Решение Нижегородского УФАС России от 26.04.2013 по делу N 224-ФАС52-07/13 <О нарушении законодательства о рекламе лекарственных средств>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. по делу № 224-ФАС52-07/13
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя
управления;
Швецова О.Ю. - член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых
рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
Михайлова Н.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля
финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 224-ФАС52-07/13, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ц" (603163, г. Н.Новгород, <...>), по материалам, направленным <...> УФАС России (644010, г. <...>) по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в отсутствие представителя общества (ходатайство от 18.04.2013 г. (вх. № <...>) о рассмотрении дела в отсутствие его представителя),
установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 27.02.2013 г. поступили материалы рекламной деятельности ООО "Ц" и обращения потребителей рекламы Х.Л.А. и С.В.В., направленные <...> УФАС России (исх. № <...> от 19.02.2013 г.), по поводу распространения в период с <...> г. по <...> г. в региональном эфире "Радио России" ФГУП "ВГТРК" ГТРК "И" рекламного сообщения продукта "В", содержащего, по мнению заявителей, признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе".
<...> УФАС России по обращениям потребителей рекламы возбуждено дело № 06-10.1/80-2012 по факту распространения рекламы продукта "В" в региональном эфире ФГУП "ВГТРК" радиоканала "Радио России" на территории <...> области. Своим решением от 12.02.2013 г. Комиссия <...> УФАС России решила передать материалы дела в Нижегородское УФАС России для возбуждения дела в отношении ООО "Ц".
В связи с указанными обстоятельствами Нижегородское УФАС России 11 марта 2013 г. вынесло Определение № 224-ФАС52-07/13 о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "Ц".
Изучив материалы дела, представленные документы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В период с <...> г. по <...> г. в региональном эфире "Радио России" ФГУП "ВГТРК" ГТРК "И" транслировалась передача "Г", в которой рекламировался продукт "В".
Сообщение распространялось в форме диалога с ведущим специалистом "Ц" биохимиком Ф.В.В. и дозвонившимися в студию радиослушателями. Ф.В.В., называя "В" лечебно-профилактическим продуктом, рассказывала о его составе, лечебных свойствах, утверждая, что "В" "способствует нормализации артериального давления", "очищению сосудов и восстановлению микроциркуляции крови", "предотвращает образование тромбов, снижает уровень холестерина, улучшает пищеварение, снижает внутрибрюшное и венозное давление". В передаче говорилось о том, какой положительный эффект оказывают отдельные составляющие продукта на конкретные системы организма и органы человека при нарушении их деятельности. При этом, отдельные компоненты "В" "восстанавливают стеночки пораженных сосудов, нормализуют проницаемость капилляров, регулируют кроветворение, способствует нормализации артериального давления", идет "восстановление нормального сердечного ритма, очищение сосудов и восстановление микроциркуляции крови", "предотвращает образование новых тромбов и способствует рассасыванию уже образовавшихся, активизирует ферменты, помогающие расщеплять жиры, снижает уровень холестерина в крови, улучшает кровообращение, разжижает кровь, растворение тромбов, проходят длительные запоры, снижает внутрибрюшное давление, способствует снижению венозного давления", способствует "очищению организма от экологических ядов-экотоксикантов, мощный природный интросорбент, освобождает от токсинов, солей тяжелых металлов, от радионуклидов", "снижает тягу к сладкому - хром из витальгара помогает глюкозе проникать в клетки", "выводит из организма лишний холестерин, способствует восстановлению эластичности сосудов, заживляет микротрещинки, останавливает процесс тромбообразования".
В передаче сообщался номер телефона, по которому можно заказать продукт и получить бесплатную консультацию специалиста.
Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламное сообщение направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ООО "Ц" и к реализуемому обществом товару - продукту "В".
Рекламное сообщение свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей рекламы к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие на организм человека.
Согласно свидетельства о государственной регистрации № <...> от 28.10.2011 г., выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сертификата соответствия № <...> сроком действия с 07.12.2011 г. по 06.12.2012 г., продукт "В" предназначен для реализации населению в качестве продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания (дополнительный источник пищевых волокон (альгинатов) и йода), и использования в пищевой промышленности (хлебобулочной, кондитерской, пивобезалкогольной, молочной и мясоперерабатывающей).
ООО "Ц" представлено Экспертное заключение от 06.10.2011 г. № <...> ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, согласно которому продукт "В" может использоваться в качестве пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания, продукция по показателям качества и безопасности соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.
Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Между тем установлено, что продукт, который рекламируется как продукт "В", производится из бурых морских водорослей для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу. Как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован. Данный факт также установлен решением Комиссии <...> УФАС России от 12.02.2013 г.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Поскольку продукт "В" лекарственным средством не является, то это исключает возможность указания в рекламе на его лечебные свойства, в том числе профилактические.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как следует из заявлений Х.Л.А. и С.В.В., они были введены в заблуждение рекламным сообщением, поскольку считали, что продукт "В" является лекарственным средством.
Следовательно, указанное выше рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 6 и 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламное сообщение распространялось в региональном эфире ФГУП "ВГТРК" радиоканала "Радио России" на территории <...> области на основании договора от 30.10.2012 г. № <...>, заключенного между ФГУП "ВГТРК" и ООО "Ц". Согласно эфирной справки, являющейся приложением № 2 к договору от 30.10.2012 г., реклама продукта "В" выходила в эфир в <...> 2012 г. длительностью 20 минут. В материалах проверки имеются: акт об оказании услуг от <...> г., счет фактура от <...> г., платежные поручения на оплату оказанных услуг.
Таким образом, рекламодателем рекламных сообщений "В" является ООО "Ц".
Следовательно, реклама ООО "Ц" противоречит требованиям пункта 6 части 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ООО "Ц", распространенная в период с <...> г. по <...> г. в региональном эфире "Радио России" ФГУП "ВГТРК" ГТРК "И", является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 6 части 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В связи с отсутствием сведений о нераспространении ненадлежащей рекламы Комиссия Нижегородского УФАС России принимает решение о выдаче предписания о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Ц", распространенную в период с <...> г. по <...> г. в региональном эфире "Радио России" ФГУП "ВГТРК" ГТРК "И", поскольку она противоречит требованиям пункта 6 части 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ц" предписание об устранении выявленного нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
С.В.СМИРНОВ
Члены Комиссии
О.Ю.ШВЕЦОВА
Н.В.МИХАЙЛОВА
------------------------------------------------------------------