Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 27.06.2013 N 935-V "О результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области "О благотворительной деятельности"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. № 935-V
О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В соответствии с постановлением Законодательного Собрания области от 6 декабря 2012 года № 732-V "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на I полугодие 2013 года" Законодательное Собрание области постановляет:
1. Принять к сведению информацию комитета Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества о результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области от 26 февраля 2002 года № 9-З "О благотворительной деятельности" (прилагается).
2. Комитету Законодательного Собрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества разработать проект закона области "О благотворительной деятельности" в новой редакции и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания области в III квартале 2013 года.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Собрания
Е.В.ЛЕБЕДЕВ
Приложение
Утверждена
постановлением
Законодательного Собрания области
от 27 июня 2013 г. № 935-V
ИНФОРМАЦИЯ
КОМИТЕТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКЕ, РЕГЛАМЕНТУ И ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА
ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 2002 ГОДА № 9-З
"О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Краткая характеристика предмета регулирования Закона области, основания проведения мониторинга, источники, объем и содержание полученной информации
Закон Нижегородской области от 26 февраля 2002 года № 9-З "О благотворительной деятельности" (далее также - Закон области) регулирует отношения в сфере благотворительной деятельности на территории Нижегородской области, определяет ее основные цели и направления, создает условия для развития благотворительной деятельности и гарантирует поддержку благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области.
Действие Закона области распространяется на участников благотворительной деятельности, к которым относятся благотворители, добровольцы и благополучатели, а также благотворительные организации, созданные в предусмотренных федеральным законодательством формах и осуществляющие свою деятельность на территории Нижегородской области.
Цель осуществления мониторинга правоприменения Закона области - оценка практики его реализации, в частности, результатов деятельности органов государственной власти по созданию благоприятных условий для развития благотворительной деятельности на территории региона, а также выработка предложений по совершенствованию Закона области с целью повышения его эффективности.
Проведение мониторинга правоприменения Закона области осуществлялось в соответствии с постановлением Законодательного Собрания области от 6 декабря 2012 года № 732-V "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, на I полугодие 2013 года".
В качестве профильного комитета Законодательного Собрания, ответственного за проведение мониторинга правоприменения Закона области, выступил комитет по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества (далее - комитет).
Мониторинг проводился в порядке, установленном Положением о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, и в соответствии с методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.
Председателем комитета был утвержден следующий график мероприятий, проводимых в рамках мониторинга правоприменения Закона области:
№ Наименование мероприятия Исполнитель Срок проведения
п/п мероприятия
(2013 год)
1 Определение целей и задач мониторинга комитет февраль
Закона области
2 Определение субъектов (органов комитет февраль
государственной власти, органов
исполнительной власти), в чьей
компетенции находится сбор и
предоставление необходимой для анализа
информации
3 Подготовка предложений по определению комитет февраль
основных критериев эффективности Закона
области
4 Направление писем и запросов: комитет февраль - март
- в Правительство Нижегородской области
(об особенностях реализации Закона
области);
- в Главное управление Министерства
юстиции Российской Федерации по
Нижегородской области (о количестве
зарегистрированных благотворительных
организаций, о проведении проверок в
отношении на соответствие деятельности
организаций целям, предусмотренным их
Уставами);
- в Управление Федеральной налоговой
службы России по Нижегородской области
(об итогах работы по контролю за
источником доходов благотворительных
организаций, размерами получаемых ими
средств и уплатой налогов);
- в информационно-аналитическое
управление аппарата Законодательного
Собрания области (о практике применения
нормативных правовых актов других
субъектов Российской Федерации в сфере
благотворительной деятельности);
- в государственно-правовое управление
аппарата Законодательного Собрания
области (экспертное заключение);
- в научно-консультативный совет при
Законодательном Собрании Нижегородской
области (экспертное заключение);
- в Общественную палату Нижегородской
области (экспертное заключение)
5 Формирование рабочей группы по проведению комитет март
мониторинга Закона области с участием
членов комитета, представителей аппарата
комитета и государственно-правового
управления аппарата Законодательного
Собрания, членов Благотворительного
совета Нижегородской области, Главного
Управления Минюста России по
Нижегородской области, прокуратуры
Нижегородской области, Общественной
палаты Нижегородской области,
Правительства Нижегородской области
(далее - рабочая группа)
6 Проведение "круглого стола" с участием комитет март - апрель
руководителей благотворительных
организаций на тему: "Благотворительность
в Нижегородской области: проблемы и
перспективы развития"
7 Направление дополнительных запросов в комитет май
органы государственной власти и
организации, определенные по итогам
заседания рабочей группы (при
необходимости)
8 Подготовка и проведение заседаний рабочей комитет апрель - май
группы
9 Обобщение и анализ результатов рабочая июнь
мониторинга Закона области в целях группа
определения эффективности его действия и
подготовка предложений по изменению
законодательства
10 Подготовка сводной информации по итогам комитет июнь
мониторинга Закона области и обсуждение
ее на заседании комитета
Мероприятия, запланированные к реализации, выполнены полностью в сроки, установленные графиком.
