По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ минздрава Нижегородской области от 18.11.2013 N 2838 "О совершенствовании работы Школ по обучению пациентов"



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 18 ноября 2013 г. № 2838

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ

В целях реализации программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области до 2020 года" (подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи") приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Программу обучения пациентов с артериальной гипертонией (Приложение 1).
1.2. Программу обучения пациентов с ишемической болезнью сердца (Приложение 2).
1.3. Программу обучения пациентов с сахарным диабетом (Приложение 3).
1.4. Программу обучения пациентов с бронхиальной астмой (Приложение 4).
1.5. Программу обучения пациентов здоровому образу жизни (курение, питание, физическая активность) (Приложение 5).
1.6. План развития Школ здоровья в Нижегородской области на 2014 год (Приложение 6).
1.7. Положение о Школах по обучению пациентов методам самоконтроля и самопомощи (Приложение 7).
1.8. Должностные инструкции врача Школы по обучению пациентов методам самоконтроля и самопомощи (Приложение 8).
2. Руководителям подведомственных медицинских организаций Нижегородской области:
2.1. организовать работу Школ для пациентов и обеспечить их необходимым оборудованием в соответствии с вышеуказанными приложениями;
2.2. обеспечить ежемесячное нарастающим итогом представление в ГБУЗ НО "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее - ГБУЗ НО МИАЦ) в адрес электронной почты: kozlova@miac.nnov.ru, Мартынова Людмила Георгиевна, контактный телефон: 8(831) 435-57-39, отчета за прошедший месяц о реализации мероприятий по работе Школ по обучению пациентов по лечебному учреждению в срок до 5 числа месяца после отчетного (Приложение 9);
3. Директору ГБУЗ НО МИАЦ А.А. Коновалову обеспечить:
3.1. мониторинг реализации мероприятий по работе Школ по обучению пациентов по лечебным учреждениям;
3.2. ежемесячное представление нарастающим итогом в отдел медицинской помощи взрослому населению министерства здравоохранения Нижегородской области в адрес электронной почты: mznol@mail.ru, отчета за прошедшую неделю о реализации мероприятий работе Школ по обучению пациентов по лечебному учреждению в срок до 15 числа месяца после отчетного (Приложение 10).
4. Считать утратившим силу приказ министерства здравоохранения Правительства Нижегородской области от 11.07.2001 № 512-в "Об организации Школ по обучению больных".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела медицинской помощи взрослому населению Т.В. Егорову.

Министр
А.В.КАРЦЕВСКИЙ





Приложение 1
Утверждена
приказом
министра здравоохранения
Нижегородской области
от 18.11.2013 № 2838

ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ

ЗАНЯТИЕ № 1.

Теоретические знания:
1. Что такое артериальная гипертония.
2. Осложнения артериальной гипертонии, пути их формирования. Поражение органов-мишеней.
3. Как правильно измерять артериальное давление. Виды приборов для измерения артериального давления и правила работы с ними.
Практические навыки:
1. Обучение измерению артериального давления и пульса.
2. Ведение дневника пациента с артериальной гипертонией.

ЗАНЯТИЕ № 2.

Теоретические знания:
1. Факторы риска артериальной гипертонии и борьба с ними:
- контроль веса (диета и физические упражнения)
- ограничение потребления поваренной соли
- отказ от курения и употребления алкоголя
- контроль стрессовых ситуаций
Практические навыки:
1. Измерение роста и веса.
2. Определение индекса массы тела.

ЗАНЯТИЕ № 3.

Теоретические знания:
1. Принципы медикаментозной терапии артериальной гипертонии.
2. Основные группы лекарственных средств, применяемые при лечении артериальной гипертонии.
3. Гипертонические кризы. Что это такое. Причины формирования гипертонических кризов. Оказание первой помощи.
Оснащение: весы, ростометр, тонометр, фонендоскоп, учебная доска (мел или фломастеры для нее), предметы наглядной агитации (плакаты, буклеты, рисунки и т.д.).





Приложение 2
Утверждена
приказом
министра здравоохранения
Нижегородской области
от 18.11.2013 № 2838

ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

ЗАНЯТИЕ № 1.

Теоретические знания:
1. Что такое ишемическая болезнь сердца.
2. Осложнения ИБС, причины их развития.
3. Артериальная гипертония как основной фактор риска. Как правильно измерять и контролировать артериальное давление.
Практические навыки:
1. Обучение измерению артериального давления и пульса, определение приступов стенокардии.
2. Ведение дневника пациента с ИБС.

