Решение Нижегородского УФАС России от 12.11.2013 по делу N 733-ФАС52-03/13 <О нарушении законодательства о защите конкуренции, выразившемся в необоснованном установлении обществом платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха к электрическим сетям>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу № 733-ФАС52-03/13
Резолютивная часть решения оглашена 29.10.2013
В полном объеме решение изготовлено 12.11.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. - председатель комиссии, заместитель руководителя
управления; член комиссии, главный специалист-эксперт
отдела контроля
- Дубинчик А.Э. - естественных монополий;
- Литвиненко Н.В. - член комиссии, начальник отдела контроля естественных
монополий, -
с участием:
- Н.В.Е. - представителя ООО "Э" (доверенность от 28.10.2013 N
<...>);
- С.К.В. - представителя ООО "Э" (доверенность от 28.10.2013 N
<...>);
- Щ.А.А. - представителя ОАО "М" (доверенность от 03.12.2012
б/н);
- Б.В.В. - представителя ОАО "М" (доверенность от 25.12.2012
б/н);
- К.Е.К. - представителя ОАО "М" (доверенность от 25.12.2012
б/н), -
рассмотрев дело № 733-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "М" (<...>, г. Нижний Новгород, ул. <...>; ИНН <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Э" на действия открытого акционерного общества "М", связанные с необоснованным, по мнению заявителя, установлением (расчетом) платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город <...>, - к электрическим сетям ОАО "М".
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение о возбуждении в отношении ОАО "М" дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", о чем на основании части 12 статьи 44 поименованного закона руководителем Управления издан приказ от 17.07.2013 № 287 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
На заседании комиссии представители ООО "Э" пояснили, что считают включение в стоимость технологического присоединения к электрическим сетям стоимости строительства кабельных линий и трансформаторной подстанции является экономически и технологически не обоснованным, и нарушает антимонопольное законодательство.
Представители ОАО "М" пояснили, что плата за технологическое присоединение объекта ООО "Э" рассчитана исходя из пункта 26 приказа Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 № 209-э/1, пункта 1.3.3 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.12.2012 № 74/1 (далее - решение РСТ НО № 74/1) и приложения 2 к указанному решению РСТ НО. Кроме того, представители ответчика считают, что из действующего законодательства вытекает право выбора сетевой организации способа расчета платы за технологической присоединение к электрическим сетям (либо в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение № 1 к решению РСТ НО № 74/1), либо в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение № 2 к решению РСТ НО № 74/1).
Таким образом, ОАО "М" считает, что в действиях общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Комиссия, заслушав объяснения заявителя, ответчика, заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", к которым относятся, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Начиная с 01.01.2008, на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 № 49/1).
В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО "М", имеющим статус "котлодержателя".
В свою очередь, ОАО "М" заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.
Для взаиморасчетов с ОАО "М" указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.
Таким образом, ОАО "М", являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим.
При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия "сетевая организация", указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.
С учетом вышеизложенного, действия ОАО "М" могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. 04.03.2013 ООО "Э" подало заявку в ОАО "М" на присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город <...>, - к электросетям. В ответ на указанную заявку сетевой организацией в адрес заявителя направлен проект договора на осуществление технологического присоединения к электросетям и технические условия для присоединения к электросети № 21/25-32-103 (далее - ТУ).
В соответствии с ТУ на сетевую организацию возложены следующие обязанности:
- запроектировать, построить и оборудовать новую ТП-6/0,4 кВ;
- для электроснабжения новой ТП-6/0,4 кВ запроектировать и построить ЛЭП-6 кВ до резервной ячейки РУ-6 кВ ТП-2063;
- запроектировать и построить ЛЭП-0,4 кВ от новой ТП-6/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя;
- осуществить мероприятия по реализации технических условий исполнить до границы земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
В пункте 10 вышеуказанного проекта договора плата за технологическое присоединение рассматриваемого объекта определена исходя из следующей формулы:
где:
- ставка за единицу максимальной мощности (руб./кВт);
- объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение (кВт);
КЛ-04 кВ - стоимость строительства кабельной линии;
КЛ-6 кВ - стоимость строительства кабельной линии;
КТП - стоимость строительства трансформаторной подстанции;
- индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам для субъекта РФ, в котором располагаются существующие узлы подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития РФ в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности".
Плата, рассчитанная на основании вышеприведенной формулы, составляет 33 993 838 рублей 72 копейки (в том числе НДС).
Заявитель, не согласившись с указанным расчетом, обратился в Нижегородское УФАС России.
В ходе рассмотрения дела комиссией установлено, что действующим законодательством предусмотрено два способа расчета платы за технологическое присоединения к электрическим сетям:
А) в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение № 2 к решению РСТ НО № 74/1);
Б) в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение № 1 к решению РСТ НО № 74/1).
Рассмотрим более подробно оба указанных варианта.
