"Соглашение между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов "Облсовпроф" и объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2013 год"
Включен в Реестр договоров (соглашений) Правительства Нижегородской области 5 февраля 2013 года, № в Реестре 1621
------------------------------------------------------------------
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ,
НИЖЕГОРОДСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ
"ОБЛСОВПРОФ" И ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "НИЖЕГОРОДСКАЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ" ПО ОСНОВНЫМ
НАПРАВЛЕНИЯМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА НА 2013 ГОД
(5 февраля 2013 г., № 55-П/37/А-56)
Список изменяющих документов
(в ред. дополнительного соглашения
от 13.08.2013 № 161-П/213/А-429)
Правительство Нижегородской области (далее - Правительство) в лице Губернатора Нижегородской области, Председателя Правительства В.П. Шанцева, действующего на основании Устава Нижегородской области, Нижегородское областное объединение организаций профсоюзов "Облсовпроф" (далее - Профсоюзы) в лице Председателя А.М. Соколова, действующего на основании Устава, объединение работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" (далее - Работодатели) в лице генерального директора В.Н. Цыбанева, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 27 апреля 1999 года № 40-З "О социальном партнерстве", трехстороннего регионального соглашения между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов "Облсовпроф" и объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" заключили настоящее Соглашение о согласованных действиях на территории Нижегородской области по основным направлениям совершенствования оплаты труда на 2013 год.
1. Цель и задачи Соглашения
1.1. Целью настоящего Соглашения является повышение реальных доходов, уровня и качества жизни населения и на этой основе достижение социальной справедливости, экономической и политической стабильности в регионе, определение основных направлений регулирования оплаты труда на основе социального партнерства.
1.2. Основными задачами настоящего Соглашения являются:
проведение единой тарифно-договорной политики на всех уровнях в отраслях, организациях всех форм собственности, городских округах и муниципальных районах, направленной на обеспечение права работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения;
регулирование социально-трудовых отношений на уровне региона в вопросах оплаты труда и занятости, создание нормальных и безопасных условий труда, обеспечение согласованного уровня социальных гарантий, компенсаций и льгот;
установление экономически обоснованных соотношений в уровне заработной платы по различным видам экономической деятельности, категориям работников; повышение производительности труда.
2. Совместные обязательства сторон
2.1. Включают в коллективные договоры, среднесрочные и долгосрочные планы развития организаций раздел, связанный с совершенствованием оплаты труда, его нормированием.
Создают условия и механизмы, способствующие реализации норм действующего трудового законодательства, регулирующего трудовые отношения.
2.2. Обеспечивают достижение прогнозных показателей роста среднемесячной заработной платы за счет реализации следующих мероприятий:
повышения уровня заработной платы на основе роста производительности труда и других показателей эффективности производства;
совершенствования нормирования труда в целях эффективного использования трудовых ресурсов и снижения материальных затрат;
недопущения необоснованной дифференциации в оплате труда работников отраслей экономики региона;
выравнивания уровня оплаты труда в городах и сельской местности как важнейшего условия для расширенного воспроизводства человеческого потенциала региона;
обеспечения в бюджетном секторе региональной экономики государственного регулирования оплаты труда на основе повышения минимальных размеров окладов (минимальных размеров должностных окладов), размеров минимальной ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам;
развития коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы, применение новых элементов социального пакета и морального поощрения для руководителей и высококвалифицированных работников.
2.3. С учетом экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Нижегородской области заключают региональное соглашение о минимальной заработной плате.
2.4. Устанавливают среднюю величину регионального договорного норматива - бюджета развития семьи трудоспособного населения для основных работников внебюджетного сектора экономики в размере 24709 рублей на 2013 год.
2.5. Устанавливают коэффициенты территориальной дифференциации по отношению к региональному договорному нормативу для расчета прогнозируемой среднемесячной заработной платы основных работников в конкретном муниципальном образовании в соответствии с приложением 1 к настоящему Соглашению.
2.6. Определяют в коллективных договорах виды, системы оплаты и стимулирования труда, размеры тарифных ставок (окладов), а также соотношения в размерах тарифных ставок (окладов) между категориями персонала и работниками различных профессионально-квалификационных групп, долю оплаты труда в себестоимости продукции, долю тарифной оплаты в общем фонде оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, иные выплаты, с учетом рекомендаций пунктов 4.1 - 4.7, 5.8 настоящего Соглашения.
2.7. Устанавливают квалификационные разряды, тарификацию работ рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а квалификационные характеристики должностей служащих - в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
2.8. Производят оплату за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (сверхурочные работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу в ночное время и т.д.), в соответствии с заключенными коллективными договорами. Доплата за тяжелые и вредные условия труда осуществляется всем категориям работников, занятым в этих условиях, пропорционально отработанному времени. Основанием для повышенной оплаты являются результаты аттестации рабочих мест.