ЗАНЯТИЕ № 2.

Теоретические знания:
1. Факторы риска ИБС и их коррекция:
- контроль веса
- снижение уровня холестерина
- отказ от курения и употребления алкоголя в контроль стрессовых ситуаций
- физические нагрузки
- применение контрацептивов, постменопаузальный период
Практические навыки:
1. Измерение роста и веса.
2. Определение индекса массы тела.
3. Информирование о диетических продуктах, составление рационального меню с применением низкокалорийных продуктов.

ЗАНЯТИЕ № 3.

Теоретические знания:
1. Принципы лечения ИБС.
2. Основные группы лекарственных средств, применяемые при лечении
ИБС.
3. Первая помощь при стенокардии, инфаркте миокарда. Тренировочный режим, лечебная физкультура.
Оснащение: весы, ростометр, тонометр, фонендоскоп, учебная доска (мел или фломастеры для нее), предметы наглядной агитации (плакаты, буклеты, рисунки и т.д.).





Приложение 3
Утверждена
приказом
министра здравоохранения
от 18.11.2013 № 2838

ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

ЗАНЯТИЕ № 1.

Теоретическая часть:
Что такое сахарный диабет? Историческая справка. Причины нарушений обмена веществ, происходящих при сахарном диабете 1 и 2 типов. Нормы глюкозы в крови в разное время суток в зависимости от режима питания. Понятие о почечном пороге. Симптомы гипер- и гипогликемии с объяснением механизмов их возникновения. Понятие о кетоацидозе. Обоснование необходимости самоконтроля для компенсации сахарного диабета.
Практическая часть:
Измерение глюкозы крови с помощью глюкометра или визуальных тест-полосок. (Прокол пальца осуществляется индивидуальным ланцетом.)

ЗАНЯТИЕ № 2.

Теоретическая часть:
Личность и сахарный диабет. Рассказ о психологических этапах, которые проходит человек, заболевший сахарным диабетом. Механизмы психологической защиты, устойчивости при стрессах. Настрой на позитивное мышление с целью избежать осложнения сахарного диабета и обеспечить долгую качественную жизнь. Обсуждение вопросов.

ЗАНЯТИЕ № 3

Теоретическая часть:
Самоконтроль глюкозы в крови, в моче, артериального давления, веса тела. Индивидуальный режим - взаимосвязь частоты измерений глюкозы в крови с образом жизни человека, формы и стадии заболевания, а также целей лечения (компенсация сахарного диабета в молодом, зрелом возрасте, при беременности). Разница контроля глюкозы в крови и в моче. Демонстрация разных видов глюкометров и тест-полосок. Пример ведения дневника самоконтроля.
Практическая часть:
Обучение правилам прокола пальца, пользования средствами самоконтроля. Преимущества и недостатки разных способов. Измерение глюкозы в крови и в моче.

ЗАНЯТИЕ № 4.

Теоретическая часть:
Здоровое питание при сахарном диабете. Необходимость сбалансированного питания. Соотношение белков, жиров, углеводов. Углеводы - основной источник энергии. Потребность в клетчатке, витаминах и минералах. Подсчет хлебных единиц (ХЕ) с демонстрацией муляжей продуктов.
Практическая часть:
Пример подсчета углеводов в зависимости от комплекции тела и физических нагрузок. Индивидуальное измерение глюкозы крови под контролем инструктора.

ЗАНЯТИЕ № 5.

Теоретическая часть:
Учет жиров и белков. Калорийность пищи. Польза и вред холестерина. Потребность в растительной и животной пище в зависимости от возраста. Общие правила здорового питания, модификация пищевого поведения. Советы по снижению массы тела.
Практическая часть:
Пример дневника питания.
Индивидуальное измерение глюкозы крови.

ЗАНЯТИЕ № 6 (для пациентов со 2 типом диабета).

Теоретическая часть:
Важность правильного питания, физических упражнений и снижения избыточного веса. Понятие о метаболическом синдроме. Лечение пероральными сахароснижающими препаратами. Основные группы препаратов - механизмы действия, побочные эффекты. Понятие об инсулинотерапии и о комбинированном лечении. Коррекция доз в зависимости от физических нагрузок, в связи с изменением веса - под контролем глюкозы крови и мочи.
Практическая часть:
Индивидуальное измерение глюкозы крови.
Измерение роста и веса.

