий администрация Кстовского муниципального района организует соревнование (конкурс-переаттестацию) операторов машинного доения, техников по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, пахарей, подведение итогов сельскохозяйственного года.

Раздел 9. ДОСТИЖЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

9.1. Одним из основных мероприятий обеспечения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса является субсидирование части затрат на уплату процентов за пользование краткосрочными и долгосрочными кредитами, привлекаемыми по всем направлениям сельскохозяйственного производства.
Субсидирование процентной ставки сельхозтоваропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса осуществляется по двум направлениям:
1. Субсидирование части затрат на оплату процентных ставок осуществляется из средств областного бюджета в соответствии с постановлениями Правительства Нижегородской области.
В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается:
обеспечение доступа к краткосрочным и долгосрочным заемным средствам, полученным в российских кредитных организациях на цели, определяемые нормативно-правовыми актами Правительства Нижегородской области.
2. Субсидирование части затрат на оплату процентных ставок осуществляется из средств федерального бюджета при условии софинансирования с областным бюджетом в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и постановлениями Правительства Нижегородской области.
Средства федерального бюджета выделяются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения роста производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, предусматривается обеспечить доступ малых форм хозяйствования к краткосрочным и инвестиционным заемным средствам в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", на условиях софинансирования с областным бюджетом.
Порядок предоставления средств государственной поддержки в виде субсидий, перечень направлений кредитования, перечень получателей по определенным видам субсидируемых кредитов определяются Правительством Российской Федерации.
Виды сельскохозяйственных животных и перечень сельскохозяйственных культур определяются приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Предусмотренные Программой объемы финансирования из областного и федерального бюджетов подлежат корректировке с учетом исполнения бюджетов.


2.7. Индикаторы достижения цели (целей) Программы

Наименование индикаторов целей Программы
Единицы измерения индикаторов целей Программы
Значения индикаторов целей Программы
На момент разработки Программы (2012 год)
По окончании реализации Программы (2016 год)
Без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации Программы)
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимой оценке)
%
86,5
103,1
95,0
2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимой оценке)
%
77,5
102,8
94,0
3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимой оценке)
%
104,9
103,6
96,0
4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимой оценке)
%
102,4
104,0
98,0
5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства
%
187,8
105,0
90,0
6. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций
%
10,6
11
0
7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)
руб.
14200,0
25549,7
15000,0
8. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций
%
83,3
100,0
80,0
9. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки"
млрд руб.
74,8
150,0
100,0
10. Среднемесячная номинальная заработная плата по виду деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки"
руб.
14352,4
26138
20000,0

Промежуточные значения индикаторов целей Программы

Наименование индикаторов целей Программы
Единицы измерения индикаторов целей Программы
2014 год
2015 год
2016 год
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимой оценке)
%
102,7
102,6
102,7
2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимой оценке)
%
102,8
102,7
102,7
3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимой оценке)
%
102,6
102,5
102,6
4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимой оценке)
%
104,0
105,0
104,0
5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства
%



6. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций
%
11,2
11,2
11,3
7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)
руб.
15282,4
15808,9
17147,7
8. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций
%
83,3
83,3
83,3
9. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки"
тыс. руб.
602040
677710
762895
10. Среднемесячная номинальная заработная плата по виду деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки"
руб.
20658
21484
22343

2.8. Показатели непосредственных результатов
реализации Программы

Наименование показателя
Единицы измерения
2012 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции в действующих ценах
млн руб.
1162,5
1222,1
1254,5
1287,9
Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий:





зерновые и зернобобовые
тонн
20157
21802
22674
23581
картофель
тонн
23447
24865
25610
26379
овощи открытого, защищенного грунта
тонн
19429
20594
21202
21828
рапс
тонн










Внесение минеральных удобрений
тонн д. в.

1290
1280
1300
Внесение органических удобрений
тонн

55000
55000
60000
Известкование
га

200
250
300
Фосфоритование
га


100
150
Ввод в оборот ранее не используемых земель сельскохозяйственного назначения
тыс. га

150
150
170
Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий:





скот и птица на убой (в живом весе)
тыс. тонн
1,6
1,666
1,683
1,701
молоко
тыс. тонн
24,62
26,107
26,891
27,697
яйцо
тыс. шт.
1280,0
2705
2759
2814
Удельный вес племенного скота в общем поголовье
условные головы в % к общему поголовью
19,7
32
34
38
Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая индивидуальных предпринимателей)
гол.
50
50
50
50
Количество начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки
ед.
1



