Постановление администрации городского округа г. Выкса Нижегородской области от 07.10.2013 N 4899 "Об утверждении порядка разработки, формирования, реализации, оценки эффективности реализации муниципальных программ городского округа город Выкса Нижегородской области"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. № 4899
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ, ФОРМИРОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ,
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки, формирования, реализации, оценки эффективности реализации муниципальных программ городского округа город Выкса Нижегородской области.
2. Субъектам бюджетного планирования руководствоваться настоящим порядком при разработке, формировании, реализации и оценке эффективности муниципальных программ городского округа город Выкса Нижегородской области.
3. Постановление администрации городского округа город Выкса от 05.02.2013 № 700 "Об утверждении порядка разработки, формирования, реализации, оценки эффективности и результативности реализации муниципальных долгосрочных целевых программ городского округа город Выкса Нижегородской области" отменить.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социально-экономическому развитию О.Ю. Габдрахимову.
Глава администрации
И.Л.РАЕВ
Утвержден
постановлением администрации
городского округа город Выкса
Нижегородской области
от 07.10.2013 № 4899
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, ФОРМИРОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ, ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД ВЫКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях совершенствования методологии разработки и реализации муниципальных программ, расширения сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования и регламентирует процесс принятия решений о разработке муниципальных программ в городском округе город Выкса, их формирования, утверждения, реализации, мониторинга и оценки эффективности, а также процедуры изменения или досрочного прекращения действия муниципальных программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации.
1.2. Муниципальная программа администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - муниципальная программа) - инструмент муниципального регулирования экономики, представляющий собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся и привлекаемых ресурсов.
1.3. Муниципальная программа разрабатывается администрацией городского округа город Выкса для эффективного решения конкретных задач социально-экономического развития территории городского округа город Выкса.
1.4. Муниципальная программа может включать в себя подпрограммы и отдельные мероприятия. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках программы задач.
1.5. В муниципальной программе необходимо обеспечить взаимосвязь всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения поставленных программой целей и задач с документами стратегического прогнозирования и планирования городского округа город Выкса.
1.6. Мероприятия одной муниципальной программы не могут дублировать мероприятия другой (других) муниципальной программы.
1.7. Требования к структуре, содержанию муниципальных программ отражены в типовом макете муниципальной программы (приложение 1).
1.8. Требования к структуре и содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к структуре и содержанию муниципальной программы в целом.
1.9. В работе с муниципальной программой выделяются следующие этапы:
- формулировка проблем на основе анализа текущего состояния дел на ключевых направлениях деятельности администрации городского округа город Выкса, подготовка проекта концепции муниципальной программы;
- принятие решения о разработке муниципальной программы;
- определение срока реализации муниципальной программы;
- разработка проекта муниципальной программы и сопутствующих документов;
- согласование проекта муниципальной программы с заинтересованными сторонами: органами власти (в случае если муниципальная программа является подпрограммой государственной программы), предприятиями, организациями и т.п.;
- утверждение муниципальной программы;
- управление реализацией муниципальной программы, оценка эффективности реализации и контроль над ходом ее выполнения;
- принятие решения о продолжении, корректировке и прекращении реализации муниципальной программы на основе оценки эффективности ее реализации.
1.10. Персональную ответственность за разработку и реализацию муниципальной программы несут заместители главы администрации городского округа город Выкса по соответствующим направлениям деятельности.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ПОРЯДКЕ
2.1. Программно-целевой метод бюджетного планирования - это метод распределения бюджетных ресурсов в зависимости от ожидаемых практических результатов их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной и муниципальной политики.
2.2. Муниципальный заказчик муниципальной программы - субъект бюджетного планирования городского округа город Выкса, заинтересованный в разработке и реализации муниципальной программы.
2.3. Перечень муниципальных программ (далее - Перечень) - документ, содержащий определенные сведения о муниципальных программах. Перечень содержит наименование муниципальной программы, наименование ответственных исполнителей и соисполнителей муниципальной программы, срок реализации, объем финансирования по годам и источникам.
2.4. Календарный план реализации муниципальной программы (далее - Календарный план) - ежегодный плановый документ реализации муниципальной программы, который формируется после утверждения муниципальной программы.
2.5. Финансово-экономическое обоснование - анализ, расчет, оценка экономической целесообразности осуществления предлагаемого отраслевого проекта, основанные на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования вложений.
3. РАЗРАБОТКА, ФОРМИРОВАНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Инициаторами разработки муниципальной программы для решения какой-либо проблемы могут выступать органы власти, юридические и физические лица.
3.2. Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими критериями:
- значимость проблемы и ее соответствие установленным приоритетам государственной и муниципальной политики;
- необходимость муниципальной поддержки для ее решения;
- необходимость координации межотраслевых связей для решения проблемы.