ЗАНЯТИЕ № 6 (для пациентов с 1 типом диабета).

Теоретическая часть:
Важность правильного питания и физических упражнений в лечении сахарного диабета. Инсулинотерапия. Виды инсулинов. Время действия продленного и короткого инсулинов. Кратность введения и правила коррекции доз. Интенсифицированная инсулинотерапия. Важность регулярного самоконтроля.
Практическая часть:
Обучение навыкам техники введения инсулина. Индивидуальное измерение глюкозы крови.
Измерение роста и веса.

ЗАНЯТИЕ № 7.

Теоретическая часть:
Сахарозаменители и аналоги сахара. Польза и вред алкоголя. Повторение понятий гипогликемии и гипергликемии. Причины, симптомы, первая помощь. Коррекция доз лекарственных препаратов.
Практическая часть:
Индивидуальное измерение глюкозы крови.

ЗАНЯТИЕ № 8.

Теоретическая часть:
Поздние осложнения сахарного диабета (обследование глаз, уход за ногами, методы предотвращения осложнений). Диабетическая ретинопатия, ангиопатия и нейропатия нижних конечностей - причины, симптомы, методы лечения. Физическая активность, ее роль в снижении веса тела и профилактики осложнений.
Практическая часть:
Обучение гимнастике для ног, для глаз, правилам подбора обуви. Индивидуальное измерение глюкозы крови.

ЗАНЯТИЕ № 9.

Теоретическая часть:
Осложнения и сопутствующие заболевания (продолжение). Диабетическая нефропатия. Методы обследования, профилактика поражения почек. Артериальная гипертония - понятие, осложнения, меры профилактики и принципы лечения. Основные группы лекарственных средств. Заключение.
Практическая часть:
Индивидуальное измерение глюкозы крови. Обучение измерению артериального давления и пульса.
Оснащение: весы, ростометр, различные виды глюкометров и тест-полосок, индивидуальные стерильные ланцеты для прокалывания пальцев, вата, учебная доска (мел или фломастеры для нее), тонометр, фонендоскоп, предметы наглядной агитации, методические пособия.





Приложение 4
Утверждена
приказом
министра здравоохранения
Нижегородской области
от 18.11.2013 № 2838

ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

ЗАНЯТИЕ № 1.

ЧТО ТАКОЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА.
1. Анатомия бронхиального дерева.
2. Что происходит при приступе бронхиальной астмы (Далее - БА).
3. Определение болезни БА.
4. Экзогенные факторы, способствующие возникновению приступа БА. Понятие о пыльцевой аллергии.
5. Неаллергические причины БА: эмоциональный стресс, резкая перемена температуры, инфекция, физическая нагрузка, резкие запахи, продукты. Понятие о гиперреактивности.

ЗАНЯТИЕ № 2.

ПИКФЛОУМЕТРИЯ. АЛЛЕРГИЯ И БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА.
1. Понятие о пикфлоуметрии.
2. Как нужно вести дневник больным БА.
3. Возможности длительного самоконтроля БА.
4. Что такое аллергия и аллергены. Отличия аллергии и гиперчувствительности бронхов.
5. Пищевая аллергия. Понятие об аспириновой астме.
6. Ночная астма.
7. Профилактика бытовой аллергии. Понятие об элиминации аллергенов.

ЗАНЯТИЕ № 3

ИНГАЛЯЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.
1. Освоение правильной техники ингаляций.
2. Знакомство с различными средствами доставки ингаляционных препаратов.
3. Понятие о базовом (профилактическом) и симптоматическом (ситуационном) лечении БА.
4. Лечение БА противовоспалительными средствами, показания, принципы, методика.
5. Глюкокортикостероидная терапия БА. Принципиальные отличия и достоинства ингаляционных глюкокортикоидов по сравнению с системными гормонами.

ЗАНЯТИЕ № 4

ИНГАЛЯЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
1. Ситуационная терапия БА. Виды бронходилататоров.
2. Лечение обострений БА.
3. Понятие о небулайзеротерапии. Знакомство с работой небулайзера. Препараты, используемые для данного метода лечения.
4. Какие существуют подходы к включению системных глюкокортикостероидов при обострении БА.

