Постановление администрации Городецкого района Нижегородской области от 13.06.2013 N 1884 "Об утверждении Концепции управления муниципальным долгом Городецкого муниципального района Нижегородской области на период до 2020 года"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДЕЦКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. № 1884
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ
ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 № 817 "О концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года", решением Земского собрания Городецкого района от 22.12.2006 № 198/212 (в ред. 25.09.2008 № 136) "Об утверждении Положения о муниципальном долге в Городецком районе" в рамках реализации МЦП "Повышение эффективности бюджетных расходов Городецкого района на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации Городецкого района от 21.09.2011 № 2911, в целях осуществления эффективного управления муниципальным долгом Городецкого муниципального района Нижегородской области администрация Городецкого муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления муниципальным долгом Городецкого муниципального района Нижегородской области на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Управлению финансов администрации Городецкого района при составлении проекта среднесрочного финансового плана, проектов районного бюджета, а также в процессе исполнения районного бюджета и управления муниципальным долгом руководствоваться законодательством Российской Федерации и методическими положениями, изложенными в Концепции.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации и обеспечить размещение на официальном Интернет-портале администрации Городецкого района.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района по инвестициям, имуществу и экономике С.В. Терехова.
Глава администрации
В.А.ТРУФАНОВ
Утверждена
постановлением администрации
Городецкого муниципального района
от 13.06.2013 № 1884
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(далее - Концепция)
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Разработка Концепции проведена на основе:
- нормативных правовых положений федерального законодательства, законодательства Нижегородской области и нормативных правовых положений в части управления муниципальным долгом (далее - муниципальный долг);
- рекомендаций и методических материалов по управлению муниципальным долгом в сфере государственных и муниципальных финансов;
- основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации;
- обобщения опыта управления муниципальным долгом Городецкого муниципального района и других районов.
Данная Концепция разработана в целях:
- определения основных направлений управления муниципальным долгом Городецкого муниципального района Нижегородской области на период до 2020 года;
- обеспечения последовательности и согласованности деятельности органов местного самоуправления Городецкого муниципального района Нижегородской области (далее - Городецкий район) по планированию потребности в долговых заимствованиях и предоставлению гарантий, соответствующих возможностям бюджета по обслуживанию и погашению привлеченного долга;
- придания публичности деятельности по управлению муниципальным долгом Городецкого района.
Под управлением муниципальным долгом Городецкого района в рамках данной Концепции понимается комплекс процедур, методик и мероприятий по планированию, привлечению, погашению и обслуживанию долговых обязательств.
Основной целью управления муниципальным долгом является обеспечение финансирования расходов районного бюджета за счет заемных источников при:
- поддержании объема долговых и условных обязательств на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков;
- обеспечении исполнения долговых и условных обязательств в полном объеме при исполнении всех других расходных обязательств;
- обеспечении минимально возможной стоимости обслуживания прямых обязательств.
Управление муниципальным долгом включает три взаимосвязанных направления:
- планирование объема, сроков погашения и структуры муниципального долга;
- осуществление операций с муниципальным долгом: заимствований, предоставления гарантий, обслуживания и погашения муниципального долга и др.;
- осуществление учета и формирование отчетности по долговым обязательствам.
Основными задачами управления муниципальным долгом Городецкого района являются:
- разработка системы ограничений на долговые параметры Городецкого района в целях удержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- определение принципов и методов моделирования долговой политики при формировании бюджета, среднесрочного финансового плана и долгосрочной бюджетной стратегии;
- обеспечение принятия решения о заимствованиях с учетом потребностей районного бюджета в привлечении заемных средств и возможностей бюджета по погашению и обслуживанию долга;
- оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
- мониторинг консолидированного долга Городецкого района;
- обеспечение прозрачности управления муниципальным долгом Городецкого района.
2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В рамках управленческого учета в системе управления муниципальным долгом вводятся такие дополнительные понятия, как:
- прямые и условные обязательства;
- долговая емкость районного бюджета;
- свободная долговая емкость районного бюджета.