3.3. Предложения о разработке муниципальной программы должны быть оформлены в виде проекта концепции муниципальной программы, сформированной на основе различных вариантов решения проблемы с обоснованиями (за исключением случаев, когда муниципальная программа действовала и реализовывалась в течение последних 3 - 5 лет, а также - если имеется письменное поручение или нормативный правовой акт, указывающий на разработку данной муниципальной программы).
3.4. Структура и содержание концепции муниципальной программы должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении 2 настоящего порядка.
3.5. Администрация городского округа город Выкса рассматривает в рабочем порядке концепцию муниципальной программы, принимает решение о разработке муниципальной программы, устанавливает сроки реализации, предельные объемы финансирования и определяет муниципального заказчика муниципальной программы.
Для муниципальной программы, имеющей более одного муниципального заказчика, определяется муниципальный заказчик-координатор.
3.6. Муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) муниципальной программы:
- разрабатывает проект постановления администрации городского округа город Выкса об утверждении муниципальной программы;
- разрабатывает и утверждает перечень и значения целевых показателей для оценки эффективности реализации муниципальной программы;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты, необходимые для выполнения муниципальной программы;
- осуществляет отбор исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию в установленном порядке;
- согласовывает с основными участниками муниципальной программы и заинтересованными сторонами возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования.
3.7. В случаях расходования средств местного бюджета в рамках реализации муниципальной программы на приобретение движимого и недвижимого имущества муниципальный заказчик муниципальной программы включает в проект нормативного правового акта, утверждающего муниципальную программу, пункт о внесении в реестр имущества муниципальной собственности городского округа город Выкса движимого и недвижимого имущества, приобретенного за счет средств местного бюджета, в установленном порядке.
3.8. Проект муниципальной программы подлежит обязательному согласованию с заместителем главы администрации городского округа город Выкса по курируемому направлению деятельности, заместителем главы администрации городского округа город Выкса по социально-экономическому развитию, департаментом финансов администрации городского округа город Выкса, управлением экономики администрации городского округа город Выкса, юридическим отделом администрации городского округа город Выкса, при необходимости допускаются дополнительные согласования.
3.9. К проекту муниципальной программы, направляемой на согласование, в обязательном порядке прилагаются:
- финансово-экономическое обоснование в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 3 к настоящему порядку;
- соглашения (договоры) о намерениях между муниципальными заказчиками программы с предприятиями, организациями, органами местного самоуправления, подтверждающие объемы софинансирования муниципальной программы.
3.10. В случае если проект муниципальной программы не согласован отдельными участниками и заинтересованными сторонами, к нему прилагаются замечания согласующих.
3.11. После согласования проект муниципальной программы представляется муниципальным заказчиком (муниципальным заказчиком-координатором) на утверждение главе администрации городского круга город Выкса.
3.12. Проект муниципальной программы подлежит опубликованию на официальном сайте администрации городского округа город Выкса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.13. Муниципальные программы утверждаются постановлением администрации городского округа город Выкса.
3.14. Утвержденная муниципальная программа подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации (на сайте администрации городского округа город Выкса).
3.15. Муниципальные программы утверждаются до внесения проекта бюджета на очередной финансовый год на рассмотрение Совета депутатов городского округа город Выкса, а нормативные правовые акты, определяющие механизмы осуществления финансирования мероприятий программы, принимаются до конца текущего года.
3.16. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете на очередной финансовый год не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
3.17. Внесение изменений в утвержденные муниципальные программы, в том числе в индикаторы целей программы, осуществляется в порядке, установленном для утверждения данных программ.
4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Совета депутатов городского округа город Выкса о бюджете на очередной финансовый год в части расходных обязательств, а также привлекаемых средств федерального бюджета, бюджета Нижегородской области и внебюджетных источников в установленном порядке.
4.2. Муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) муниципальной программы направляют в департамент финансов администрации городского округа город Выкса (далее - Департамент финансов) бюджетную заявку на финансирование муниципальной программы из местного бюджета на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу в сроки, ежегодно устанавливаемые администрацией городского округа город Выкса по форме приложения 5 настоящего порядка, но не позднее трех рабочих дней с момента ее утверждения.
4.3. Департамент финансов на основании заявок муниципальных заказчиков подготавливает проект перечня муниципальных программ, предлагаемых к финансированию, для включения в проект решения Совета депутатов городского круга город Выкса о бюджете на очередной финансовый год.
4.4. Администрация городского округа город Выкса представляет уточненный проект перечня муниципальных программ, финансируемых из местного бюджета в очередном финансовом году, на рассмотрение в Совет депутатов городского округа город Выкса одновременно с проектом решения Совета депутатов городского округа город Выкса о бюджете на очередной финансовый год.
4.5. Департамент финансов доводит до муниципальных заказчиков предельные лимиты средств, направляемых на реализацию муниципальных программ в очередном финансовом году, после рассмотрения проекта бюджета на очередной финансовый год на заседании Совета депутатов городского округа город Выкса и его утверждения.
4.6. Муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) имеет право ежегодно уточнять индикаторы целей, объем затрат по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав исполнителей.