ЗАНЯТИЕ № 5

ОСТРАЯ ВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ И АСТМА. ЗНАЧЕНИЕ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.
1. Профилактика острых респираторных инфекций, ведущих к обострению
БА.
2. Улучшение дренажной функции бронхов.
3. Вред самолечения, в частности бесконтрольного применения антибиотиков.
4. Что такое дыхательная гимнастика.
5. Положительная роль закаливания.
Оснащение: пикфлуометры, образцы дозированных ингаляторов, учебная доска, мел (или фломастеры), плакаты, рисунки, методические пособия.





Приложение 5
Утверждена
приказом
министра здравоохранения
Нижегородской области
от 18.11.2013 № 2838

ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
(КУРЕНИЕ, ПИТАНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ)

ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ № 1.

Теоретическая часть:
1. Воздействие табакокурения на организм человека:
- показать возможности сохранения своего здоровья, достижения успехов в жизни через формирование здорового образа жизни
- информировать о вредном воздействии табакокурения на организм человека
- показать последствия табакокурения на здоровье, развитие болезней, продолжительность жизни человека и его трудовую деятельность
- показать возможности противостоянию давления среды приобщения подростка к табакокурению.
Практическая часть:
1. Знакомство участников тренинга.
2. Деление на малые группы не более 5 человек (кооперативное обучение).
3. Ожидания и опасения от занятия-тренинга.
4. Разминка. Проведение упражнения-активизатора.
5. Работа в малых группах.
6. Вопросы, которые задает модератор всем участникам.
7. Работа в группах над вопросом "Что я знаю о негативном воздействии табакокурения на организм человека".
8. Проведение упражнения-активизатора.
9. Работа с таблицами "Органы-мишени человека, подвергающиеся воздействию табачного дыма".
10. Работа с анкетой "Так почему же мы курим?".

ЗАНЯТИЕ № 2.

Теоретическая часть:
Содействие молодежи в организации профилактики распространения табакокурения.
1. Познакомить учащихся с понятием "профилактика" и другими базовыми понятиями.
2. Научить критически оценивать рекламу табачных изделий.
3. Дать достоверную информацию о распространенности табакокурения в мире, России и Федеральном законе РФ "Об ограничении курения табака".
4. Выяснить возможности молодежи в организации профилактической работы распространения табакокурения и роль государства в решении данной проблемы.
Практическая часть:
1. Деление на малые группы не более 5 человек.
2. Разминка. Проведение упражнения-активизатора.
3. Работа в малых группах над основными понятиями.
4. Работа с рекламами табачных изделий.
5. Проведение упражнения-активизатора.
6. Мозговой штурм на тему "Существует ли проблема табакокурения в подростковой и молодежной среде?".
7. Коллективное обсуждение вопроса на тему "Поиски путей решения данной проблемы".

ПРОФИЛАКТИКА ПО СНИЖЕНИЮ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА

ЗАНЯТИЕ № 1.

Избыточная масса тела как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Теоретическая часть:
- Знакомство пациентов друг с другом (рассказывают о себе, своих болезнях, мотивах снижения массы тела).
- Разъяснения ведущего, чем опасна избыточная масса тела (высокая распространенность, сопутствующие заболевания).
- Знакомство с понятием "нормальная масса тела", индексами массы тела, представление о степенях ожирения.
- Индивидуальный подсчет слушателями своего ИМТ, и если есть ожирение, его степеней.
Практическая часть:
Принципы рационального здорового питания:
- принцип энергетического равновесия;
- сбалансированное питание;
- соблюдение режима питания.

ЗАНЯТИЕ № 2.

Избыточная масса тела, ожирение. Лечение.
Теоретическая часть:
- Основные принципы построения диеты при ожирении.
- Низкокалорийные диеты.
- Учет различных индексов: гликемического, индекса насыщаемости, индекса нейтрализации.
- Обсуждение модных диет, мифов о питании.
- Знакомство с лекарственными растениями и биологически активными добавками.
- Информирование о медикаментозном и хирургическом лечении ожирения.
Практическая часть:
Принципы рационального здорового питания:
- принцип энергетического равновесия;
- сбалансированное питание;
- соблюдение режима питания;
- снижение калорийности рациона при сохранении сбалансированного питания;
- составление меню.

ЗАНЯТИЕ № 3.