В соответствии с указанным графиком мероприятий для проведения мониторинга правоприменения была сформирована и утверждена распоряжением Председателя Законодательного Собрания от 19 марта 2013 года № 53р рабочая группа.
В состав рабочей группы под руководством председателя комитета Малухина Дмитрия Александровича вошли депутаты Законодательного Собрания - члены комитета, сотрудники аппарата комитета, представители государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания, Правительства Нижегородской области, представители иных государственных органов, Общественной палаты Нижегородской области, в том числе:
Щетинина - заместитель председателя комитета, член
Ольга Владимировна Благотворительного совета Нижегородской области,
заместитель руководителя рабочей группы
Егоров - заместитель Председателя Законодательного
Владислав Иванович Собрания
Балашова - директор по развитию Нижегородской ассоциации
Алла Леонидовна неправительственных некоммерческих организаций
"Служение", директор Нижегородской региональной
общественной организации "Служение-НЭКСТ", член
Благотворительного совета Нижегородской области
Веко - директор Нижегородской региональной общественной
Людмила Викторовна организации поддержки детей и молодежи "Верас",
член Благотворительного совета Нижегородской
области
Жильцов - председатель комиссии по вопросам гражданского
Андрей Владимирович общества Общественной палаты Нижегородской
области
Ипполитова - консультант-юрист отдела по обеспечению
Анна Владиславовна взаимодействия Правительства с Законодательным
Собранием государственно-правового департамента
Нижегородской области
Кабанова - главный специалист-эксперт отдела по вопросам
Наталия Николаевна нормативных правовых актов субъекта Российской
Федерации, ведения реестра муниципальных
образований, регистрации и ведения реестра
уставов муниципальных образований Главного
управления Министерства юстиции Российской
Федерации по Нижегородской области
Красильникова - руководитель аппарата комитета
Наталия Александровна
Лапина - консультант аппарата комитета
Елена Валерьевна
Симонова - директор Нижегородской региональной
Наталья Реамировна благотворительной общественной организации
инвалидов "Забота", член Благотворительного
совета Нижегородской области
Тихомиров - консультант отдела государственного,
Вячеслав Вячеславович муниципального и административного
законодательства государственно-правового
управления аппарата Законодательного Собрания
Шумакова - заместитель начальника управления общественной
Ольга Николаевна политики министерства внутренней региональной и
муниципальной политики Нижегородской области
В рамках мониторинга правоприменения Закона области состоялись два заседания рабочей группы - 16 мая 2013 года и 10 июня 2013 года.
При осуществлении мониторинга правоприменения рабочей группой использовались:
информация Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о благотворительных организациях, зарегистрированных в ведомственном реестре по состоянию на 21 марта 2013 года (исх. № 03-4953 от 21 марта 2013 года);
информация Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о типичных нарушениях действующего законодательства, выявленных в ходе проверок деятельности благотворительных организаций на соответствие целям, предусмотренным их учредительными документами (исх. 03-5309 от 3 апреля 2013 года);
заключение на Закон области, подготовленное государственно-правовым управлением аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области (исх. № 346/14-01/13 от 8 апреля 2013 года);
информация об итогах правовой экспертизы Закона области, проведенной Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (исх. № 02-5486 от 8 апреля 2013 года);
информация о реализации Закона области, подготовленная министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области (исх. № 323/01-02-115/13 от 10 апреля 2013 года);
информация Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области о нарушениях законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций благотворительных организаций, состоящих на налоговом учете в территориальных налоговых органах г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области (исх. № 01-05/08100 от 17 апреля 2013 года);
информация, предоставленная информационно-аналитическим управлением аппарата Законодательного Собрания (исх. № 15-06/53 от 25 марта 2013 года, исх. № 35/15-08/13 от 26 апреля 2013 года) о законодательстве субъектов Российской Федерации в сфере регулирования благотворительной деятельности, результатах социологических исследований и др.;
информация аппарата комитета о практике применения нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации в сфере регулирования благотворительной деятельности;
заключение научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Нижегородской области от 17 июня 2013 года.