4.7. В случае принятия Советом депутатов городского округа город Выкса решения о финансировании муниципальной программы не в полном объеме от утвержденного нормативным правовым актом администрации городского округа город Выкса, муниципальный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников и других средств на реализацию муниципальной программы или вносит предложения по изменению (корректировке) муниципальной программы на предмет уменьшения объемов финансирования мероприятий программы (сокращения мероприятий программы).
4.8. Внесение изменений (корректировок) в муниципальную программу, касающихся увеличения объемов финансирования программных мероприятий, допускается при условии обеспечения опережающей положительной динамики ожидаемых результатов программы.
5. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
5.1. Управление муниципальной программой и контроль за ее реализацией осуществляет муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор).
5.2. Порядок текущего управления муниципальной программой прописывается в разделе 5 типового макета муниципальной программы приложения 1 к настоящему порядку.
5.3. Реализация муниципальной программы осуществляется в соответствии с Календарным планом реализации муниципальной программы.
5.4. Календарный план содержит перечень мероприятий, отражающих этапы реализации каждого мероприятия муниципальной программы и достигаемый на каждом из них наиболее значимый результат на планируемый год с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей, целевых индикаторов и показателей.
5.5. Календарный план формируется в срок, обеспечивающий своевременную реализацию муниципальной программы, и утверждается заместителем главы администрации городского округа город Выкса по соответствующему направлению деятельности.
5.6. Муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) осуществляет реализацию выполнения муниципальной программы, координацию деятельности соисполнителей в процессе ее реализации, принятие решений о внесении изменений и дополнений в муниципальную программу и несет ответственность за достижение целевых показателей, а также конечных результатов ее реализации.
5.7. Ответственность за организацию управления и реализацию выполнения мероприятий муниципальной программы, координацию деятельности соисполнителей в процессе их реализации, обоснование решений о внесении изменений и дополнений в муниципальную программу несет руководитель соответствующего структурного подразделения администрации городского округа город Выкса - муниципальный заказчик программы (муниципального заказчика-координатора).
6. МОНИТОРИНГ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Целями проведения мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальной программы являются:
- получение объективной информации о ходе реализации, полученных результатах и достижении поставленных целей муниципальной программы;
- выявление проблем и трудностей, возникающих при исполнении муниципальной программы;
- выявление и распространение положительного опыта по реализации муниципальных программ.
6.2. Процедуре мониторинга и оценки эффективности реализации подлежат в обязательном порядке все муниципальные программы, реализуемые на территории городского округа город Выкса.
6.3. Мониторинг выполнения и оценку эффективности реализации муниципальных программ осуществляет управление экономики администрации городского округа город Выкса (далее - Управление экономики).
6.4. Муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) направляет в Управление экономики утвержденный вариант муниципальной программы в течение 5 дней после ее утверждения (внесения изменений) для включения муниципальной программы в Перечень в полном бумажном варианте, а также в электронном виде по установленной форме в соответствии с приложением 6 к настоящему порядку.
6.5. В Перечень отдельным разделом могут быть включены государственные программы, мероприятия которых реализуются на территории городского округа город Выкса за счет средств (субсидий) федерального и областного бюджетов.
6.6. Для проведения ежеквартального, годового и итогового мониторинга муниципальной программы муниципальный заказчик-координатор программы представляет в Управление экономики:
1) в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - информацию о выполнении и финансировании мероприятий муниципальной программы в соответствии с формой 1 приложения 4 к настоящему порядку;
2) в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, а также по окончании срока реализации муниципальной долгосрочной целевой программы - информацию о выполнении и финансировании мероприятий муниципальной программы в соответствии с формой 1 и оценку результатов реализации муниципальной программы в соответствии с формой 2 приложения 4 к настоящему порядку.
6.7. Муниципальным заказчиком (муниципальным заказчиком-координатором) муниципальной программы должна быть обеспечена достоверность сведений о ходе реализации муниципальной программы, включая достижение целевых показателей и расходов по направлениям и источникам финансирования.
6.8. Управление экономики на основании данных муниципальных заказчиков (муниципальных заказчиков-координаторов) программ:
- ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, готовит сводный отчет о финансировании муниципальных программ;
- ежегодно, в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, проводит оценку эффективности реализации муниципальных программ;
- оперативно информирует главу администрации городского округа город Выкса об общих итогах финансирования и эффективности реализации муниципальных программ.
6.9. Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится по итогам ее реализации за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации муниципальной программы по следующим критериям:
- Критерий № 1 (К1). Соответствие муниципальной программы системе приоритетов социально-экономического развития городского округа город Выкса.
- Критерий № 2 (К2). Постановка в муниципальной программе задач, условием решения которых является применение программно-целевого метода.
- Критерий № 3 (К3). Уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации муниципальной программы.
- Критерий № 4 (К4). Уровень финансового обеспечения муниципальной программы и его структурные параметры.
- Критерий № 5 (К5). Организация управления и контроля за ходом исполнения муниципальной программы.