2.9. Выплата заработной платы руководителям организаций и их структурных подразделений, их заместителям, а также административно-управленческому персоналу организаций независимо от организационно-правовых форм производится одновременно с выплатой заработной платы работникам.
2.10. В случаях имеющейся задолженности по заработной плате работникам премии руководителям организации не выплачиваются.
2.11. Организация, имеющая задолженность по заработной плате работникам, до погашения задолженности не вправе использовать средства, поступающие от реализации продукции, услуг, а также заемные денежные средства на цели, не связанные непосредственно с производственной деятельностью организации.
2.12. Совершенствуют оплату труда руководителей государственных унитарных предприятий Нижегородской области и акционерных обществ с участием Нижегородской области через систему коллективных и трудовых договоров, соизмеряя размер вознаграждения руководителей с результатами финансово-хозяйственной деятельности руководимых ими организаций.
2.13. Исключен. - Дополнительное соглашение от 13.08.2013 № 161-П/213/А-429.
2.14. Осуществляют государственный и общественный контроль за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату социальных пособий.
3. Обязательства Правительства
3.1. Производит оплату труда работников государственных учреждений Нижегородской области по отраслевым системам оплаты труда на основе использования профессиональных квалификационных групп в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
3.2. Осуществляет индексацию (повышение) заработной платы работников государственных учреждений Нижегородской области по решению Правительства Нижегородской области как при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, так и в течение очередного финансового года.
3.3. Обеспечивает поэтапный рост оплаты труда в бюджетном секторе экономики, последовательное повышение заработной платы отдельным категориям в соответствии с решениями, принимаемыми Правительством Нижегородской области, с учетом рекомендаций Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3.4. Совершенствует систему оплаты труда работников государственных учреждений Нижегородской области с учетом ежегодных Единых рекомендаций по установлению на региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, принимаемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, Нижегородской региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
3.5. Проводит мониторинг по реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2013 год (по итогам I полугодия и года).
3.6. Совершенствует систему оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Нижегородской области при заключении с ними трудовых договоров.
3.7. В соответствии с законодательством предоставляет субвенции местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
3.8. Устанавливает ежеквартально прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения Нижегородской области на основе потребительских цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.
3.9. Производит расчет прогнозируемой величины бюджета развития семьи трудоспособного населения и среднемесячной заработной платы в разрезе видов экономической деятельности, а также территориальных коэффициентов, вносит их на утверждение в Нижегородскую региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
3.10. Публикует ежеквартально в средствах массовой информации областные данные о сводном индексе цен на товары и услуги, прожиточном минимуме, размерах средней заработной платы по видам экономической деятельности и доходам граждан.
3.11. Содействует заключению территориальных тарифных соглашений во всех муниципальных образованиях Нижегородской области.
3.12. С целью соблюдения трудовых прав работников по своевременной и в полном размере выплате заработной платы координирует деятельность рабочей группы по обеспечению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы в организациях Нижегородской области.
4. Обязательства Работодателей
4.1. Формируют фонд оплаты труда с учетом расчетных показателей среднемесячной заработной платы основных работников внебюджетной сферы по видам экономической деятельности в соответствии с приложением 2 к настоящему Соглашению.
4.2. Повышают долю затрат на оплату труда в себестоимости продукции и услуг.
4.3. Устанавливают долю тарифной (постоянной) части оплаты труда в структуре заработной платы на уровне не менее 60 процентов в организациях внебюджетной сферы экономики, не менее 70 процентов в учреждениях бюджетной сферы экономики.
4.4. Обеспечивают минимальную месячную оплату труда работников в реальном секторе экономики не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения области.
4.5. Индексируют (повышают) уровень заработной платы в организациях внебюджетной сферы экономики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом мотивированного мнения первичного профсоюзного органа.
4.6. Применяют межразрядные тарифные коэффициенты и соотношения между категориями работников в коллективных договорах в соответствии с федеральными или областными отраслевыми соглашениями.
4.7. Выплачивают дополнительное вознаграждение работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
4.8. Отказываются от скрытых форм оплаты труда, обеспечивают полный учет выплачиваемой заработной платы.
4.9. Руководствуются положениями отраслевых тарифных соглашений и данного соглашения при заключении коллективных договоров.
4.10. Производят выплату заработной платы каждые полмесяца с обязательной выдачей работникам расчетных листков по окончании месяца и обеспечивают очередность платежей по заработной плате, согласно установленному порядку платежей.
4.11. В случае задержки выдачи заработной платы производят выплату ее с денежной компенсацией в размере одной двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока зарплаты, по день фактического расчета включительно.