Прямые долговые обязательства Городецкого района - это совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в определенные даты в будущем.
В целях полноты определения долговой емкости бюджета в составе прямых обязательств учитываются обязательства, определенные статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением муниципальных гарантий, а также обязательства организаций Городецкого района, по которым Городецкий муниципальный район Нижегородской области несет субсидиарную ответственность.
Под обязательствами, по которым Городецкий район несет субсидиарную ответственность, понимаются:
- просроченная задолженность муниципальных казенных учреждений;
- просроченная кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений Городецкого района, возникшая до 1 января 2012 года.
Также при расчете учитывается задолженность Городецкого района, возникшая по решениям судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условные долговые обязательства Городецкого района - это совокупность обязательств по таким формам соглашений и договоров, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных событий. В целях полноты определения долговой емкости районного бюджета в составе условных обязательств учитываются муниципальные гарантии Городецкого района, а также обязательства организаций (за исключением учитываемых в объеме прямых обязательств), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации Городецкий район может нести ответственность по их исполнению.
Долговая емкость районного бюджета (профиль заемной мощности) (ДЕ) - это превышение поступлений доходов районного бюджета над текущими расходами без учета расходов на обслуживание и погашение существующих прямых и условных долговых обязательств, учитываемых в расходах бюджета.
Под текущими расходами районного бюджета понимается разность общего объема расходов и расходов капитального характера, определяемых следующими статьями бюджетной классификации:
- увеличение стоимости основных средств (статья 310 Бюджетной классификации Российской Федерации);
- увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале (статья 530 Бюджетной классификации Российской Федерации);
- субсидии гражданам на приобретение жилья (КФСР 1003, кроме 310);
- расходы на капитальный ремонт (КОСГУ 225).
Под обслуживанием и погашением существующих прямых и условных долговых обязательств, учитываемых в расходах бюджета в рамках Концепции, понимаются:
- расходы на обслуживание действующих прямых долговых обязательств;
- объем ассигнований на погашение урегулированных обязательств, по которым Городецкий район несет субсидиарную ответственность;
- объем ассигнований на возможное исполнение обязательств по муниципальным гарантиям и другим условным обязательствам, учитываемым в расходах бюджета.
Долговая емкость районного бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также при его уточнении. Плановый период не может быть короче длительности среднесрочного финансового плана, а период расчета принимается равным году.
Долговая емкость определяет сумму средств, находящуюся в распоряжении районного бюджета, после исполнения текущих расходов без учета обслуживания муниципального долга. Именно данной суммой ограничивается возможный объем средств, направляемых на исполнение долговых обязательств для каждого года планового периода.
Свободная долговая емкость бюджета - разница между долговой емкостью бюджета и объемом платежей по обслуживанию и погашению прямых и условных долговых обязательств.
Свободная долговая емкость определяет объем средств, находящихся в распоряжении бюджета, после исполнения текущих расходов и всех выплат по исполнению долговых обязательств.
Положительное значение свободной долговой емкости в каком-либо году показывает возможности проведения новых заимствований в предшествующие периоды времени с погашением в рассматриваемом году.
Отрицательное значение свободной долговой емкости в каком-либо году показывает, какой объем заимствований для вынужденного рефинансирования долговых обязательств необходимо провести в предыдущие периоды.
3. ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ ГОРОДЕЦКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
3.1. Текущее состояние муниципального долга
Городецкого муниципального района Нижегородской области
Объем муниципального долга Городецкого района по состоянию на начало 2013 года составляет 34,0 млн рублей. Долговая нагрузка на районный бюджет является низкой - около 5,9% доходов без учета финансовой помощи из областного бюджета и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц.
Муниципальный долг на 100% состоит из среднесрочных кредитов коммерческих банков.
Просроченных долговых обязательств Городецкий район не имеет.