Кроме того, использовалась информация, полученная в ходе "круглого стола" на тему "Благотворительность в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития", проведенного в рамках мониторинга правоприменения Закона области 12 апреля 2013 года. В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Законодательного Собрания, представители Правительства Нижегородской области, прокуратуры Нижегородской области, Главного управления Минюста России по Нижегородской области, Общественной палаты Нижегородской области, члены Благотворительного совета Нижегородской области (далее также - Благотворительный совет) и руководители более 40 некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность на территории региона.
Рабочей группой был также изучен опыт субъектов по регулированию вопросов благотворительной деятельности. По информации информационно-аналитического управления аппарата Законодательного Собрания, законы в сфере благотворительной деятельности приняты и действуют в 23 субъектах Российской Федерации. В ходе ознакомления с практикой их применения рабочей группой были отмечены некоторые особенности. Так в Чувашской Республике осуществление инвесторами благотворительной деятельности отнесено к числу приоритетных направлений государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В Челябинской области региональные льготы по налогам и сборам и льготы по аренде имущества предоставляются благотворителям в соответствии с приоритетными направлениями осуществления благотворительной деятельности, определяемыми областным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Налоговые льготы благотворителям предусмотрены также законодательством Московской, Новгородской, Костромской, Псковской областей, а также Хабаровского края.
Наиболее интересным с точки зрения правоприменительной практики участниками рабочей группы был отмечен опыт Самарской области. В частности, Законом Самарской области от 24 мая 1999 года № 18-ГД "О благотворительной деятельности в Самарской области" (далее - Закон Самарской области) предусмотрено право получения организацией, занимающейся благотворительной деятельностью на территории региона, статуса "Благотворительной организации в Самарской области". Статус присваивается организации Губернатором по представлению Правительства Самарской области и заключению областного Благотворительного совета и удостоверяется паспортом благотворительной организации.
Паспорт выдается организации сроком на пять лет, при этом срок действия паспорта может быть продлен. Благотворительным организациям, имеющим статус "Благотворительная организация в Самарской области", предоставляются льготы по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в областной бюджет. Иные формы государственной поддержки благотворительных организаций, предусмотренные Законом Самарской области, распространяются на все благотворительные организации, независимо от наличия названного статуса.
Полученная информация позволила рабочей группе провести анализ эффективности действия Закона области по ряду критериев, в том числе:
1. Соответствие Закона области законодательству Российской Федерации.
2. Наличие (отсутствие) подзаконных нормативных правовых актов.
3. Наличие (отсутствие) в Законе области внутренних противоречий или норм, имеющих неоднозначное понимание.
4. Наличие проблем, связанных с реализацией Закона области, в том числе согласно показателям, определенным методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.
5. Деятельность Благотворительного совета.
6. Эффективность действия Закона области по созданию условий для развития благотворительной деятельности в Нижегородской области, в частности, по:
1) обеспечению права граждан и юридических лиц беспрепятственно осуществлять (в том числе с образованием благотворительной организации) благотворительную деятельность предусмотренными Законом области способами;
2) соблюдению принципов осуществления государственной политики Нижегородской области в сфере благотворительной деятельности;
3) применению к благотворителям, благотворительным организациям, добровольцам и иным лицам, осуществляющим благотворительную деятельность, мер общественного признания и морального поощрения;
4) наличию налоговых льгот для участников благотворительной деятельности;
5) обеспечению гарантий прозрачности использования средств, собираемых благотворительными организациями для передачи благополучателям;
6) созданию в обществе позитивного имиджа благотворителя, благотворительной организации, добровольца и иного лица, осуществляющего благотворительную деятельность.
7. Обеспечение контроля за осуществлением благотворительной деятельности.
1. Соответствие Закона области законодательству Российской Федерации
Благотворительная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Основы правового регулирования благотворительной деятельности и возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также особенности создания и деятельности благотворительных организаций установлены Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее также - Федеральный закон).