4.12. Признают приостановку работы в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы как простой по вине работодателя.
4.13. Производят частичную выплату пособия по временной нетрудоспособности из собственных средств организации в соответствии с законодательством.
5. Обязательства Профсоюзов
5.1. Разъясняют работникам цели и задачи Соглашения.
5.2. Контролируют и добиваются своевременности выплаты заработной платы в организациях, для чего включают в коллективные договоры разделы, связанные с материальной ответственностью работодателя за задержку выплаты заработной платы.
5.3. Проводят мониторинг применяемых в организациях систем оплаты труда, тарифных ставок, выплат компенсационного характера, уровня заработной платы, обоснованности устанавливаемых тарифов и взаимосвязи их с нормированием труда.
5.4. Добиваются совершенствования нормирования труда, использования квалификационных требований и тарифно-квалификационных характеристик на основе научно обоснованных государственных рекомендаций.
5.5. Рассматривают заявления и обращения работников по вопросам оплаты труда и принимают по ним соответствующие решения, представляют интересы работников в суде, добиваются привлечения к ответственности нарушителей трудового законодательства.
5.6. Выступают с инициативой по заключению коллективных договоров с включением в них взаимных обязательств сторон по определению систем и размеров оплаты труда, выплатам пособий и компенсаций.
5.7. Отстаивают и защищают интересы, права и льготы трудовых коллективов.
5.8. Через заключение коллективных договоров добиваются:
5.8.1. Оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, согласно законодательству Российской Федерации - не менее 2/3 ставки, оклада работника, по вине работодателя - 2/3 средней заработной платы работника либо в повышенном размере.
5.8.2. Осуществления дополнительных выплат социального характера работникам за счет средств организации.
5.8.3. Соотношения фонда оплаты труда с результатами финансово-экономических показателей деятельности организаций.
5.9. Осуществляют общественный контроль по целевому использованию средств, предназначенных на оплату труда, своевременной выплате заработной платы и ликвидации задолженности по ней.
5.10. Нижегородское областное объединение организаций профсоюзов "Облсовпроф" оказывает профсоюзным комитетам организаций:
5.10.1. Юридическую поддержку в отстаивании своих прав в сфере трудового законодательства и выполнении обязательств по коллективным договорам.
5.10.2. Бесплатную консультативную помощь по подготовке и заключению коллективных договоров.
5.10.3. Регулярно информирует профсоюзные организации и объединения профсоюзов об уровне средней заработной платы в области по видам экономической деятельности, об изменении индекса, росте индекса потребительских цен на товары и услуги, размере прожиточного минимума по различным социальным группам населения.
5.10.4. Принимает участие в работе над законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам оплаты труда и уровня жизни населения.
5.10.5. Проводит учебу профсоюзного актива по вопросам контроля за соблюдением трудового законодательства и предоставлением государственных гарантий.
6. Порядок действия Соглашения
6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, и действует в течение 2013 года.
6.2. Положения Соглашения являются обязательными для организаций и применяются работодателями при заключении коллективных договоров с работниками. Действие Соглашения распространяется на работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу.
6.3. Приложения являются неотъемлемой частью данного Соглашения.
6.4. Контроль за выполнением включенных мероприятий в Соглашение осуществляется Нижегородской региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений с обсуждением итогов на ее заседании один раз в год.
6.5. Возникшие конфликты и разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.6. В течение срока действия данного Соглашения при условии выполнения содержащихся в нем обязательств объединения профсоюзов воздерживаются от забастовок и других акций протеста.
6.7. Текст Соглашения размещается на официальных сайтах Правительства Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области, Нижегородского областного объединения организации профсоюзов "Облсовпроф", объединения работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей", основные положения публикуются в газетах "Нижегородская правда" и "Профсоюзная трибуна".
