По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Нижегородского областного суда от 14.11.2013 по делу N 3-97/2013 <О прекращении производства по делу о признании недействующей статьи 7.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях от 20.05.2003 N 34-З>



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу № 3-97/2013

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего:
судьи - Г.И. Дороднова,
с участием прокурора - Пшеницына С.К.
при секретаре судебного заседания - Т.М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению С.А.В. о признании недействующей статьи 7.4 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях",

установила:

С.А.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 7.4 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях".
В обоснование заявления указал, что Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 24.04.2003 года № 475-III был принят Закон Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях", который опубликован в областной газете "Нижегородские новости" 28.05.2003 года № 93.
С 2003 года по 2013 года в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях периодически вносились изменения в отдельные его статьи.
Законом Нижегородской области № 18-З от 13.03.2006 "О внесении изменений в "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях", принятого постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.02.2006 № 1856-III, была введена в действие ст. 7.4.
В дальнейшем Законом Нижегородской области от 04.05.2008 № 55-З в статью 7.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях были внесены изменения, действующая редакция ст. 7.4 имеет следующее содержание:
"Осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок по маршрутам в границах муниципального образования, а также по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения без согласования и (или) оформления договора с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере транспорта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей".
На основании лицензии (лицензия № ххх от 29.10.2004 г. серия хх № ххх) он осуществляет пассажирские перевозки в Нижегородской области уже более 13 лет.

Считает, что положение данной нормы противоречит федеральному законодательству, в частности, статьям 1 - 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", статьям 1 - 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статьям 1.3, 1.3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьям 26, 26.1, подпункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представленных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112, Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2, Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 года № 200, Положению о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек (за исключением случая если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года № 280, Приказу Минтранса России от 18.09.2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов порядка заполнения путевых листов", Приказу Минтранса России от 30.03.1994 года № 165 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, пунктам 1.1, 2.1, 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090.
Полагает, что оспариваемая норма, как установившая административную ответственность за нарушение норм федерального законодательства, принята с превышением полномочий субъекта РФ и под угрозой административной ответственности вводит ограничение предпринимательской деятельности, чем нарушает его права.
Считает, что необходимость заключения с уполномоченным органом договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальных, пригородных и межмуниципальных маршрутах в Нижегородской области фактически является одной из форм предусмотренного федеральным законодательством согласования перевозчиком маршрута регулярных перевозок и, следовательно, законодательства Нижегородской области о необходимости заключения такого договора конкретизирует в указанной части федеральное законодательство, ответственность за нарушение требований которого, относящихся к лицензионным, установлена на федеральном уровне.

Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области - по доверенности Мулина Л.Н. с заявлением С. не согласилась, пояснила, что в соответствии с п. "к" части 1 статьи 27 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся административное и административно-процессуальное законодательство.
Частью 1 статьи 1.3 КоАП РФ предусмотрено, что к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Частью 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ установлено, что к ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета РФ относится, в том числе, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним морским, воздушным транспортом.
Согласно ст. 4 ФЗ "О безопасности дорожного движения" в систему законодательства РФ о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции РФ.
Статьей 6 вышеуказанного Закона установлена компетенция РФ в области обеспечения дорожного движения.
Вопросы организации деятельности пригородного и межмуниципального транспорта в силу вышеуказанной статьи не относятся к ведению РФ, в связи с этим статьи 7.4 Кодекса области не противоречит ФЗ "О безопасности дорожного движения", поскольку эти вопросы отнесены к компетенции субъекта РФ.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В рамках указанных полномочий постановлением Правительства Нижегородской области от 06.03.2009 № 100 принято Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области, пунктом 2.1 которого предусмотрено привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок.
Оспариваемая статья Кодекса области предусматривает административную ответственность при осуществлении автотранспортных маршрутных перевозок без договора, заключенного с уполномоченным органом государственной власти Нижегородской области или органом местного самоуправления.
Заключение договора с органами местного самоуправления предусмотрено постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.06.2006 № 45 "О принятии Положения об организации транспортного обслуживания населения в городе Нижнем Новгороде" в случае осуществления регулярных маршрутных перевозок в границах муниципального образования "город Нижний Новгород" и постановлением Правительства Нижегородской области от 06.03.2009 № 100 "О принятии Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области", в случае осуществления регулярных маршрутных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении.
Оспариваемая статья Кодекса области не противоречит п. 2 ст. 1 ГК РФ, как указано в заявлении.
В силу указанной статьи граждане (физические лица) и юридические лица приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе, вправе заключать или не заключать договор на соответствующем маршруте на условиях, установленных органом местного самоуправления.
Ссылка заявителя, что административная ответственность в оспариваемой сфере общественных отношений установлена на федеральном уровне несостоятельна, поскольку указанная статья предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно и осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Таким образом, считает, что статья 7.4 Кодекса области не противоречит федеральному законодательству.
Статья 7.4 Кодекса области была предметом рассмотрения судом по заявлению в 2007 году.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 18.04.2007 г. по делу № 3-81/07 заявление о признании недействующей статьи 7.4 Кодекса области оставлено без удовлетворения.
С момента вступления решения в законную силу в указанную статью Законом Нижегородской области от 04.05.2008 № 55-З внесены изменения в части увеличения санкции за совершение указанного правонарушения.
Сам состав административного правонарушения остался неизменным.
Законность оспариваемой нормы проверялась судом на соответствие федеральному законодательству в полном объеме, статья 7.4 Кодекса области была признана не противоречащей федеральному законодательству. С этого времени федеральное законодательство не изменилось, основания, по которым статья 7.4 Кодекса области была проверена судом на соответствие федеральному законодательству, остались прежними.
На основании изложенного просила заявление ИП С.А.В. о признании недействующей статьи 7.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, как противоречащей федеральному законодательству, оставить без удовлетворения.
Изучив заявление С.А.В., выслушав объяснения представителя С.А.В. - Сиволдаева С.В., представителя Законодательного Собрания Нижегородской области - Мулиной Л.Н., заключение прокурора Пшеницына С.К., полагавшего, что ст. 7.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предметом настоящего рассмотрения быть не может, т.к. имеется вступившее в законную силу решение Нижегородского областного суда от 18.04.2007 года по заявление Б.В.Г. о признании частично недействующим нормативного правового акта, статьи 7.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, судебная коллегия приходит к выводу, что производство по данному делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Согласно статье 248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.
Как следует из заявления С.А.В., последний оспаривает законность статьи 7.4 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях".
Между тем, решением Нижегородского областного суда от 18.04.2007 года заявление Б.В.Г. о признании частично недействующим нормативного правового акта, статьи 7.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, как противоречащей федеральному законодательству оставлено без удовлетворения (см. дело № 3-81/07 - л.д. 104 - 111).
Данное решение было предметом кассационного обжалования в Верховном суде РФ и определением Верховного суда РФ от 25.07.2007 года решение Нижегородского областного суда от 18.04.2007 года - оставлено без изменения, кассационная жалоба Б.В.Г. - без удовлетворения (см. дело № 3-81/07 - л.д. 135 - 137).
Таким образом, имеется вступившее в законную силу решение суда о том же предмете, а потому повторно предметом рассмотрения заявление С.А.В. быть не может.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 248 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

определила:

Производство по делу по заявлению С.А.В. о признании недействующей статьи 7.4 Закона Нижегородской области от 20.05.2003 года № 34-З "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях" - прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.

Председательствующий
Г.И.ДОРОДНОВ


------------------------------------------------------------------