Каждый критерий эффективности муниципальной программы рассчитывается в соответствии с балльной системой оценки, определенной приложением 7 к настоящему порядку.
Итоговый показатель оценки эффективности муниципальной программы (К) рассчитывается на основе полученных оценок по критериям по формуле:
К = К1 + К2 + К3 + К4 + К5
Для оценки итоговых интегральных оценок используется следующая качественная шкала:
Суммарное значение интегрального показателя К
Качественная характеристика муниципальной программы
от 45 до 50 баллов
Эффективная
от 35 до 45 баллов
Достаточно эффективная
от 25 до 35 баллов
Малоэффективная
менее 25 баллов
Неэффективная
6.10. По результатам проведения мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ Управлением экономики могут быть подготовлены и представлены главе администрации городского округа город Выкса предложения по дальнейшей реализации муниципальных программ, в том числе:
- прекращение реализации муниципальной программы ввиду ее малоэффективности и неэффективности;
- определение конкретных мер, направленных на улучшение ситуации по реализации отдельных муниципальных программ;
- принятие решения об изменении муниципальной программы, начиная с очередного финансового года (в том числе изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы);
- принятие решения о продлении срока реализации муниципальной программы (не более чем на один год);
- разработка новой, аналогичной муниципальной программы.
6.11. Основные сведения о результатах мониторинга и оценки эффективности и результативности реализации всех муниципальных программ размещаются на сайте администрации городского округа город Выкса.
Приложение 1
к Порядку разработки, формирования,
реализации, оценки эффективности реализации
муниципальных программ городского округа
город Выкса Нижегородской области
ТИПОВОЙ МАКЕТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(далее - Программы)
СОДЕРЖАНИЕ
(указывается перечень разделов Программы с нумераций
соответствующих страниц)
1. ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта)
Заказчик Программы
Основные разработчики Программы
Муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) и исполнители Программы
Цель Программы
Задачи Программы
Сроки и этапы реализации Программы
Объемы и источники финансирования Программы
Источники финансирования
Годы реализации Программы
1 год
2 год
n + 1 год
Всего за период реализации
Муниципальный бюджет
Федеральный бюджет
Областной бюджет
Прочие источники
Всего
Методы реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности
Система организации контроля за реализацией Программы
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
В качестве предмета Программы должна быть выбрана конкретная приоритетная проблема в области экономического, экологического, социального, культурного и т.д. развития городского округа город Выкса.
Раздел должен содержать:
- характеристику текущего состояния проблем, на решение которых направлена Программа, включая анализ причин их возникновения, целесообразность и необходимость их решения программно-целевым методом;
- обоснование сроков реализации Программы.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - ___________________________________________________
Задачи - _________________________________________
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей Программы.
4. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Наименование этапа
Период реализации
Ожидаемые результаты
Срок реализации Программы должен быть определен исходя из необходимого времени, в течение которого есть реальная возможность осуществить намеченные Программой мероприятия, решить поставленные задачи и достичь намеченных целей.
При необходимости срок может быть разделен на этапы, каждый из которых соответствует решению какой-либо определенной задачи.
5. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Этот раздел включает в себя описание механизма взаимодействия муниципальных заказчиков и исполнителей Программы, методическое, информационное обеспечение реализации Программы, порядок ведения мониторинга, оценки эффективности реализации Программы и ведения отчетности.
6. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В разделе излагается подробный план мероприятий с привязкой к цели Программы, задачам Программы и финансовым ресурсам:
№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (кап. вложения, НИОКР, прочие расходы)
Сроки выполнения
Исполнители мероприятий
Объем финансирования, тыс. руб.
Источник финансирования
1-й год
n + 1
Всего
Общая сумма финансирования по Программе
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Задача 1 программы
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Мероприятие 1.1
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Мероприятие 1.2
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Мероприятия должны представлять собой перечень конкретных действий исполнителей Программы и не должны формулироваться общими фразами в формате типа "создать условия", "расширить" и т.п.
Исключено дублирование мероприятий других Программ.
Не выполненные по разным причинам, в том числе из-за отсутствия финансирования, мероприятия в текущем году могут быть перенесены на последующие годы только путем внесения в установленном порядке изменений в Программу.
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансовой основой реализации Программы являются средства бюджета городского округа город Выкса. Возможность привлечения дополнительных средств для финансирования Программы учитывается как прогноз софинансирования на основе соглашений (договоров) между участниками финансового обеспечения реализации Программы.
Структура финансирования Программы
Источники финансирования
Объем финансирования, тыс. руб.
Всего
в том числе по годам
1-й год
2-й год
3-й год
Последующие годы
Местный бюджет, в том числе: кап. вложения
НИОКР
прочие расходы
Областной бюджет (на условиях софинансирования),
в том числе:
кап. вложения
НИОКР
прочие расходы
Федеральный бюджет (на условиях софинансирования), в том числе: кап. вложения
НИОКР
прочие расходы
Прочие источники, в том числе: кап. вложения
НИОКР
прочие расходы
ВСЕГО
Посредством Программы на те или иные мероприятия могут привлекаться на условиях софинансирования средства федерального и областного бюджетов, а также дополнительные финансовые ресурсы (прочие источники): средства организаций и предприятий, внебюджетных фондов и т.п.
