Решение Нижегородского УФАС России от 06.05.2013 по делу N 60-ФАС52-07/13 <О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в размещении на официальном сайте администрации города рекламного сообщения, содержащего указание на то, что рекламируемый объект одобряется органами государственной власти и правоохранительными органами>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу № 60-ФАС52-07/13
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя
управления;
Швецова О.Ю. - член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых
рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
Михайлова Н.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля
финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 60-ФАС52-07/13, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "В" (603074, г. Н.Новгород <...>) по заявлению ООО "М" (603086, г. Н.Новгород <...>) по признакам нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии:
- представителя ООО "М" по доверенности от 13.02.2013 г. С.А.С.;
- представителя ООО "В" по доверенности от 14.02.2013 г. М.В.В.;
- представителя администрации г. Н.Новгорода по доверенности от 11.03.2013 г. № 01-89/Д Н.А.В.;
- представителей администрации <...> района г. Н.Новгорода по доверенностям от 10.01.2013 г. № 36-01-19/13/ис, № 36-01-22/13/ис Б.И.Р., Г.В.А.,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 24.01.2013 г. поступило поручение Прокуратуры г. Н.Новгорода о рассмотрении обращения ООО "М" по поводу рекламы ООО "В", содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе".
В связи с указанными обстоятельствами Нижегородское УФАС России 01 февраля 2013 г. вынесло Определение № 60-ФАС52-07/13 о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "В".
ООО "М" в ходе рассмотрения дела поддержало заявленные требования.
Изучив материалы дела, представленные документы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
На официальном сайте администрации г. Н.Новгорода http:/нижнийновгород.рф, в разделе "Администрация <...> района/Новости района", на странице "В <...> районе реализуется проект "Безопасный дом" содержалась информация о программе "Безопасный дом", внедряемой ООО "В". В нижней части страницы имелись ссылки "Буклет 1 стр, Буклет 2 стр", при нажатии на которые открывалась электронная версия страниц рекламного буклета "Программа Безопасный Дом" ООО "В". Электронная версия рекламного буклета содержит описание программы и преимущества, которое получат жители при установке видеодомофонов, адрес, контактный телефон компании: "Программа "Безопасный дом" разработана компанией "Ц" в рамках Федеральной государственной программы "Безопасный город". С успехом действует в Санкт-Петербурге, заслужив одобрение властей и правоохранительных органов".
О данном факте составлен акт от 25.01.2013 г.
Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламное сообщение направлено на привлечение внимания и поддержание интереса неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ООО "В", товаром является услуга по установке видеодомофонной системы по программе "Безопасный Дом".
К участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах дела, привлечены администрация <...> района и администрацию г. Н.Новгорода.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представитель администрации г. Н.Новгорода сообщил, что на официальном сайте администрации города Н.Новгорода наполнение соответствующих разделов осуществляют ответственные лица администраций районов, в том числе, администрации <...> района.
Представитель администрации <...> района пояснил, что в связи с реализацией на территории г. Н.Новгорода муниципальной целевой программы "АПК "Безопасный город" 06.09.2012 г. в администрации района проводилось совещание по вопросу оперативной обстановки в жилом секторе <...> района, где обсуждался вопрос о реализации программы "Безопасный дом". По итогам совещания на сайте администрации г. Н.Новгорода на странице администрации <...> района размещалась статья, носящая информационный характер. Статья изготавливалась на основе информации и электронного буклета, представленных руководителем коммерческой службы ООО "В" К.К.А. В процессе размещения статьи на сайте произошла техническая ошибка, в результате которой совместно с информационной статьей была размещена электронная версия буклета. Администрация <...> района никаких договоров с ООО "В" по размещению рекламы не заключала.
Представитель ООО "В" в ходе рассмотрения дела подтвердил, что в момент размещения рекламного сообщения К.К.А. являлся руководителем коммерческой службы общества. В материалы дела представлен договор от 21.01.2011 г., заключенный между обществом и ООО "О" на оказание рекламных услуг, в том числе, по изготовлению рекламных буклетов. При этом рекламный буклет, изготовленный по договору, отличается от рекламы, размещенной на сайте администрации г. Н.Новгорода, в части отсутствия ссылки на одобрение программы "Безопасный город" властями и правоохранительными органами в г. Санкт-Петербурге. Представитель ООО "В" согласился с тем, что электронное изображение буклета предоставлялось администрации <...> района, однако, общество не пыталось использовать изображение в качестве рекламного продукта.
Согласно пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Размещение электронной версии рекламного буклета ООО "В" на официальном сайте администрации г. Н.Новгорода http:/нижнийновгород.рф воспринимается как одобрение органами местного самоуправления программы ООО "В" по установке домофонов. Кроме того, в электронной версии рекламного буклета содержится прямая ссылка на одобрение программы "Безопасный город" органами власти и правоохранительными органами.
В связи с этим рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", ответственность несет рекламодатель.
Согласно пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламное сообщение было направлено в адрес администрации <...> района должностным лицом ООО "В" по электронной почте 28.11.2012 г., содержит адрес и телефон общества.
Следовательно, ООО "В" является рекламодателем.
Таким образом, рекламное сообщение ООО "В", размещенное в <...> 2012 года - <...> 2013 года на сайте администрации г. Н.Новгорода http:/нижнийновгород.рф, в разделе "Администрация <...> района/Новости района" на странице "В <...> районе реализуется проект "Безопасный дом", противоречит требованиям пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, реклама ООО "В" является ненадлежащей.
В связи с тем что размещение рекламы на сайте администрации г. Н.Новгорода http:/нижнийновгород.рф на момент рассмотрения дела прекращено, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение не выдавать предписание об устранении нарушения.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащим рекламное сообщение ООО "В", размещенное в <...> 2012 года - <...> 2013 года на сайте администрации г. Н.Новгорода http:/нижнийновгород.рф, в разделе "Администрация <...> района/Новости района" на странице "В <...> районе реализуется проект "Безопасный дом", поскольку оно противоречит требованиям пункта 2 части 5 статьи 5".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
С.В.СМИРНОВ
Члены Комиссии
О.Ю.ШВЕЦОВА
Н.В.МИХАЙЛОВА
------------------------------------------------------------------