Метаболический синдром
Теоретическая часть:
- Обсуждение причин возникновения метаболического синдрома.
- Как распознать и оценить метаболический синдром.
- Обсуждение: какие факторы риска метаболического синдрома имеются у пациентов.
- Какие рекомендации необходимо соблюдать пациентам (питание, физическая активность и др.).
- Лечение метаболического синдрома.
Практическая часть:
Принципы рационального здорового питания:
- принцип энергетического равновесия;
- сбалансированное питание;
- соблюдение режима питания;
- снижение калорийности рациона при сохранении сбалансированного питания;
- составление меню.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ЗАНЯТИЕ № 1.

Низкая физическая активность - глобальная проблема.
Теоретическая часть:
Влияние физической активности на здоровье.
Виды двигательной активности.
Когда и зачем заниматься физической культурой.
Ограничения для занятий физической культурой.
Практическая часть:
Основные правила для занятий физической культурой. Производственная гимнастика: целесообразность и формы. Оздоровительные упражнения при компьютерной усталости.

ЗАНЯТИЕ № 2.

Гиподинамия: последствия и профилактика.
Теоретическая часть
Уровень физической активности по интенсивности энергетических затрат. Принципы построения занятий физической активностью.
Практическая часть:
Оценка риска.
Кому необходимо дополнительное медицинское обследование для разрешения повышать уровень физической активности до интенсивной.
Советы для продолжения занятий физической активностью.
Как вернуться к занятиям физической активностью.

ЗАНЯТИЕ № 3.

Основные принципы лечебной физкультуры для людей пожилого возраста. Теоретическая часть
Формы и методы занятий физической культурой в среднем и пожилом возрасте.
Практическая часть:
Как планировать свои физические нагрузки здоровым людям.
Как выбрать тип нагрузок, подходящий именно, Вам.
Зачем нужна консультация врача.
Упражнения на развитие силы, выносливости и гибкости.

ЗАНЯТИЕ № 4.

Гигиена физической культуры.
Теоретическая часть
Основные системы закаливания.
Практическая часть:
Гимнастика "на ходу"
Оснащение:
- бейджи, бумага A4, цветная бумага, ножницы, карандаш-клей, скотч, фломастеры, рекламы табачных изделий, задания;
- весы, сантиметровая лента, тонометр, наглядная агитация (энергозатраты при различных видах деятельности);
- весы, секундомер, шагомер, тонометр, наглядная агитация (плакаты, рисунки и т.д.).





Приложение 6
Утвержден
приказом
министра здравоохранения
Нижегородской области
от 18.11.2013 № 2838

ПЛАН
РАЗВИТИЯ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД


№ Районы Школа для Школа для Школа для Школа Школа Школа
п/п больных с больных больных для пациентов пациентов
сердечной артериальной бронхиальной больных ЗОЖ с ИБС
недостаточностью гипертензией астмой сахарным
диабетом

1 ГБУЗ НО 1 2 1 2 1 2
"Ардатовская ЦРБ"

2 ГБУЗ НО 1 2 2 1 1 2
"Арзамасская ЦРБ"

3 ГБУЗ НО 2 2 2 2 1 2
"Балахнинская ЦРБ"

4 ГБУЗ НО 2 2 2 2 1 2
"Богородская ЦРБ"

5 ГБУЗ НО 1 2 1 1 1 2
"Б.Болдинская ЦРБ"

6 ГБУЗ НО 1 1 1 1 1 1
"Б.Мурашкинская
ЦРБ"

7 ГБУЗ НО "Борская 2 4 3 4 2 4
ЦРБ"

8 ГБУЗ НО 1 1 1 2 2 1
"Бутурлинская ЦРБ"

9 ГБУЗ НО "Вадская 1 1 1 2 2 1
ЦРБ"

10 ГБУЗ НО 1 1 1 1 1 1
"Варнавинская ЦРБ"

11 ГБУЗ НО "Вачская 1 2 2 2 1 2
ЦРБ"

12 ГБУЗ НО 2 2 2 2 1 2
"Ветлужская ЦРБ"

13 ГБУЗ НО 1 1 1 2 1 1
"Вознесенская ЦРБ"

14 ГБУЗ НО 2 3 3 4 2 3
"Володарская ЦРБ"

15 ГБУЗ НО 1 1 2 1 1 1
"Воротынская ЦРБ"

16 ГБУЗ НО 1 1 1 1 1 1
"Воскресенская
ЦРБ"

17 ГБУЗ НО 2 2 3 4 3 2
"Выксунская ЦРБ"