Включение в Программу иных источников финансирования, помимо средств местного бюджета, возможно только при документальном их подтверждении (подписанные соглашения, договоры, гарантийные письма, утвержденные государственные программы).
8. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Целевые показатели программы - показатели, позволяющие количественно и качественно оценить степень достижения цели Программы и в совокупности эффективность реализации Программы.
Целевые показатели программы должны быть представлены в виде следующей таблицы:
Наименование целевого показателя Программы
Единица измерения
Значение целевого показателя Программы
На момент разработки Программы
По окончании реализации Программы
Без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации Программы)
1
2
3
4
5
Таблица может являться обоснованием необходимости принятия данной Программы.
Для того чтобы проводить мониторинг реализации Программы, необходимо иметь промежуточные значения целевых показателей Программы с разбивкой на годовые по всему сроку реализации Программы.
Наименование целевых показателей Программы
Единица измерения
1 год реализации Программы
2 год реализации Программы
n + 1
Целевые показатели программы должны быть потенциально достижимы, оцениваться на основе статистической или любой ведомственной отчетности, по результатам социологического опроса и др. с обязательной ссылкой на источники информации.
9. ПОКАЗАТЕЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
В этом разделе отражаются показатели, характеризующие в числовом виде прогноз конечных результатов Программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения в соответствующей сфере.
Показатели непосредственных результатов реализации программы формируются в таблицу индикаторов достижения целей (индикатор эффективности) Программы, используемую в дальнейшем для оценки эффективности Программы.
№ п/п
Наименование задачи, мероприятия
Сроки исполнения
Индикаторы достижения целей Программы (индикатор эффективности)
Наименование показателя
ед. изм.
целевое значение на первый год реализации Программы
целевое значение на второй год реализации Программы
и т.д.
Задача
1.
Мероприятие 1 и т.д.
индикатор 1 и т.д.
Показатели непосредственных результатов реализации программы должны количественно характеризовать ход реализации Программы, отражать решение основных задач и достижение намеченных целей, в том числе ожидаемое изменение состояния соответствующей отрасли экономики и социальной сферы.
Показатели непосредственных результатов реализации программы могут определяться, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и распоряжением Правительства Нижегородской области от 02.08.2010 № 1548-р "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области".
10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данный раздел содержит описание социальных, культурных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации Программы, общую оценку вклада Программы в социально-экономическое развитие территории муниципального образования, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств и результативности реализации Программы. Должен быть представлен расчет эффективности реализации Программы с обоснованием полученных значений.
Обязательным условием оценки эффективности муниципальной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации мероприятий в установленные сроки, целевых показателей Программы и индикаторов достижения целей. Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации Программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики городского округа город Выкса.
Эффективность - категория, характеризуемая системой показателей, отражающих соотношение результатов и затрат на их достижение применительно к интересам участников Программы.
Различаются следующие виды эффективности.
Экономическая эффективность, под которой понимается соотношение показателей непосредственных результатов реализации программных мероприятий с затратами на их достижение.
Общественная эффективность, под которой понимается отношение целевых показателей программы к показателям непосредственных результатов реализации программных мероприятий.
Общественно-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины достигнутого и планируемого в результате реализации Программы целевого показателя (в процентах) и величины затрат на его достижение.
Примеры расчета экономической, общественной и общественно-экономической эффективности приведены ниже.
Использованные в примерах цифры являются условными.
1. Экономическая эффективность:
На момент разработки Программы
1 год реализации Программы
2 год реализации Программы
Показатель непосредственного результата (А):
Количество площадей в учреждениях, оснащенных системой пожарной безопасности, кв. м
13401
14585
15482
Затраты (В):
Объем бюджетных средств, выделяемых на мероприятия по монтажу систем пожарной безопасности, тыс. руб.
111
153,5
141
Экономическая эффективность (Ээ = А / В)
95,0
109,8
Интерпретация: экономическая эффективность мероприятий по монтажу систем пожарной безопасности положительная и возрастает по годам. При увеличении количества площадей в учреждениях, оснащенных системой пожарной безопасности, происходит уменьшение расходов бюджета округа на мероприятия программы.
2. Общественная эффективность.
Пример 1:
На момент разработки Программы
1 год реализации Программы
2 год реализации Программы
Целевой показатель Программы (А):
Доля пенсионеров, участвующих в общественно значимых мероприятиях, к общему количеству пенсионеров по старости, %
15
18
21
Показатель непосредственного результата (В):
Количество проведенных мероприятий, ед.
-
8
8
Общественная эффективность (Оэ = А / В)
-
2,25
2,63
Интерпретация: общественная эффективность имеет положительную динамику. Проведение мероприятий по чествованию пенсионеров позволит повысить социальный статус различных категорий граждан старшего поколения.