На благотворительные организации и некоммерческие организации, осуществляющие благотворительную деятельность, распространяется также действие федеральных законов от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и других нормативных правовых актов, направленных на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.
В Нижегородской области вопросы благотворительной деятельности регулируются Законом Нижегородской области от 26 февраля 2002 года № 9-З "О благотворительной деятельности".
Согласно экспертному заключению государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания от 8 апреля 2013 года предмет регулирования Закона области соответствует полномочиям Нижегородской области как субъекта Российской Федерации, предусмотренным статьей 73 Конституции Российской Федерации, подпунктом 91 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 31 Устава Нижегородской области.
2. Наличие нормативных правовых актов, принятых в Нижегородской области с целью реализации норм Закона области
Законом Нижегородской области от 21 апреля 2003 года № 28-З "О наградах и премиях Нижегородской области" предусмотрены меры морального поощрения и общественного признания благотворителей, а именно награды Нижегородской области Почетный диплом "Благотворителю" и медаль "Благотворитель земли Нижегородской" 1, 2 и 3 степени (золотая, серебряная и бронзовая). В соответствии с указанным Законом Законодательным Собранием принято постановление от 16 декабря 2004 года № 1253-III "Об утверждении Положения о Почетном дипломе "Благотворителю" и медали "Благотворитель земли Нижегородской".
Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, включая благотворительные организации, осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 7 мая 2009 года № 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области", и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области.
В соответствии с Законом области Законодательным Собранием Нижегородской области приняты следующие подзаконные нормативные правовые акты:
Постановление от 22 апреля 2004 года № 923-III "О принятии Положения о Благотворительном совете Нижегородской области";
Постановление Законодательного Собрания области от 29 февраля 2012 года № 426-V "Об утверждении состава Благотворительного совета Нижегородской области".
Таким образом, действующее законодательство Нижегородской области в достаточной мере регулирует вопросы благотворительной деятельности.
3. Наличие (отсутствие) в Законе области внутренних противоречий или норм, имеющих неоднозначное понимание
В результате мониторинга правоприменения Закона области рабочей группой не выявлено норм, имеющих неоднозначное понимание, в том числе со стороны субъектов правоприменительной практики - министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области и иных заинтересованных органов.
Внутренних противоречий в Законе области рабочей группой также не выявлено.
4. О проблемах, связанных с применением Закона области
На основании полученной информации, а также согласно показателям, определенным методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694, рабочей группой были выявлены следующие проблемы, связанные с применением Закона области.
В преамбуле Закона области установлено, что он регулирует отношения в сфере благотворительной деятельности на территории Нижегородской области, определяет ее основные цели. Однако часть 1 статьи 2 Закона области "Цели и направления осуществления благотворительной деятельности" отсылает правоприменителя к Федеральному закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который в свою очередь также не разграничивает понятие "цели" и "направления". Часть 2 статьи 2 Закона области определяет основные направления благотворительной деятельности, которые в Федеральном законе фигурируют в качестве целей благотворительной деятельности. Таким образом, сложилась ситуация, в которой Закон области "смешивает" два понятия - "цели" и "направления" благотворительной деятельности, а в части "направления" благотворительной деятельности не соответствует Федеральному закону.
Другой проблемой является отсутствие в Законе области статьи, посвященной формулированию используемых легальных дефиниций. Вместо этого отдельные понятия "разбросаны" по тексту Закона области, при этом некоторые из них нуждаются в корректировке с целью приведения в соответствие Федеральному закону.
Перечень социальных направлений, по которым осуществляется благотворительная деятельность в Нижегородской области (часть 2 статьи 2 Закона области), в соответствии с Федеральным законом является закрытым. Между тем в ходе заседаний рабочей группы и "круглого стола" неоднократно возникал вопрос о необходимости расширения указанного перечня с учетом современных тенденций и опыта благотворительной деятельности в регионе.
Требует корректировки и детализации статья 14 Закона области "Контроль за осуществлением благотворительной деятельности", в том числе в части обеспечения открытого доступа к отчетам благотворительных организаций. В Законе области также отсутствует статья, закрепляющая ответственность благотворительной организации за нарушение законодательства.