18 ГБУЗ НО "Гагинская 1 1 1 2 2 1
ЦРБ"

19 ГБУЗ НО 2 4 3 4 1 4
"Городецкая ЦРБ"

20 ГБУЗ НО 1 1 1 2 1 1
Д.Константиновская
ЦРБ"

21 ГБУЗ НО 1 1 1 1 1 1
"Дивеевская ЦРБ"

22 ГБУЗ НО 1 1 1 1 1 1
"Кр.Октябрьская
ЦРБ"

23 ГБУЗ НО 1 1 1 2 1 1
"Ковернинская ЦРБ"

24 ГБУЗ НО 1 1 1 1 1 1
"Княгининская ЦРБ"

25 ГБУЗ НО 1 2 1 1 2 2
"Кр.Баковская ЦРБ"

26 ГБУЗ НО "Кстовская 2 3 3 3 3 3
ЦРБ"

27 ГБУЗ НО 2 3 2 2 2 3
"Кулебакская ЦРБ"

28 ГБУЗ НО 2 2 1 2 2 2
"Лукояновская ЦРБ"

29 ГБУЗ НО 2 3 2 3 3 3
"Лысковская ЦРБ"

30 ГБУЗ НО 1 2 2 2 2 2
"Навашинская ЦРБ"

31 ГБУЗ НО 2 3 3 3 3 3
"Павловская ЦРБ"

32 ГБУЗ НО 1 1 1 2 2 1
"Первомайская ЦРБ"

33 ГБУЗ НО 1 1 1 1 1 1
"Перевозская ЦРБ"

34 ГБУЗ НО 1 2 2 1 1 2
"Пильнинская ЦРБ"

35 ГБУЗ НО 2 2 2 2 2 2
"Починковская ЦРБ"

36 ГБУЗ НО 2 3 3 3 3 3
"Семеновская ЦРБ"

37 ГБУЗ НО 2 3 2 3 2 3
"Сергачская ЦРБ"

38 ГБУЗ НО 1 1 1 1 2 1
"Сеченовская ЦРБ"

39 ГБУЗ НО 1 1 1 1 1 1
"Сокольская ЦРБ"

40 ГБУЗ НО 1 2 2 3 2 2
"Сосновская ЦРБ"

41 ГБУЗ НО "Спасская 1 1 1 2 2 1
ЦРБ"

42 ГБУЗ НО 1 1 1 1 2 1
"Тонкинская ЦРБ"

43 ГБУЗ НО 1 1 3 3 2 1
"Тоншаевская ЦРБ"

44 ГБУЗ НО "Уренская 1 2 2 3 3 2
ЦРБ"

45 ГБУЗ НО 1 1 1 2 2 1
"Чкаловская ЦРБ"

46 ГБУЗ НО 2 3 2 3 2 3
"Шатковская ЦРБ"

47 ГБУЗ НО "Шахунская 2 3 3 3 3 3
ЦРБ"

48 ГБУЗ НО 1 1 1 2 2 1
"Шарангская ЦРБ"

Районы 65 87 81 99 82 87

1 ГБУЗ НО 2 2 3 3 1 2
"Арзамасская ГБ №
1"

2 ГБУЗ НО 2 2 3 3 1 2
"Арзамасская ЦГБ"

г. Арзамас 4 4 6 6 2 4

1 ГБУЗ НО 2 2 2 1 1 2
"Поликлиника № 1
г. Дзержинска"

2 ГБУЗ НО "Больница 2 2 3 2 1 2
№ 2 г. Дзержинска"

3 ГБУЗ НО 2 2 2 2 1 2
"Поликлиника № 3
г. Дзержинска"

4 ГБУЗ НО 2 2 2 2 1 2
"Поликлиника № 4
г. Дзержинска"

5 ГБУЗ НО "Городская 2 2 2 1 1 2
больница № 4 г.
Дзержинска"

6 ГБУЗ НО "Городская 2 2 2 1 1 2
больница № 7 г.
Дзержинска"

7 ГБУЗ НО "Городская 2 2 2 2 1 2
больница № 3 г.
Дзержинска"

г. Дзержинск 14 14 15 11 7 14

1 ГБУЗ НО "Городская 3 3 4 4 2 3
больница № 37"

2 ГБУЗ НО "Городская 2 3 4 4 1 3
больница № 40"

3 ГБУЗ НО "Городская 1 1 1 1 1
больница № 13"