Объемы субсидируемых кредитов и займов
млн руб.
1000,0
1000,0
1000,0
1100,0
Площадь земельных участков, оформленных в собственность КФХ
тыс. га
49,6
51,1
53,0
54,5
Мука
тыс. тонн
188,0
191,0
192,0
193,0
Крупа
тыс. тонн
8,0
8,5
9,0
9,5
Хлеб и хлебобулочные изделия
тыс. тонн
180,0
180,0
180,0
180,0






Полуфабрикаты мясные
тыс. тонн




Колбасные изделия
тыс. тонн




Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко)
тыс. тонн




Масло животное
тыс. тонн




Сыры и сырные продукты
тыс. тонн




Удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме их ресурсов (с учетом структуры переходящих запасов) не менее:





зерно
%
86,2
89,4
90,0
91,0
сахар, произведенный из сахарной свеклы
%
15,0
15,0
15,0
15,0
картофель
%
96,0
97,0
97,0
98,0
мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)
%
38,4
42,4
44,8
48,5
молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)
%
62,8
63,1
63,6
64,5
Приобретение новой сельскохозяйственной техники (включая ЛПХ):





тракторы
шт.
2
3
2
4
зерноуборочные комбайны
шт.
2
2

2
кормоуборочные комбайны
шт.
20
25
55
60
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, всего
кв. м
508,8
450
470
490
в том числе для молодых семей и молодых специалистов
кв. м
359,9
380
380
400
Ввод в действие распределительных газовых сетей
км


18
10
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом
%
83
83
84
85
Ввод в действие локальных водопроводов
км

4,5
13
4,5
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой
%

83
84
84
Ввод в действие объектов социального назначения
ед.




Предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ
тыс. га




Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель
га




Количество молодых специалистов, принятых в сельскохозяйственные организации и КФХ
чел.

10
10
10
Доля работников, прошедших переподготовку, повысивших квалификацию, принявших участие в семинарах, конференциях, от общего количества руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций
%

30
30
30

2.9. Оценка эффективности реализации Программы.
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны - на степень решения социальных проблем отрасли.
Ожидаемые результаты реализации программы:
увеличить стоимость валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2016 году по отношению к 2012 году на 87,5%, производство продукции в сопоставимой оценке - на 10,7%;
повысить среднегодовой уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций до 11% (с учетом субсидий);
обеспечить рост среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) в 1,8 раза.

Наименование индикаторов целей Программы
Единицы измерения индикаторов целей Программы
2014 год
2015 год
2016 год
Затраты областного бюджета на реализацию программных мероприятий
млн руб.
152,1
147,0
144,7
Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции в действующих ценах
млн руб.
1222,145
1254,524
1287,929
Расходы областного бюджета на сельское хозяйство в расчете на 1 рубль произведенной сельскохозяйственной продукции
%
0,128
0,124
0,122

При реализации программных мероприятий на 1 вложенный бюджетный рубль (из бюджетов всех уровней) будет использовано 1,5 рубля собственных финансовых ресурсов: средств сельскохозяйственных организаций, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, а также кредитных ресурсов.

2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению.
К возможным внешним факторам риска относятся:
отсутствие финансирования (неполное финансирование) из различных источников, предусмотренных Программой;
неблагоприятные погодные условия, пожар, град, наводнение и другие обстоятельства непреодолимой силы, которые могут вызвать гибель посевов, животных, запасов товарных и материальных ценностей, порчу и выведение из строя основных и оборотных фондов. Механизмом снижения негативного влияния данного фактора должно быть страхование посевов, животных, основных и оборотных фондов.
К основным внутренним факторам риска можно отнести:
недостаток квалифицированных руководящих кадров и специалистов в сельскохозяйственных организациях, что снижает уровень качества принятия управленческих решений по реализации Программы;
незавершенность процессов реструктуризации и интеграции многих сельскохозяйственных организаций, что в дальнейшем может повлечь за собой изменение планов деятельности в связи со сменой руководства или собственника;
нестабильная ситуация с ценами на рынке сельскохозяйственной продукции и непредсказуемый рост цен на энерго- и материально-технические ресурсы, используемые в АПК.
Для уменьшения риска, связанного с этими факторами, используются механизмы согласования различных проектов, претендующих на получение государственной поддержки, заключение соглашений о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, Администрацией Кстовского района Нижегородской области и сельхозтоваропроизводителями.

2.11. Система организации контроля за исполнением Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Кстовского муниципального района.


------------------------------------------------------------------