В последнее время в Российской Федерации получила развитие тема использования в благотворительных целях наряду с трудом добровольцев деятельности волонтеров. Следовательно, появились достаточные основания для введения в действующие законы, в том числе региональные, понятий "волонтер", "волонтерство". В Законе области в настоящее время такие дефиниции отсутствуют, тогда как в региональном законодательстве уже существует понятие добровольчества (волонтерства) как вида деятельности молодых граждан Российской Федерации в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
5. Деятельность Благотворительного совета Нижегородской области
Новый состав Благотворительного Совета был сформирован в феврале 2012 года. В соответствии с Положением о Благотворительном совете Нижегородской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 22 апреля 2004 года № 923-III, к задачам Благотворительного совета относятся:
1) анализ благотворительной деятельности в Нижегородской области;
2) определение приоритетных направлений оказания благотворительной помощи в Нижегородской области в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта, охраны историко-культурного и природного наследия, защиты семьи, материнства, детства, малообеспеченных, безработных, ветеранов, инвалидов, иных лиц, испытывающих в силу объективных причин трудности в реализации своих прав и законных интересов;
3) осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, содействие распространению идей благотворительности;
4) организация и проведение конференций с участниками благотворительной деятельности.
Работа Благотворительного совета проводится в соответствии с планами на каждое полугодие. В период с февраля 2012 года по июнь 2013 года Благотворительным советом проведено 5 заседаний, в рамках которого было рассмотрено около 30 вопросов, в том числе:
1) о популяризации благотворительной деятельности в Нижегородской области;
2) о порядке представления к наградам Нижегородской области - Почетному диплому "Благотворителю" и медали "Благотворитель земли Нижегородской";
3) о фестивале школьных сочинений "Быть Человеком" и фестивале студенческих творческих работ "Благотворительность и добровольчество: вчера, сегодня, завтра";
5) о конкурсе на разработку логотипа Благотворительного Совета;
6) о проекте постановления Законодательного Собрания области "О внесении изменений в Положение о Благотворительном Совете Нижегородской области";
7) о совершенствовании порядка выделения субсидий из областного бюджета на поддержку благотворительных проектов (программ), осуществляющих социально ориентированными некоммерческими организациями;
8) об опыте благотворительной деятельности в странах СНГ и США;
9) о создании информационного портала Благотворительного совета;
10) о формировании экспертной группы по включению благотворительных организаций в список организаций - партнеров Благотворительного совета;
11) о концепции информационно-просветительской программы для школьников о культурном наследии.
В 2013 году Благотворительным советом при участии Законодательного Собрания и Правительства Нижегородской области проведена первая церемония награждения граждан и организаций Почетным дипломом "Благотворителю" и медалью "Благотворитель земли Нижегородской".
Этому предшествовала большая работа, по итогам которой было принято решение выдвинуть 4 граждан на награждение золотой медалью "Благотворитель земли Нижегородской" и 1 гражданина - на награждение Почетным дипломом "Благотворителю". Кандидатуры, предложенные Благотворительным советом, были согласованы с Губернатором области, в итоге на заседании 19 декабря 2012 года Законодательным Собранием были приняты соответствующие постановления.
Работа по выдвижению кандидатур на награды позволила выявить недостатки действующего Положения о Почетном дипломе "Благотворителю" и медали "Благотворитель земли Нижегородской", в итоге по предложению Благотворительного совета комитетом был разработан и внесен на рассмотрение Законодательного Собрания проект Положения о Почетном дипломе "Благотворителю" и медали "Благотворитель земли Нижегородской" в новой редакции. На заседании Законодательного Собрания в мае 2013 года проект Положения был принят за основу.
На официальном сайте Законодательного Собрания области создан раздел "Благотворительный совет Нижегородской области", в котором размещена информация о составе Совета, нормативные правовые акты Российской Федерации, Нижегородской области и Законодательного Собрания области, Положения о фестивалях школьных и студенческих работ и о конкурсе на разработку логотипа Благотворительного совета. Информационное наполнение раздела Благотворительного совета на официальном сайте Законодательного Собрания области осуществляется аппаратом комитета на постоянной основе.