14 ГБУЗ НО "Городская
больница № 21"

5 ГБУЗ НО "Городская 2 3 2 2 2 3
больница № 24"

Автозаводский 8 10 11 11 5 10
район

1 ГБУЗ НО "Городская 2 3 2 3 1 3
клиническая
больница № 39"

2 ГБУЗ НО "Городская 2 2 2 2 1 2
больница № 4"

3 ГБУЗ НО "Городская 1 2 2 2 1 2
клиническая
больница № 10"

4 ГБУЗ НО "Городская 2 3 2 2 1 3
поликлиника № 51"

Канавинский район 7 10 8 9 4 10

1 ГБУЗ НО "Городская 3 5 3 3 2 5
больница № 47"

2 ГБУЗ НО "Городская
клиническая
больница № 7"

3 ГБУЗ НО "Городская 1 2 2 2 1 2
больница № 11"

4 ГБУЗ НО "Городская 1 2 2 2 1 2
больница № 33"

Ленинский район 5 9 7 7 4 9

1 ГБУЗ НО "Городская 2 3 2 2 1 3
больница № 28"

2 ГБУЗ НО "Городская 2 3 2 2 1 3
клиническая
больница № 30"

3 ГБУЗ НО "Городская 2 3 2 2 2 3
поликлиника № 17"

Московский район 6 9 6 6 4 9

1 ГБУЗ НО "Городская 1 2 2 2 1 2
поликлиника № 21"

2 ГБУЗ НО "Городская 1 2 2 2 1 2
поликлиника № 2"

3 ГБУЗ НО "Городская 3 2 4 2 1 2
поликлиника № 7"

4 ГБУЗ НО "Городская 2 2 1 2
клиническая
больница № 5"

5 ГБУЗ НО "Городская 2 2 2 2 1 2
клиническая
больница № 38"

Нижегородский 7 10 10 10 5 10
район

1 ГБУЗ НО "Городская 1 2 2 2 1 2
поликлиника № 1"

2 ГБУЗ НО "Городская 2 2 2 2 1 2
поликлиника № 50"

Приокский район 3 4 4 4 2 4

1 ГБУЗ НО "Городская 3 2 4 3 2 2
клиническая
больница № 34"

2 ГБУЗ НО "Городская
больница № 35"

3 ГБУЗ НО "Городская 1 1 2 2 1 1
поликлиника № 30"

4 ГБУЗ НО "Городская 1 1 2 2 1 1
поликлиника № 31"

5 ГБУЗ НО "Городская 1 1 2 2 1 1
поликлиника № 35"

Советский район 6 5 10 9 5 5

1 ГБУЗ НО "Городская 1 1 1 1
больница № 14"

2 ГБУЗ НО "Городская 1 1 2 2 2 1
поликлиника № 15"

3 ГБУЗ НО "Городская 2 1 5 4 2 1
клиническая
больница № 12"

Сормовский район 4 3 7 6 5 3

г. Н.Новгород 46 60 63 62 34 60

ВСЕГО 129 165 165 178 125 165






Приложение 7
Утверждено
приказом
министра здравоохранения
Нижегородской области
от 18.11.2013 № 2838

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛАХ ПО ОБУЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ МЕТОДАМ
САМОКОНТРОЛЯ И САМОПОМОЩИ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Школы по обучению пациентов методам самоконтроля и самопомощи (далее - Школы) организуются на базах амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений и являются их структурными подразделениями.
2. Школы в своей деятельности руководствуются директивными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения Нижегородской области, приказами и распоряжениями главных врачей медицинских организаций Нижегородской области, в структуру которых входят Школы, настоящим Положением.
3. В своей деятельности Школы используют возможности всех необходимых диагностических и лечебных подразделений медицинской организации Нижегородской области, на базе которого они находятся.
4. Врач Школы назначается главным врачом медицинской организации Нижегородской области.

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ШКОЛЫ

1. Организация обучения пациентов с различной патологией (сахарный диабет, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма и пр.) по специально разработанным программам, включающим в себя не менее 3-х занятий продолжительностью не менее 60 минут каждое.
2. Обеспечение пациентов научно-популярной методической литературой по профилю заболевания.
3. Организационно-методическая и практическая помощь врачам общетерапевтического звена по совершенствованию диагностики, лечения и профилактики заболеваний по профилю Школы.
4. Внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний по профилю Школы.
5. Разработка предложений по совершенствованию работы Школ, развитию специализированной медицинской помощи пациентам конкретного профиля.
6. Подготовка и проведение научно-практических семинаров, конференций для врачей и среднего медперсонала.