Пример 2:
На момент разработки Программы
1 год реализации Программы
2 год реализации Программы
Целевой показатель Программы (А):
Количество новых проектов, в рамках которых привлечены иностранные инвестиции, ед.
10
15
20
Показатель непосредственного результата (В):
количество проведенных мероприятий по привлечению иностранных инвестиций, ед.
10
12
18
Общественная эффективность (Оэ = А / В)
1,25
1,11
Интерпретация: общественная эффективность является положительной, однако имеет тенденцию к снижению по годам, так как с течением времени количество проектов с участием иностранных инвестиций, которым способствовало проведение мероприятий, снижается. Необходимо повысить эффективность проводимых мероприятий или рассмотреть иные методы привлечения инвестиций.
3. Общественно-экономическая эффективность:
На момент разработки Программы
1 год реализации Программы
2 год реализации Программы
Целевой показатель Программы (А):
Доля учреждений социальной инфраструктуры, обладающих элементами доступности для инвалидов, %
75,0
85,0
95,0
Затраты (В):
Объем расходов на мероприятия Программы, тыс. руб.
0
12186
7065
Общественно-экономическая эффективность (ОЭэ = А / В)
0,007
0,013
Интерпретация: положительная динамика общественно-экономической эффективности достигается за счет того, что при увеличении количества учреждений социальной инфраструктуры, обладающих элементами доступности, происходит уменьшение расходов бюджета округа на мероприятия по повышению доступности социальных учреждений.
Примечание: для многих программ социальной сферы общественно-экономическая эффективность может быть отрицательной. Это не значит, что они не должны быть реализованы, но по возможности желательно выбирать такие методы реализации программ, при которых показатель общественно-экономической эффективности максимален.
В случае невозможности расчета показателей экономической, общественной либо общественно-экономической эффективности приводится соответствующее обоснование и описание альтернативной методики оценки эффективности и результативности реализации программы.
11. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
ПРОГРАММЫ, И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ СНИЖЕНИЮ
В данном разделе указываются внешние факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию Программы. Под внешними факторами подразумеваются явления, на которые ответственный исполнитель Программы не может повлиять самостоятельно.
К возможным внешним факторам относятся:
- отсутствие финансирования (неполное финансирование) из различных источников, предусмотренных Программой;
- изменения федерального, областного законодательства, нормативно-правовых актов городского округа город Выкса;
- изменение базовых условий, предусмотренных Программой (например: рост числа обслуживаемого контингента и т.п.);
- форс-мажорные обстоятельства и т.д.
В Программе должны быть представлены механизмы минимизации негативного влияния внешних факторов (например, оперативное реагирование на изменения областного законодательства в части принятия соответствующих муниципальных нормативных правовых актов и т.д.).
12. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Данный раздел содержит описание системы управления ходом реализации Программы, включающей в себя исполнителя(ей), распределение полномочий и ответственности между ними по выполнению мероприятий Программы и использованию средств, направленных на их выполнение.
В данном разделе указываются структурные подразделения, осуществляющие контроль за ходом исполнения Программы. Описываются сроки представления информации о финансировании и ходе реализации Программы.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
____________________________________________________________
(наименование Программы)
(оформляется отдельно на последнем листе Программы)
Программа подготовлена:
____________________________________________
(наименование структурного подразделения
администрации городского округа город Выкса)
"__" __________ 20__ г.
Наименование структурного подразделения, должность руководителя
Лицо, ответственное за согласование, Ф.И.О.
Краткая запись о согласовании: "согласовано", "с замечаниями", "не согласовано" (прилагается мотивированное заключение). Дата согласования
Заместитель главы администрации городского округа город Выкса по курируемому направлению деятельности
Заместитель главы администрации по социально-экономическому развитию
Департамент финансов администрации городского округа город Выкса
Управление экономики администрации городского округа город Выкса
Юридический отдел администрации городского округа город Выкса
Дополнительные согласования: руководители структурных подразделений администрации городского округа, предприятий и организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы
Приложение 2
к Порядку разработки, формирования,
реализации, оценки эффективности реализации
муниципальных программ городского округа
город Выкса Нижегородской области
ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ КОНЦЕПЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Наименование концепции муниципальной программы.
2. Анализ проблемы и причин ее возникновения.
3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей муниципальной программы стратегическим целям и приоритетным задачам в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития территории городского округа город Выкса.
4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом, включая прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода.
5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы.
6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом.
7. Предложения по целям и задачам программы, целевым показателям и показателям непосредственных результатов решения задач.
8. Предложения по источникам финансирования, срокам и этапам реализации муниципальной программы.
9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности предлагаемого варианта (вариантов) решения проблемы.
10. Предложения по муниципальным заказчикам и исполнителям муниципальной программы.
11. Предложения по механизмам формирования мероприятий муниципальной программы, по возможным вариантам форм и методов управления реализацией муниципальной программы.