А) В соответствии с пунктом 26 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1 (далее - Методические указания), размер платы за технологическое присоединение () для конкретного заявителя определяется сетевой организацией на основании утвержденных регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию Приложения № 2 к Методическим указаниям, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за технологическое присоединение (мероприятия 1, 4, 5, 6 указанного Приложения) и ставки (ставок) по мероприятиям "последней мили", реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного заявителя, умноженной на объем максимальной мощности, указанный заявителем в заявке на технологическое присоединение () на уровне напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт).
Для каждого конкретного заявителя при определении размера платы на основании утвержденных регулирующим органом ставок платы применяются те ставки (пункты 3.1 - 3.4 Приложения № 2), которые согласно поданной заявке соответствуют способу технологического присоединения.
Ставки платы за единицу максимальной мощности установлены в приложении № 2 к решению РСТ НО № 74/1.
По смыслу пункта 3.4 приложения № 2 к указанному решению РСТ НО стоимость мероприятий по строительству комплексных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктом 1.3.3 решения РСТ НО № 74/1.
Согласно пункту 1.3.3 решения РСТ НО № 74/1 при технологическом присоединении заявителя согласно техническим условиям, предусматривающим мероприятия по строительству комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ плата за строительство ТП рассчитывается по следующей формуле:
где:
- - плата за технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства (руб.);
- - плата за технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства, рассчитанная по формуле (2) подпункта 1.3.2 (руб.);
- - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения (руб./кВт);
- - объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение заявителем (кВт);
- - индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам для субъекта Российской Федерации, в котором располагаются существующие узловые подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к федеральным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Исходя из вышеприведенных норм права стоимость технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "М" для ООО "Э" составила:
(20,7 + 22,83 + 48,75) x 150 + (102084 x 150) + (87228 x 150) + (461,9 x 5,74) = 28808337,9 руб. (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 28808337,9 x 1,18 = 33 993 838,72 руб.
Именно указанный вариант расчета платы за технологическое присоединение был предложен сетевой организацией ООО "Э".
Б) Иной порядок расчета стоимости технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии со стандартизированными тарифными ставки устанавливается пунктами 1.3.1 - 1.3.3 Решения РСТ НО № 74/1. В соответствии с указанными нормами права стоимость технологического присоединения рассчитывается по следующей формуле:
где:
P - плата за технологическое присоединение на уровне напряжения i;
- стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии по мероприятиям, не включающих в себя строительство объектов электросетевого хозяйства, (руб./кВт);
- объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение заявителем (кВт);
- стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередач, на i-м уровне напряжения, (руб./км);
- протяженность кабельных линий электропередач на i-м уровне напряжения, (км);
- стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения, (руб./км);
Z - индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для субъекта РФ.
Следовательно, при указанном варианте расчета стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя в соответствии со стандартизированными тарифными ставками составляет:
(20,7 + 22,83 + 48,75 x 150) + (461,9 x 150 x 5,74) + (596967,74 x 0,14 x 4,95) + (229722,94 x 0,1 x 4,95) + (619199,68 x 0,07 x 4,95) = 1153502,09 (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 1153502,09 x 1,18 = 1 361 132,46 руб.
В соответствии с Методическими указаниями региональной службой по тарифам Нижегородской области утверждаются на период регулирования стандартизированные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт).
Порядок осуществления технологического присоединении к электрическим сетям регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).
В указанных выше нормативных актах не устанавливается обязанность сетевой организации осуществить расчет платы за технологическое присоединение по всем возможным вариантам и предложить заявителю такой, который будет более выгоден заявителю по цене. Также указанными нормативными актами не ограничивается право сетевой организации направить заявителю проект договора о технологическом присоединении с расчетом платы по договору по любому из возможных вариантов.
Кроме того, согласно пункту 15 Правил технологического присоединения заявитель вправе не согласиться с представленным сетевой организацией проектом договора о технологическом присоединении и направить в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора, в том числе в части порядка расчета платы за технологическое присоединение. Таким образом реализуется право заявителя на выбор варианта расчета платы за технологическое присоединение. Указанная позиция разделяется и регулирующим органом - региональной службой по тарифам Нижегородской области (письмо РСТ НО от 27.09.2013 № 516-4284/13).
Таким образом, стоимость технологического присоединения к электрическим сетям для ООО "Э", указанная в проекте договора на осуществление технологического присоединения к электросетям, направленного в адрес заявителя сетевой организацией, рассчитана верно.
Каких-либо разногласий по предложенному проекту договора об осуществлении технологического присоединения, в том числе по его цене, заявителем в адрес сетевой организации не направлялось.
На основании изложенного с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела комиссия приходит к итоговому выводу о том, что ОАО "М" действовало в допустимых пределах осуществления гражданских прав, соответственно, в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
решила:
рассмотрение дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" открытым акционерным обществом "М" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ
Члены комиссии
А.Э.ДУБИНЧИК
Н.В.ЛИТВИНЕНКО
------------------------------------------------------------------