Приложение 8
Утверждено
приказом
министра здравоохранения
Нижегородской области
от 18.11.2013 № 2838

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ВРАЧА ШКОЛЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ МЕТОДАМ
САМОКОНТРОЛЯ И САМОПОМОЩИ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. На должность врача Школы назначается специалист с высшим медицинским образованием, прошедший последипломную специализацию (эндокринология, кардиология, пульмонология, аллергология, пр.), имеющий стаж работы не менее 5 лет, обладающий знаниями и навыками, соответствующими требованиям квалификационной характеристики.
2. Врач Школы назначается, увольняется и непосредственно подчиняется главному врачу медицинской организации Нижегородской области, на базе которого организована Школа.
3. В своей работе руководствуется директивными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения Нижегородской области, приказами и распоряжениями главного врача медицинской организации Нижегородской области, настоящим Положением.

2. ОБЯЗАННОСТИ

Врач Школы:
1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Школы.
2. Проводит отбор и обучение пациентов по программе Школы.
3. Обеспечивает внедрение и применение современных технологий диагностики, лечения, профилактики заболеваний по профилю Школы.
4. Проводит организационно-методическую работу по профилю Школы.
5. Оказывает консультативную помощь в медицинской организации Нижегородской области по профилю Школы.
6. Организует научно-практические конференции и семинары для врачей разных специальностей и среднего медперсонала по вопросам медицинской помощи пациентам по профилю Школы.
7. Систематически повышает собственную профессиональную квалификацию.
8. Ежемесячно информирует заведующего отделением (главного врача, зам. главного врача по поликлинике) о работе Школы (справка-отчет).
9. Качественно ведет учетно-отчетную и медицинскую документацию.

3. ПРАВА

Врач Школы имеет право:
1. Получать директивные документы и другую информацию, необходимую для совершенствования организации деятельности Школы и выполнения своих функциональных обязанностей.
2. Участвовать в производственных совещаниях и любых других организационных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью Школы.
3. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4. Контролировать назначения любых лечебно-профилактических мероприятий у посещающих Школу больных.
5. Привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для обследования и консультаций больных с заболеваниями по профилю Школы.
6. Направлять больных на консультацию и лечение в другие медицинские организации Нижегородской области по профилю выявленной патологии.
7. Отдавать распоряжения медицинскому персоналу Школы и контролировать их выполнение.
8. Участвовать в работе совещаний, научно-практических конференций, научных обществ, ассоциаций по профилю, систематически повышать профессиональную квалификацию.
9. Участвовать в проведении санитарно-просветительной работы в средствах массовой информации по профилактике заболеваний в соответствии с профилем Школы.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Врач Школы несет ответственность за организацию работы по обучению больных, проведение в ней занятий, своевременное осуществление лечебно-диагностического процесса, качество ведения учетно-отчетной и медицинской документации, выполнение порученных ему мероприятий в соответствии с планом работы Школы, распоряжениями администрации медицинской организации Нижегородской области.





Приложение 9
Утвержден
приказом
министра здравоохранения
Нижегородской области
от 18.11.2013 № 2838

Отчет
о реализации мероприятий по работе Школ
по обучению пациентов


Наименование Количество пациентов, прошедших обучение
медицинской
организации Школа пациентов Школа Школа Школа Школа Школа
с сердечной пациентов с пациентов с пациентов пациентов пациентов с
недостаточностью артериальной бронхиальной с здорового ишемической
гипертензией астмой сахарным образа болезнью
диабетом жизни сердца

1 2 3 4 5 6 7








Приложение 10
Утвержден
приказом
министра здравоохранения
Нижегородской области
от 18.11.2013 № 2838

Отчет
о реализации мероприятий по работе Школ
по обучению пациентов


№ Наименование Количество пациентов, прошедших обучение
п/п медицинской
организации Школа пациентов Школа Школа Школа Школа Школа
с сердечной пациентов с пациентов с пациентов пациентов пациентов с
недостаточностью артериальной бронхиальной с здорового ишемической
гипертензией астмой сахарным образа болезнью
диабетом жизни сердца

1 2 3 4 5 6 7 8



Итого



------------------------------------------------------------------