По инициативе Благотворительного совета в 2012 году был проведен "круглый стол" на тему "О роли средств массовой информации в развитии благотворительной деятельности на территории региона". По итогам "круглого стола" был обозначен ряд направлений деятельности, требующих совместной работы Благотворительного совета Нижегородской области, благотворительных организаций и средств массовой информации. В их числе:
- развитие культуры благотворительности и добровольчества среди учащихся средних образовательных школ;
- создание региональной системы оказания благотворительной помощи;
- участие региональных средств массовой информации в реализации мероприятий в рамках системы оказания благотворительной помощи в Нижегородской области;
- использование возможностей социальной рекламы для пропаганды и развития благотворительной деятельности и добровольчества в регионе;
- разработка областной информационной кампании по формированию общественного мнения, общественного отношения к вопросам благотворительности и добровольчества, вовлечению в эту деятельность различных категорий населения;
- определение на уровне Правительства Нижегородской области в качестве социального запроса для выделения субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на 2013 год развитие благотворительности и добровольчества в регионе;
- обсуждение перспективы создания региональной Ассоциации благотворительных организаций;
- проведение регулярных встреч с руководителями средств массовой информации и благотворительных организаций для обсуждения вариантов совместной работы по развитию благотворительной деятельности и добровольчества в регионе.
В ходе заседаний Благотворительного совета, а также "круглого стола" был обозначен в качестве первостепенного вопрос создания системы оказания благотворительной помощи в регионе. Однако создание такой системы требует параллельного решения ряда других задач, таких как проведение масштабного исследования о деятельности благотворительных организаций и фондов (по всей Нижегородской области, а не только в Нижнем Новгороде), изучения общественного мнения, привлечения к работе средств массовой информации и других вопросов. На решение этих и других задач направлена в настоящее время деятельность Благотворительного совета.
6. Оценка эффективности действия Закона области
Говоря об эффективности действия Закона области, рабочей группой в качестве основного критерия был определен такой показатель, как создание условий для развития благотворительной деятельности в Нижегородской области.
Рабочей группой был сделан вывод о том, что Законом области обеспечивается право граждан и юридических лиц беспрепятственно осуществлять на территории Нижегородской области (в том числе с образованием благотворительной организации) благотворительную деятельность. При этом Законом области гарантируется соблюдение определенных принципов осуществления государственной поддержки в сфере благотворительной деятельности.
Как указывалось выше, в Нижегородской области учреждены специальные награды для благотворителей и благотворительных организаций - Почетный диплом "Благотворителю" и медаль "Благотворитель земли Нижегородской" 1, 2 и 3 степени (золотая, серебряная и бронзовая). Впервые данные награды по представлению Благотворительного совета были вручены нижегородским благотворителям в 2013 году.
Вместе с тем, Законом области не определены конкретные формы поддержки благотворительной деятельности органами государственной власти. Кроме того, не в полной мере обеспечены гарантии прозрачности использования средств, собираемых благотворительными организациями для передачи благополучателям.
Решение этой проблемы, в частности, разработку системы оказания благотворительной помощи на территории Нижегородской области, обеспечивающей прозрачность использования собираемых средств, в качестве приоритетного направления определил для себя Благотворительный совет. Еще одной задачей Благотворительного совета стало создание в обществе позитивного имиджа благотворителя, благотворительной организации, добровольца и иного лица, осуществляющего благотворительную деятельность.
7. Обеспечение контроля за осуществлением благотворительной деятельности
В соответствии со статьей 14 Закона области контроль за осуществлением благотворительной деятельности обеспечивается налоговыми органами в части источников доходов благотворительных организаций, размеров получаемых ими средств и уплатой налогов.
По информации Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области, в целях исполнения требований Закона области в 2010 - 2012 гг. налоговыми органами были проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций благотворительных организаций, состоящих на налоговом учете в территориальных налоговых органах г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
В результате проведенных проверок были выявлены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:
34 нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - Непредоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета;
10 нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 НК РФ - Непредоставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и предусмотренных законодательством, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений;
1 нарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 122 НК РФ - неуплата сумм минимального налога.
Выездные налоговые проверки благотворительных организаций налоговыми органами не проводились, поскольку благотворительные организации не подходят под критерии риска совершения налогового правонарушения, определенные для налогоплательщиков Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.
По информации Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, в 2010 - 2012 годы были проведены проверки в отношении 13 некоммерческих благотворительных организаций на предмет соответствия деятельности целям, предусмотренным их учредительными документами, и действующему законодательству.