Все требования Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении муниципальных заимствований соблюдались. Долговые обязательства Городецкого района погашались в срок, все долговые параметры районного бюджета соответствуют требованиям бюджетного законодательства.
3.2. Политика управления муниципальным долгом Городецкого
муниципального района Нижегородской области до 2020 года
Основываясь на оценке текущей ситуации и определении основных рисков в бюджетной сфере и управлении муниципальным долгом, политика Городецкого района в части управления муниципальным долгом в перспективе до 2020 года будет включать следующие направления:
- стабилизацию объема муниципального долга (ориентировочно к 2015 году) и удержание его объема на экономически безопасном уровне;
- продолжение и совершенствование практики заключения договоров на открытие кредитных линий как наиболее оптимального инструмента финансирования кассовых разрывов районного бюджета;
- проведение мониторинга консолидированного долга Городецкого района в целях предупреждения роста просроченной задолженности организаций муниципального сектора экономики Городецкого муниципального района Нижегородской области;
- совершенствование нормативной правовой базы управления муниципальным долгом.
4. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Система планирования долговых обязательств основывается на следующих принципах:
4.1. Система ограничений долговой политики Городецкого района.
Основным методом контроля за экономически безопасным уровнем долговой нагрузки на бюджет является разработка и соблюдение системы ограничений при проведении долговой политики, учитывающих особенности бюджетной и долговой ситуации конкретного субъекта Российской Федерации в определенный период времени.
Управление муниципальным долгом Городецкого района включает в себя:
- нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в части ограничения обязательств субъекта Российской Федерации;
- дополнительные ограничивающие критерии на объем и структуру муниципального долга Городецкого района;
- ограничения, задаваемые принятыми принципами моделирования долговой политики, основанными на показателях долговой емкости и свободной долговой емкости районного бюджета.
Нормы, которые установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации в части ограничений на объем муниципального долга субъекта Российской Федерации, дефицит бюджета и объемы расходов на обслуживание муниципального долга являются основой для оценки рисков, связанных с долгом. Данные ограничения являются рамочными, максимально предельными. В связи с этим при управлении муниципальным долгом Городецкого района вводятся более строгие критерии, ограничивающие параметры районного бюджета и муниципального долга.
В качестве дополнительных ограничивающих критериев на объем и структуру муниципального долга при управлении муниципальным долгом Городецкого муниципального района приняты следующие показатели:
- предельный объем муниципального долга, рассчитываемый в процентах от утвержденного общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений - на каждую расчетную дату в течение финансового года;
- верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за текущим финансовым годом, не должен превышать предельного объема муниципального долга, установленного предыдущим пунктом;
- верхний предел долга по гарантиям на 1 января года, следующего за текущим финансовым годом, в структуре муниципального долга;
- предельный уровень долга, рассчитываемый в процентах от доходов бюджета района.
Данные ограничения устанавливаются законодательством и нормативными правовыми актами Городецкого района.
Ограничение по долговой емкости районного бюджета определяет объемы погашения и обслуживания действующих и вновь привлекаемых долговых обязательств, которые можно осуществить за счет доходов районного бюджета.
4.2. Принципы планирования и привлечения заимствований.
Городецкий муниципальный район Нижегородской области следует принципам планирования и привлечения заимствований, рекомендуемых в рамках международных рекомендаций по управлению государственным долгом:
- планирование и привлечение заимствований осуществляется на основе прогнозирования долговой емкости районного бюджета и учета ограничений на объем долга, дефицита, выплат по обслуживанию долга;
- краткосрочные заемные средства привлекаются в основном для поддержания необходимого уровня ликвидности районного бюджета. При возникновении кассовых разрывов допустимо привлечение краткосрочных заимствований для сглаживания возникающих диспропорций. Тем не менее объем таких заимствований минимизируется за счет повышения эффективности процесса управления доходами и расходами районного бюджета. Краткосрочные заимствования нецелесообразно использовать для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов;
- долгосрочные заемные средства привлекаются для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру и в отдельных случаях могут использоваться для рефинансирования имеющегося долга с целью оптимизации структуры портфеля заимствований;
- долгосрочные заемные средства не используются для финансирования текущих расходов. Текущие расходы не могут финансироваться за счет долгосрочных заемных средств.