Приложение 3
к Порядку разработки, формирования,
реализации, оценки эффективности реализации
муниципальных программ городского округа
город Выкса Нижегородской области
ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Наименование проекта муниципальной программы.
2. Расчет затрат, связанных с реализацией муниципальной программы.
Подробный расчет общей стоимости проекта муниципальной программы, в том числе по категориям расходов (капитальные вложения, НИОКР, прочие), в тыс. рублей.
Расчет проводится на основании затрат на единицу общей потребности, проектно-сметной документации и т.п. по всем мероприятиям программы.
3. Оценка эффективности мероприятий программы.
В этом пункте должны быть приведены методика или механизм проведения оценки эффективности реализации данной муниципальной программы.
В случае невозможности расчета показателей экономической, общественной либо общественно-экономической эффективности приводятся соответствующие обоснование и описание альтернативной методики оценки эффективности реализации программы.
4. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию программы, и мероприятия по их снижению.
В данном разделе указываются внешние факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию муниципальной программы. Под внешними факторами подразумеваются явления, на которые муниципальный заказчик программы не может повлиять самостоятельно.
К возможным внешним факторам относятся:
- отсутствие финансирования (неполное финансирование) из различных источников, предусмотренных муниципальной программой;
- изменения федерального, областного законодательства, нормативно-правовых актов городского округа город Выкса;
- изменение базовых условий, предусмотренных муниципальной программой (например: рост числа обслуживаемого контингента и т.п.);
- форс-мажорные обстоятельства.
Должны быть представлены механизмы минимизации негативного влияния внешних факторов (например, оперативное реагирование на изменения законодательства и т.д.).
Приложение 4
к Порядку разработки, формирования,
реализации, оценки эффективности реализации
муниципальных программ городского округа
город Выкса Нижегородской области
МАКЕТ ФОРМ
МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Наименование муниципальной программы и включенных в нее подпрограмм.
2. Ежеквартальная информация о выполнении и финансировании мероприятий Программы по прилагаемой форме 1,
где кроме табличной формы приводятся:
перечень невыполненных мероприятий, степень влияния на достижение целей программы;
причины невыполнения мероприятий;
меры, принимаемые муниципальным заказчиком, по устранению причин невыполнения мероприятий;
данные о целевом использовании и объемах средств бюджетных и внебюджетных источников для реализации мероприятий программы (подпрограммы);
расходы в целом и по мероприятиям программы (подпрограммы) по каждому из источников финансирования.
В случае сокращения объемов бюджетного финансирования программных мероприятий, работ (проектов) по сравнению с объемами, предусмотренными утвержденной муниципальной программой (подпрограммой), представляются сведения о мерах, предпринятых муниципальным заказчиком по привлечению дополнительных средств для реализации муниципальной программы (подпрограммы) в установленные сроки.
3. Оценка результатов реализации муниципальной программы по прилагаемой форме 2 проводится по итогам отчетного года и по окончании срока реализации муниципальной программы. При невыполнении плановых значений - указываются причины.
4. Корректировка программы (если откорректирована, указать реквизиты нормативно-правового акта, если не откорректирована, указать причины).
5. Выводы и предложения.
В разделе дается оценка реализации муниципальной программы и подпрограмм, входящих в ее состав, в отчетном периоде, отражаются предложения муниципальных заказчиков по устранению причин, приводящих к срыву или невыполнению программных мероприятий, совершенствованию механизма управления программой и подпрограммой, привлечению дополнительных источников финансирования муниципальных программ (подпрограмм), внедрению новых форм и методов работы, повышающих эффективность их реализации.
Дается оценка влияния фактических результатов реализации муниципальной программы (подпрограммы) на развитие соответствующей сферы экономики городского округа город Выкса.
Форма 1
к макету форм мониторинга и
оценки эффективности реализации
муниципальной программы
ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ И ФИНАНСИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
на __________ 20__ г.
Наименование Программы (подпрограммы)
Реквизиты Программы
Муниципальный заказчик-координатор Программы
Сроки и этапы реализации Программы
№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (капитальные вложения, НИОКР и прочие расходы)
Муниципальный заказчик программы (исполнители)
Источник финансирования мероприятий Программы
Уточненный план бюджетных ассигнований на текущий год, тыс. рублей
Фактическое поступление средств на счет муниципального заказчика за отчетный период, тыс. рублей
Исполнение финансирования за отчетный период (кассовые расходы), тыс. рублей
Причины неиспользования фактически поступивших на счет муниципального заказчика средств
Результаты проведения мероприятия (целевой показатель)
Всего по Программе
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Задача 1 Программы
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Мероприятие 1.1
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Мероприятие 1.2
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
и т.д. по задачам и мероприятиям
Форма 2
к макету форм мониторинга и
оценки эффективности реализации
муниципальной программы
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
____________________________________________________________
(наименование Программы)
за ____ год
Целевые показатели Программы
№ п/п
Наименование целевого показателя Программы
Предусмотренное в Программе значение целевого показателя
Фактически достигнутое значение целевого показателя
Оценка полученных результатов (темп роста или отклонение от планового значения)
1
2
3
4
5
Индикаторы достижения целей (эффективности) Программы
№ п/п
Наименование задачи, мероприятия
Сроки исполнения
Показатели результатов деятельности
Объем бюджетных расходов, тыс. руб.