В ходе проверок были выявлены следующие типичные нарушения:
- в нарушение статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" организациями не представляется и не опубликовывается информация о благотворительной деятельности;
- в нарушение пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" виды экономической деятельности, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, либо не соответствуют целям и видам деятельности организации, указанным в уставе, либо отсутствуют;
- в нарушение собственного устава не избирается ревизионная комиссия (ревизор);
- в нарушение пункта 3 части 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" благотворительными фондами не осуществляется обязательный аудит;
- в нарушение пункта 4 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Попечительский совет благотворительных фондов либо не сформирован, либо осуществляет функции не надзорного, а руководящего органа.
Предложения по внесению изменений в Закон области
По итогам мониторинга правоприменения комитету рекомендовано:
1. Разработать проект Закона области в новой редакции, при этом:
1) четко сформулировать основные цели благотворительной деятельности;
2) изложить основные понятия, используемые в Законе области, в отдельной статье;
3) устранить в тексте Закона области несоответствие отдельных формулировок Федеральному закону от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
4) рассмотреть возможность расширения перечня социальных направлений, по которым может осуществляться благотворительная деятельность в Нижегородской области;
5) в статье Закона области, посвященной региональному законодательству о благотворительной деятельности, скорректировать перечень нормативных правовых актов, принятых в Нижегородской области;
6) ввести в Закон области норму о том, что предусмотренные Законом области меры государственной поддержки распространяются на зарегистрированные на территории Нижегородской области благотворительные организации, а также на социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие благотворительную деятельность;
7) детализировать статью, посвященную контролю за осуществлением благотворительной деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
8) ввести в Закон области статью, содержащую формы поддержки благотворительной деятельности органами государственной власти Нижегородской области;
9) с учетом современных тенденций в сфере развития добровольчества и волонтерства рассмотреть возможность включения волонтеров в перечень участников благотворительной деятельности;
10) рассмотреть возможность введения в текст Закона области статьи, закрепляющей ответственность благотворительной организации за нарушение законодательства, и возможность разработки соответствующих изменений в Кодекс административных правонарушений Нижегородской области.
2. Дополнительно изучить и проработать опыт Самарской области по присвоению организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, статуса "Благотворительной организации Самарской области".
3. Определить стартовые показатели действия Закона области по критериям согласно приведенной ниже таблице и вести системную работу в данном направлении. Через 2 года вернуться к анализу результатов мониторинга правоприменения Закона области для определения его эффективности в соответствии со стартовыми показателями.
Критерии эффективности Индикаторы/Показатели
Формирование устойчивого Рост числа граждан, участвующих в
положительного общественного благотворительных и добровольческих
мнения в отношении проектах/программах в качестве
благотворительных и благотворителей/добровольцев
добровольческих
проектов/программ, участия в Рост числа общественных объединений и
них коммерческих компаний, инициативных групп, активно участвующих в
общественных объединений и развитии благотворительности и
населения в целом добровольчества, реализующих собственные
благотворительные проекты и участвующих в
благотворительных программах
муниципального, регионального,
межрегионального и федерального уровней
Рост объемов передаваемой благотворительной
и добровольческой помощи
Решение конкретных социальных задач
посредством привлеченных благотворительных
и добровольческих ресурсов
Формирование представления об Рост числа коммерческих компаний,
участии коммерческой позиционирующих благотворительную
компании, ее руководства и деятельность компании и корпоративное
сотрудников в добровольчество как обязательную
благотворительной и составляющую социальной политики компании
добровольческой деятельности
как об обязательном Рост объемов передаваемой благотворительной
компоненте имиджа/образа и добровольческой помощи
успешно развивающейся
компании Решение конкретных социальных задач
посредством привлеченных благотворительных
и добровольческих ресурсов
Формирование социально Рост доли информации о благотворительности
ориентированной и добровольчестве (адреса милосердия,
информационной политики успешное решение конкретных социальных
местных и региональных СМИ, в задач, исторические и современные традиции,
соответствии с которой темы эффективные технологии в сфере
благотворительности и благотворительности и добровольчества) в
добровольчества являются общем информационном потоке региона
обязательной составляющей
информационного поля региона Рост числа СМИ, выбирающих темы
благотворительности и добровольчества одним
из стратегических направлений своей
информационной политики
Рост числа профессиональных журналистов,
выбирающих темы благотворительности и
добровольчества своей специализацией
------------------------------------------------------------------