4.3. Планирование погашения и расходов на обслуживание муниципального долга.
Процесс планирования муниципальных заимствований Городецкого района осуществляется в два этапа:
- планирование расходов по погашению и обслуживанию действующих долговых обязательств;
- планирование объемов вновь принимаемых долговых обязательств с учетом ограничений, установленных в пункте 4.1 Концепции.
В свою очередь, планирование вновь принимаемых долговых обязательств проводится раздельно для прямых и условных обязательств, а планирование прямых обязательств - в зависимости от целей заимствований.
Процедура планирования погашения и обслуживания действующих долговых обязательств основывается на построении и проведении анализа свободной долговой емкости для каждого года рассматриваемого временного периода.
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОГАШЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА
Наряду с разработанными подходами к планированию долговых заимствований и предоставлению гарантий Городецкого района осуществляется оперативное управление муниципальным долгом. Оно проводится в целях сглаживания пиков долговых платежей и экономии бюджетных средств, выделяемых для обслуживания и погашения долговых обязательств, при одновременном обеспечении других расходов районного бюджета.
Основными методами оперативного управления являются:
- корректировка сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программой муниципальных заимствований. Данный метод предусматривает перенесение сроков привлечения новых заемных средств на более ранние или поздние сроки по сравнению с плановым распределением заимствований. Критерием определения необходимости корректировки является реальное исполнение районного бюджета, то есть фактическое поступление доходов и фактическое использование предусмотренных бюджетом ассигнований;
- досрочное погашение долговых обязательств. Данный метод осуществляется за счет дополнительно полученных доходов, перераспределения экономии по расходам бюджета и (или) привлечения новых, более дешевых заимствований.
6. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
О МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОЛГЕ ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
6.1. Учет и отчетность по долговым обязательствам.
Основными формами формализованного учета и отчетности по операциям с муниципальным долгом Городецкого муниципального района Нижегородской области, а также оценки ее кредитоспособности являются:
- долговая книга Городецкого района;
- отчетность о консолидированном долге Городецкого района;
- программа заимствований и программа предоставления гарантий Городецкого района;
- публичная информация о состоянии долга, размещаемая на официальном сайте администрации Городецкого района.
Учет муниципального долга и всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств Городецкого района осуществляется управлением финансов администрации Городецкого района в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и правилами бухгалтерского учета.
Учет и регистрация долговых обязательств осуществляется в муниципальной долговой книге Городецкого района. Структура и порядок ведения долговой книги определяются администрацией Городецкого района. На основе данных долговой книги формируется отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации, а также аналитическая информация о состоянии муниципального долга Городецкого района.
Планирование долговых обязательств осуществляется в программе муниципальных заимствований и программе предоставления гарантий, которые являются приложениями ежегодных решений Земского собрания о районном бюджете. В долговой книге Городецкого района ведется отчетность об исполнении программы заимствований.
В Городецком районе установлена процедура учета консолидированного долга Городецкого района. Он определяется как суммарная задолженность муниципального сектора экономики Городецкого муниципального района Нижегородской области перед кредиторами, не принадлежащими данному сектору (без учета взаимных обязательств). По каждому виду обязательства выделяется просроченная задолженность. Отчет о консолидированном долге ежеквартально формируется управлением финансов администрации Городецкого района и размещается на официальном сайте администрации Городецкого района.
6.2. Обеспечение прозрачности информации о муниципальном долге.
Позиция Городецкого района как заемщика основывается на принципах формирования положительной кредитной истории и проведения политики информационной открытости.
------------------------------------------------------------------