Наименование показателя
ед. изм.
плановое значение
фактическое значение
отклонение (-/+, %)
плановое значение
фактическое значение
отклонение (-/+, %)
Задача
1.
Мероприятие 1 и т.д. по мероприятиям
индикатор 1
индикатор 2 и т.д.
Приложение 5
к Порядку разработки, формирования,
реализации, оценки эффективности реализации
муниципальных программ городского округа
город Выкса Нижегородской области
ФОРМА БЮДЖЕТНОЙ ЗАЯВКИ
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы (подпрограммы)
Реквизиты Программы
Муниципальный заказчик - координатор Программы
Сроки и этапы реализации Программы
№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (капитальные вложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения
Муниципальный заказчик программы (исполнители)
Заявка на финансирование, тыс. рублей
Текущий год (оценка)
1-й плановый год
2-й плановый год
3-й плановый год
Всего по Программе
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Задача 1 Программы
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Мероприятие 1.1
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Мероприятие 1.2
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Приложение 6
к Порядку разработки, формирования,
реализации, оценки эффективности реализации
муниципальных программ городского округа
город Выкса Нижегородской области
ЭЛЕКТРОННЫЙ МАКЕТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЕСТРА
(в формате MS EXCEL)
Наименование Программы (подпрограммы)
Реквизиты Программы
Муниципальный заказчик-координатор программы
Сроки и этапы реализации программы
№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (капитальные вложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения
Муниципальный заказчик программы (исполнители)
Потребность в финансовых ресурсах по годам реализации программы, тыс. рублей
1-й год реализации
2-й год реализации
n + 1
Всего
Всего по Программе
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Задача 1 программы
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Мероприятие 1.1
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Мероприятие 1.2
Всего, в т.ч.
Местный бюджет
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Прочие источники
Приложение 7
к Порядку разработки, формирования,
реализации, оценки эффективности реализации
муниципальных программ городского округа
город Выкса Нижегородской области
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Критерий
Формулировка критерия
Содержание критерия
Балльная система оценки
К1
Соответствие программы системе приоритетов социально-экономического развития городского округа город Выкса
1. Проблема отнесена нормативными правовыми актами муниципального уровня к приоритетным задачам социально-экономического развития, решаемым в том числе программно-целевыми методами, и соответствует проблемной отрасли одной или нескольких действующих или разрабатываемых государственных и муниципальных программ (подпрограмм)
10
2. Проблема не отнесена нормативными правовыми актами муниципального уровня к приоритетным задачам социально-экономического развития, но характеризуется стартовыми показателями, значения которых значительно (более чем на 30%) отличаются от среднероссийских или среднеобластных в худшую сторону и имеют неблагоприятную динамику
5
3. Проблема не отнесена нормативными правовыми актами к приоритетным задачам социально-экономического развития и материалы программного документа не позволяют сделать однозначных выводов об имеющихся неблагоприятных тенденциях
0
К2
Постановка в муниципальной программе задач, условием решения которых является применение программно-целевого метода
1. Наличие государственной программы аналогичной направленности, которая содержит рекомендации о разработке исполнительными органами местного самоуправления соответствующих программ
10
2. Программный документ соответствует критерию, но в перечне мероприятий значительное количество представляет собой текущую деятельность органов управления администрации и подведомственных им учреждений. Кроме того, часть мероприятий Программы дублирует мероприятия других муниципальных программ
5
3. Программный документ не соответствует критерию
0
К3
Уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации муниципальной программы
1. Наличие в Программе целевых показателей Программы и индикаторов эффективности, положительной динамики этих показателей по годам реализации Программы. В случае отсутствия статистических сведений разработаны методы расчета текущих значений показателей
10
2. В Программе рассчитаны целевые показатели реализации Программы. Методика расчета этих показателей в Программе отсутствует
5
3. Целевые показатели Программы отсутствуют
0
К4
Уровень финансового обеспечения муниципальной программы и его структурные параметры
1. Финансовое обеспечение Программы из всех источников финансирования составило свыше 80 процентов от запланированного значения
10
2. Финансовое обеспечение Программы из всех источников финансирования составило от 50 до 80 процентов от запланированного значения
5
3. Финансовое обеспечение Программы из всех источников финансирования составило менее 50 процентов от запланированного значения
0
К5
Организация управления и контроля за ходом исполнения муниципальной программы
1. Отчет о ходе реализации Программы полностью соответствует установленным требованиям и рекомендациям
10
2. Отчет о ходе реализации Программы не содержит полного объема сведений, что затрудняет объективную оценку хода реализации Программы
5
3. Отчет о ходе реализации Программы не соответствует установленным требованиям и рекомендациям и должен быть переработан
0
------------------------------------------------------------------