Губернатор Нижегородской области,
Председатель Правительства
В.П.ШАНЦЕВ
Председатель Нижегородского областного
объединения организаций профсоюзов
"Облсовпроф"
А.М.СОКОЛОВ
Генеральный директор объединения
работодателей "Нижегородская ассоциация
промышленников и предпринимателей"
В.Н.ЦЫБАНЕВ
Приложение 1
к Соглашению
по основным направлениям совершенствования
оплаты труда на 2013 год
от 05.02.2013 № 55-П/37/А-56
КОЭФФИЦИЕНТЫ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ К РЕГИОНАЛЬНОМУ ДОГОВОРНОМУ
НОРМАТИВУ - БЮДЖЕТУ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ
№ Наименование муниципальных Территориальный
п/п районов и городских коэффициент
округов
1 Ардатовский 0,60
2 Арзамасский 0,65
3 Балахнинский 0,78
4 Богородский 0,75
5 Большеболдинский 0,60
6 Большемурашкинский 0,65
7 город Бор 0,95
8 Бутурлинский 0,65
9 Вадский 0,68
10 Варнавинский 0,70
11 Вачский 0,60
12 Ветлужский 0,60
13 Вознесенский 0,65
14 Володарский 0,80
15 Воротынский 0,65
16 Воскресенский 0,55
17 город Выкса 1,30
18 Гагинский 0,58
19 Городецкий 0,82
20 Дальнеконстантиновский 0,65
21 Дивеевский 0,80
22 Княгининский 0,65
23 Ковернинский 0,60
24 Краснобаковский 0,60
25 Краснооктябрьский 0,60
26 Кстовский 1,30
27 Кулебакский 0,80
28 Лукояновский 0,65
29 Лысковский 0,65
30 Навашинский 0,90
31 Павловский 0,76
32 город Первомайск 0,85
33 Перевозский 0,63
34 Пильнинский 0,60
35 Починковский 0,63
36 Семеновский 0,65
37 Сергачский 0,62
38 Сеченовский 0,60
39 Сокольский 0,60
40 Сосновский 0,60
41 Спасский 0,55
42 Тонкинский 0,63
43 Тоншаевский 0,66
44 Уренский 0,66
45 Чкаловский 0,70
46 Шарангский 0,65
47 Шатковский 0,58
48 город Шахунья 0,65
49 город Арзамас 0,80
50 город Дзержинск 0,95
51 город Саров 1,5
52 город Нижний Новгород 1,30
53 В целом по области 1,00
Примечание: территориальный коэффициент распространяется на основных работников реального сектора экономики.
Приложение 2
к соглашению
по основным направлениям совершенствования
оплаты труда на 2013 год
от 05.02.2013 № 55-П/37/А-56
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
ОСНОВНЫХ РАБОТНИКОВ (ПО ДОЛЖНОСТЯМ, ПРОФЕССИЯМ) ВНЕБЮДЖЕТНОЙ
СФЕРЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2013 ГОД
Наименование видов экономической деятельности 2013
год
(руб.)
Бюджет развития семьи по области 24 709
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 13 590
Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях 8 401
Добыча полезных ископаемых 16 061
Обрабатывающие производства, в т.ч.: 24 709
Производство пищевых продуктов, включая напитки 20 991
Текстильное и швейное производство 12 849
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 11 119
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, 14 825
кроме мебели
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая 27 180
деятельность
Производство целлюлозы, древесной массы, картона и изделий из них 27 180
Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование 27 180
записанных носителей информации
Производство кокса и нефтепродуктов 53 124
Химическое производство 29 651
Производство резиновых и пластмассовых изделий 24 709
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 27 180
Металлургическое производство и производство готовых металлических 30 812
изделий
Металлургическое производство 34 593
Производство готовых металлических изделий 24 709
Производство электрооборудования, электронного и оптического 25 944
оборудования
Производство офисного оборудования и вычислительной техники 19 767
Производство электрических машин и электрооборудования 22 238
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, 34 593
телевидения и связи
Производство изделий медицинской техники, средств измерений, 24 709
оптических приборов и аппаратуры, часов
Производство транспортных средств и оборудования, в т.ч.: 27 180
Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих 27 180
транспортных средств
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 27 180
Прочие производства 16 555
Производство мебели и прочей продукции, не включенные в другие 14 825
группировки
Обработка вторичного сырья 24 709
Производство машин и оборудования (без производства оружия и 24 709
боеприпасов)
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 30 886
Производство, передача распределение электроэнергии, газа, пара и 30 886
горячей воды
Сбор, очистка и распределение воды 21 003
Строительство 21 003
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, 18 530
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их 24 709
техническое обслуживание и ремонт
Оптовая торговля, включая торговлю через агентов 19 767
Розничная торговля 16 061
Деятельность гостиниц и ресторанов 18 530
Транспорт и связь, в том числе: 31 133
Деятельность сухопутного транспорта 29 000
Деятельность железнодорожного транспорта 33 150
Деятельность прочего сухопутного транспорта 18 532
Транспортирование по трубам 54 360
Деятельность водного транспорта 30 886
Деятельность воздушного транспорта 24 700
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, в том 20 785
числе:
Деятельность туристических агентств 24 709
Связь 33 357
Финансовая деятельность 49 418
Страхование 32 122
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 33 604
Операции с недвижимым имуществом 17 296
Научные исследования и разработки 43 241
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; 33 851
обязательное социальное обеспечение
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных 19 767
услуг
Удаление сточных вод, отходов, аналогичная деятельность 20 261
Примечание: основные работники предприятия (организации) - все работники, за исключением рабочих 1, 2 разряда (и приравненных к ним), а также менеджмент среднего звена организации начиная с уровня начальника цеха, отдела и выше.
------------------------------------------------------------------